/ Новости сайта / Археология / Древние римляне сделали кубок с применением нанотехнологий
29.08.2013

Древние римляне сделали кубок с применением нанотехнологий

Оценка: 0.0    2670 2 Археология
Римский кубок, изготовленный 1600 лет назад, может быть примером нанотехнологий, считают эксперты. Таинственный Кубок Ликурга, сделанный из дихроичного стекла, способен менять цвет с зеленого на красный, в зависимости от освещения.

При создании чаши, которая выставлена в Британском музее в Лондоне, были использованы технологии, которые сейчас называют нанотехнологиями – контролируемое манипулирование материалами на атомном и молекулярном уровне.

Эти технологии, по мнению ученых, могут быть использованы в различных областях — от диагностики заболеваний до выявления бомб в аэропортах.

После изучения осколков стекла чаши под микроскопом, ученые обнаружили, что римляне пропитали его крошечными частицами серебра и золота около 50 нанометров в диаметре, что в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли.

Точное соотношение металлов и столь тщательное измельчение привело экспертов к выводу, что римляне были пионерами нанотехнологий.

Археолог Йен Фристоун из Университетского колледжа в Лондоне, который исследовал чашу и ее необычные оптические свойства, называет создание кубка "удивительным подвигом". Кубок меняет цвет в зависимости от того, с какой стороны наблюдатель на него смотрит.

Чаша, по всей видимости, использовалась для употребления напитков в исключительных случаях, и как считают эксперты, ее цвет менялся в зависимости от напитка, которым ее наполняли.

Конечно, ученые не могли исследовать единственный в своем роде кубок и наполнять его различными жидкостями. А потому они были вынуждены заново воссоздать Кубок Ликурга, нанеся на стекло микроскопические частицы золота и серебра. После этого исследователи поэкспериментировали с различными жидкостями с целью выяснить, как будет меняться его цвет.

Новый кубок, заполненный водой, как выяснили ученые, светится голубым, а при заполнении маслом — ярко-красным.

В то время как эксперимент может помочь археологам понять, как работает чаша, он также может помочь ученым в разработке устройств для обнаружения патогенных микроорганизмов в слюне или моче, или для определения жидкостей, которые террористы могут попытаться переправить на самолетах.

Источник:  http://fedpost.ru/