Эпидемии смеха
Смертельный «марафон»
Наибольший резонанс, пожалуй, получила так называемая пляска святого
Вита. В середине июля 1518 года жительница французского города
Страсбурга мадам Троффеа вышла из дома и… принялась плясать без
остановки. Плясала она шесть дней подряд. Постепенно к ней стали
присоединяться и другие горожане. Неделю спустя таких плясунов на улицах
города было уже 34. Тогда городские власти, решив, что подобное лечится
подобным, предоставили танцорам целую залу в здании муниципалитета и
наняли музыкантов, чтобы те аккомпанировали желающим танцевать.
Но, увы, эти меры привели лишь к тому, что количество плясунов возросло.
К концу августа их насчитывалось около 400 человек. Люди взывали о
помощи, утверждая, что танцуют помимо своей воли, что их заставляет
кружиться и подпрыгивать какая-то неведомая сила. Разумеется,
безостановочные пляски не могли пройти бесследно: несколько десятков
несчастных скончались от переутомления, разрыва сердца или
апоплексических ударов.
Со временем специалисты пришли к выводу, что жители Страсбурга были
больны «пляской святого Вита». По преданию, этот святой жил на острове
Сицилия и был умерщвлен в 303 году по приказу римского императора
Диоклетиана, устроившего гонения на христианство. А в XVI столетии в
Западной Европе распространилось поверье, что у того, кто в день памяти
святого Вита (15 июня) спляшет перед его статуей, в течение целого года
не будет проблем со здоровьем. Это привело к тому, что в указанный день
возле статуй святого толпились тысячи людей. Они танцевали, как
заведенные, в течение многих часов, впадая в транс… Этим увлекались и
жители Страсбурга. Но после «танцевальной лихорадки 1518 года», как
впоследствии окрестили это событие, «пляской святого Вита» стали
называть не обряд, а болезнь.
Исследователь Джон Уоллер в книге «Время танцевать, время умирать»
выдвинул версию, что «танцевальная лихорадка» стала следствием целой
цепочки неблагоприятных обстоятельств. В тот год заморозки и град
погубили урожай на полях, и в Эльзасе наступил голод. Ослабленные люди
легко становились жертвами болезней. Вспыхнули эпидемии оспы, сифилиса,
проказы. Сотни эльзасцев умирали, в сердцах выживших воцарились страх и
отчаяние. Возможно, некоторые из них решили обратиться за помощью к
святому Виту, а потом уже не могли остановиться.
Современная медицина считает «пляску святого Вита» наследственным
заболеванием мозга, симптомами которого являются непроизвольные движения
рук, ног и туловища больных, что действительно напоминает танец. У
недуга есть и научное название: хорея Сиденгама. Но остается непонятным,
почему генетическим заболеванием страдало одновременно столько людей и
почему симптомы проявились у них одновременно.
Смех сквозь слезы
Известны и другие случаи массовых психозов и неврозов. Так, в 1962
году Танганьику охватила «эпидемия смеха». Началось все с женской
школы-пансиона в деревне Кашаша на западном берегу озера Виктория.
Кто-то из учениц отпустил шутку, несколько школьниц начали смеяться и…
не смогли остановиться. Вскоре «эпидемия» охватила все учебное
заведение.
Школу пришлось закрыть, но «заболели» и родители пансионерок, за ними
остальные жители Кашаши и обитатели соседних деревень. «Заболевшие» были
преимущественно женского пола. Со временем смех стал вызывать у них
боль, приступы плача, проблемы с дыханием. Многие теряли сознание, на
коже у них появлялась сыпь. Но самое ужасное, что они не могли перестать
смеяться. Загадочная эпидемия продолжалась целых полтора года.
Синдром «ходячего трупа»
Существует также довольно редкое психическое заболевание,
заставляющее людей думать, что они мертвы. По статистике, им страдает
всего несколько сот человек в мире.
