Ученые недооценили способности млекопитающих к регенерации
Работа опубликована в журнале Nature, ее краткое описание можно прочитать в редакционной заметке или на сайте ScienceNow.
Ученые исследовали два вида обитающих в Кении иглистых мышей: Acomys kempi и Acomys percivali. Внешне от обычных мышей они отличаются прежде всего мехом, который слипается в иголки, из-за чего животные несколько напоминают ежей.
Кожа иглистых мышей оказалась очень непрочной: даже при аккуратном обращении, ее можно случайно повредить, обнажив при этом мышцы. Очевидно, что в естественной среде это происходит достаточно часто: у многих пойманных экспериментаторами в природе мышей были видны следы восстанавливающихся ран. При этом на месте ранения не образовывалось шрама: со временем кожа и мех полностью отрастали.
Во время регенерации сначала происходит быстрая миграция клеток эпителия на поверхность раны, а затем под ними образуется скопление эмбрионально-подобных клеток. Из последних затем вырастают новые полноценные волосяные луковицы. При образовании шрама, которое типично для млекопитающих, ничего из вышеперечисленного обычно не происходит.
В результате нескольких экспериментов (все они проводились под анестезией) оказалось, что кожа Acomys в 20 раз менее прочная, чем кожа домашних мышей, а энергии на ее повреждение требуется в 70 раз меньше. При этом в коже животных нет особых "линий отрыва", слабых мест, которые описаны, например, у гекконов.
По словам ученых, иглистые мыши используют непрочность своей кожи как механизм избегания хищников - точно так же, как это делают ящерицы с хвостом, а осьминоги и кальмары со щупальцами. Это явление биологи называют автотомией, и оно крайне редко встречается у млекопитающих. Даже в редких описанных случаях (с хвостом у некоторых грызунов), потерянный орган никогда не восстанавливается.
Ученые надеются, что изучение иглистых мышей позволит понять механизмы сдерживания регенерации у млекопитающих и создать инструменты для снятия этого ограничения.