12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева
1 ЧАША.
Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет
ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь
распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также
образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ.
По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и
причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти:
помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса
через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого
Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении
пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную
жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке
благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО.
В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал
Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в
Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ.
В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает
правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога
Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал
митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет,
чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН.
Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу,
свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука
Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении
его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на
динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть
приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в
мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ
(накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос.
Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его
двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.
Круговая композиция
«Композиция «Троицы», — рассказывает
Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое
значение вечности, любви и божественного триединства.
Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг». |
В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у
себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле
своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех
путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин
пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а
жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего
теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму,
что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский —
«великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название
«Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму
явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в
сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и
Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому
трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».
Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три
ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, —
в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме
обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого
собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в
Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно
особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и
сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика.
Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на
страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный
ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», —
отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается
сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский
историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть
вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие
дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает
отвлечься на сюжет библейского события».
ХУДОЖНИК
Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника. Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы). До 1405 — Принял монашество под именем Андрей . 1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились). 1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно). Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году). Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно). Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре. 1988 — Причислен к лику святых. |
Комментарии 10
0
tybctq
07.01.2014 13:39
[Материал]
Во первых написана картина когда была? вот вот она была создана для того времени и несла она энергию Светлых Сил, и сейчас несет эта "мазня", как вы ее называете, чистую энергию Света и Любви, это так очевидно! Почему всегда пытаемся очернить наше прошлое, зачем, кто Вас толкает на это? Сейчас идет новое направление в живописи, называется "космизм", где картины несут также мощную энергетику, так Запад раскупает эти картины как горячие пирожки в свои домашние коллекции, а мы не только не приобретаем, но и пытаемся все очернить, поищите в Инете может они вас почистят, украинский художник Валерий Моругин космист, из 1000 или около произведений 800 ушли за бугор, а нам он мало известен.
|
0
Sokolov
07.01.2014 12:39
[Материал]
а русский ли ты, Соколов?! Или чужую фамилию присвоил? Что-то сильно сомневаюсь я, раз ты святыню РУССКОГО православия мазнёй считаешь
"Не сотвори себе кумира", так, кажется, в Библии написано и еще "... для служения Господу, не требуется действие рук человеческих, ибо Господь в нерукотворных храмах живет.." Молится на предмет материального мира - это идолопоклонство. Хотя, пусть об этом рассуждают теологи. Всех с Рождеством! |
0
Аня
06.01.2014 20:49
[Материал]
Это всего лишь картинка намалёваная человеческой рукой. В Библии даже ангелы запрещали чтобы им поклонялись. Откровение 22:9 " Но он сказал мне: «Смотри, не делай этого! Я всего лишь сораб тебе, и твоим братьям, пророкам, и тем, кто соблюдает слова этого свитка. Богу поклонись». Однажды Иисус сказал: Впрочем, настает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец и ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:22—24). А в Деяниях 17:29 говориться: Итак, как потомство Бога, мы не должны думать, что Божья Сущность подобна золоту, серебру или камню, как некое высеченное произведение искусства и вымысла человека......
|