Вход / Регистрация
05.11.2024, 01:36
Религиозные учебники
Решила я тут прочесть учебники по новому школьному предмету "Основы религиозных культур и светской этики". В принципе, это под силу сделать каждому: например, любой учебник издательства "Просвещение" по этому предмету не толще 96 страниц, учитывая обилие иллюстраций и широкие декорированные поля.
Все пособия входят в список рекомендованных Министерством образования и науки. Учебников всего шесть, как и вариантов выбора для родителей, чьи дети идут в четвёртый класс: именно на этот возраст рассчитано преподавание нового предмета. Соответственно, для своего ребёнка можно выбрать один из шести так называемых модулей: основы мировых религиозных культур, основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы светской этики.
Последняя дисциплина заслужила особенно много упрёков со стороны экспертов. В частности, сотрудник Института философии РАН, кандидат наук Ольга Зубец написала сокрушительную рецензию на учебник "Просвещения" по данной дисциплине. "Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности", — замечает Зубец, добавляя, что даже термин "светская этика" противоречит здравому смыслу, потому что этика по сути своей понятие светское и таковым предстаёт во всех авторитетных философских трудах. Ну а сам учебник грешит директивно-назидательным тоном и к тому же фактическими ошибками, пишет эксперт.
Надо признать, именно "Основы светской этики" под редакцией Бондаренко и Перова действительно вызывают наибольшее недоумение. Во-первых, в выходных данных пособия имена авторов отсутствуют, известны они только из экспертизы Ольги Зубец.
Первый сюрприз в тексте — иллюстрация к уроку №4, "Особенности морали". На ней — фотография заседания Госдумы с подписью: "В основе законов, принимаемых Государственной Думой Российской Федерации, лежат моральные нормы". Так и думается при виде такого: вот уж действительно — особенности морали. То ли национальной, то ли авторов учебника. Вроде бы ничего предосудительного, но ребёнку ненавязчиво так вкладывается в голову идея о том, что все законы, принимаемые родным парламентом, изначально и несомненно моральны, правильны, добродетельны.
Напрашивается мысль, что главное в этом курсе — воспитать лояльного гражданина, тем более, что все шесть учебников начинаются одним и тем же введением авторства А. Я. Данилюка, где разговор о религиях почему-то начинается со слов: "Мы живём в замечательной стране, имя которой — Российская Федерация, или, коротко, Россия. Произнесите это имя вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…".
Ну да бог с ним, с патриотизмом, в конце концов, воспитывать любовь к Родине — это хорошо. Однако дальше — больше. Оказывается, авторы учебника чётко знают ответ на вопрос, что есть добро и зло, и готовы на пальцах объяснить это школьникам.
В глаза бросается отсутствие внятной системы изложения материала, например, глава "Нравственные идеалы" появляется через пять глав после того, как юному читателю объяснили суть "нравственного поступка", а сами объяснения сформулированы по принципу "что такое хорошо и что такое плохо". Ольга Зубец по этому поводу замечает: "Философия нацелена на формирование способности критически мыслить, подвергать рациональному анализу в том числе и утверждения, относящиеся к области морали, на сомнение в общепринятых словесных морализирующих формах.
Предлагаемый текст, наоборот, ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение". Куда там критическое осмысление: в уроке пятом чёрным по белому написано: "Итак, добро — это…" И перечисление того, что авторы этим самым добром считают. И читающему ясно, что лучше не спорить, а то ведь "в обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция".
Меня, признаться, слегка передёрнуло на этом месте от того, что в пятом классе я вообще не знала о существовании прокуратуры. А в наши суровые дни уголовно-процессуальные реалии подступили к обыденной жизни так близко, что скоро любой несмышлёныш вам расскажет, зачем нужен прокурор.
Впечатление бессистемных наставлений о добре и зле "для самых маленьких" производит и учебник Андрея Кураева "Основы православной культуры". Во-первых, почему православной, а не христианской? Впрочем, ответ очевиден: учебник составлен не для того, чтобы преподать детям основы культуры, а для того, чтобы сформировать у них религиозное мировоззрение.
Логично было бы ожидать краткого изложения евангельских сюжетов, тем более, что в пособиях по основам исламской, иудейской и буддийской культурам есть подобные главы с пересказом основных религиозных текстов.
Однако в кураевском пособии их нет. Не даётся ни общего понятия об основных православных праздниках (кроме Пасхи), ни об устройстве храма, ни о символике икон, хотя, казалось бы, почему бы не объяснить, что означают те или иные цвета или предметы. Это было бы действительно научное знание, понятие о культуре. Вместо этого — фразы в духе: "Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно".
И рассказы о том, что есть подвиг, труд, совесть, "чудо в жизни христианина" и многое другое — устами православного батюшки.
Учебники по основам мусульманской, иудейской и буддийской культур дают минимум исторической и культурологической информации, хотя светским из них можно назвать только "Основы мировых религиозных культур" под редакцией А. Беглова: в нём рассказывается обо всех религиях понемногу и достаточно нейтрально. Да и то, в уроке №21 неожиданно утверждается, что "религия — это связь человека и Бога".
Остальные учебники представляют собой самое настоящее религиозное образование для верующих. Нужно ли его получать ребёнку — решать родителям. Но всё-таки непонятно, зачем понадобилось соединять воскресную школу с общеобразовательной. Казалось бы, лучшее место для неё — при храме, мечети или синагоге, при светском-то государстве. Но видно, время такое настало: если вы не идете к батюшке — батюшка придёт к вам.
журналист Анна Байдакова
 
Источник: http://www.rosbalt.ru
Комментарии 10
0
Манжур
13.09.2012 04:46
[Материал]
Вот такие письма в школы пишут адекватные родители:
1. Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции. 2. Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. 3. Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». 4. ... Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет в кратчайшие сроки устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права на выбор учебного модуля, мы оставляем за собой право обратиться в прокуратуру и суд. |
0
Боец
12.09.2012 21:30
[Материал]
Уже не стесняясь почти в открытую ведут "обыдление" населения.
Беда в том, что почти бесполезно (да и бессмысленно) сопротивляться системе. Деградация ведётся осознанно, и целенаправленно. Раньше наблюдал только осторожные посылы в этом направлении. Теперь уже в наглую брешут и не стесняются. |
0
Боец
12.09.2012 22:53
[Материал]
Не сколько сопротивляться, сколько отстраняться от того что вокруг творится, что большинство собственно и делает.
Учёного не обыдлишь. А вот создать псевдоучёного можно, и поставить его на место ушедшего на пенсию. А тех кто не ушёл пока, и кого не заменили - запугивать, высмеивать, а особо ретивых - уничтожать. |
0
kir9lebedev
12.09.2012 15:19
[Материал]
Родители учи своих детей сами. Рассказывайте им что есть, что на самом деле. Если ребенок будет основываться только на таких вот книжках в своем развитии, то вы получите тряпку а не нормального человека.
|