/ Новости сайта / Наука и Технологии / Работа иммунной системы подчинена биологическим часам
08.11.2013

Работа иммунной системы подчинена биологическим часам

Оценка: 0.0    1097 0 Наука и Технологии
Работа иммунной защиты организма зависит от биологических часов, благодаря которым мы подстраиваемся к смене дня и ночи, поэтому ночные смены или частые перелеты, сбивающие режим сна и бодрствования, приводят к проблемам со здоровьем, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Жизнь животных и человека, подчиняется циркадным ритмам — "внутренним часам", которые помогают организму отмерять время и запускать соответствующие времени суток биологические процессы. В свою очередь биоритмами млекопитающих управляют внешние стимулы, например, смена световых дня и ночи. Известно, что нарушение биоритма может способствовать развитию воспалительных заболеваний.

Ксяофей Ю (Xiaofei Yu) из Юго-западного медицинского центра Университета Техаса в Далласе (США) исследовали на мышах, какие гены и белки оказывают влияние на определенный тип иммунных клеток — Т-лимфоциты 17 (TH17). Эти клетки "населяют" пищеварительный тракт, защищая его от грибковых и бактериальных инфекций. Однако их слишком большая активность может приводить к развитию аутоиммунных заболеваний, например, воспаления кишечника.

Ученые обнаружили белок NFIL3, который подавляет развитие клеток TH17. Они также выяснили, что активность гена, кодирующего этот белок, в свою очередь зависит от одного из ключевых компонентов механизма биологических часов — белка Rev-erb alpha. Таким образом, оказалось, что формирование клеток TH17 непосредственно зависит от работы биологических часов.

Действительно, выработка клеток TH17 у грызунов следовала циклу смены дня и ночи, установили ученые. При его нарушении производство этих иммунных клеток увеличивалось, а вместе с ним возрастала и уязвимость грызунов к воспалению кишечника.

Обнаруженная Ю и его коллегами связь работы иммунной системы с биологическими ритмами может частично объяснить проблемы со здоровьем, которые возникают у людей, работающих в ночную смену или часто путешествующих на самолете.