Синдром Котара – так официально называется этот недуг – по мнению
медиков, является одной из разновидностей депрессии. Первый подобный
случай был зафиксирован в 1880 году французским неврологом Жюлем
Котаром. Проявления недуга могут быть самыми различными. Одни пациенты
теряют способность двигать конечностями. Другие не могут есть. Некоторые
пытаются покончить с собой, например сжечь себя кислотой, чтобы
«освободиться» от «мертвой» плоти.
В 2008 году одна 53-летняя жительница Нью-Йорка заявила своим
родственникам, что она умерла и пахнет как гниющая рыба. Женщина
попросила отвезти ее в морг, где она могла находиться вместе с другими
покойниками. Но вместо этого родные вызвали ей скорую. После месяца
лечения дама поправилась.
У пациента по имени Грэм, жителя Британии, синдром Котара был
диагностирован девять лет назад. В одно прекрасное утро мужчина
проснулся и почувствовал уверенность в том, что он уже скончался. Он не
мог ни есть, ни курить, ему не хотелось с кем-либо разговаривать. У
мужчины начали выпадать волосы, и он перестал чистить зубы – ему
казалось, что если зубы почернеют, это будет больше соответствовать
«имиджу» мертвеца. Но в то же время где-то на подсознательном уровне он
понимал, что еще жив.
Грэм стал регулярно ходить на местное кладбище: «Я просто чувствовал,
что мог бы остаться там, − вспоминает он. − Там я был ближе всего к
смерти».
Все же его родные настояли, чтобы Грэм обратился к докторам, а те
направили его на обследование в университет Льежа в Бельгии. «Там пришел
какой-то человек, который говорит, что он мертв!» − доложила секретарша
профессору, к которому Грэм явился на прием.
Сканирование показало, что активность в лобной и теменной зонах мозга
пациента слишком низка, как будто он находился в состоянии сна.
Понадобились месяцы терапии и медикаментозного лечения, чтобы больной
более-менее пришел в норму.
В некоторых случаях больные синдромом Котара уверены, что у них
отсутствуют те или иные части тела. Так, одна женщина, страдавшая
почечной недостаточностью, как-то явилась на сеанс диализа в страшном
смятении. По ее словам, ей казалось, что левая рука ей не принадлежит.
Как выяснилось, эта пациентка, помимо больных почек, страдала еще и
опоясывающим лишаем, и ей прописали безобидный вроде бы препарат
ацикловир. Это лекарство от герпеса в 1% случаев вызывает отклонения в
психике, в том числе и син-дром Котара.
Андерс Хеллден из больницы Каролинского института и Тумас Линден из
Сальгренской академии (Швеция) обнаружили в медицинских архивах записи о
восьми эпизодах, когда у людей, принимавших ацикловир, был выявлен
синдром Котара. У семи из них при этом были проблемы с почками. Если
доза препарата снижалась или он удалялся из крови посредством диализа,
симптомы исчезали.
Похитители гениталий
Еще один известный вид психоза носит название синдром Коро. Первый
эпизод зафиксирован примерно в 300 году до нашей эры. Синдром Коро
связан с необъяснимым страхом мужчин лишиться своих гениталий.
Представители сильного пола опасаются, что их «достоинство» будет
украдено, усохнет, съежится в размерах.
Чаще всего эпидемии синдрома Коро отмечаются в африканских и азиатских
странах. Последний подобный случай был зафиксирован в 1967 году в
Сингапуре. Тысячи мужчин пытались защитить свои фаллосы при помощи
различных приспособлений наподобие зажимов или колышков, чтобы никто не
мог до них добраться.
Скорее всего, это связано с магическими верованиями, согласно которым
существуют демоны, способные похищать мужские гениталии. Кроме того,
есть вид магии, которая делает гениталии невидимыми. Хотя на самом деле
они никуда не исчезают, но пользоваться ими по назначению мужчина уже не
может… В общем, психика – дело тонкое, и разнообразные синдромы могут
здорово испортить нам жизнь.