/ Новости сайта / Космос / Телескоп "Ферми" нашел необычный "переменный" гамма-пульсар
16.01.2014

Телескоп "Ферми" нашел необычный "переменный" гамма-пульсар

Радиотелескоп "Ферми" помог астрономам обнаружить в созвездии Лебедя крайне необычный пульсар, видимый в гамма-части спектра, энергия и другие параметры гамма-излучения которого достаточно быстро меняются, что считалось невозможным ранее, говорится в сообщении, опубликованной в интернет-версии журнала Symmetry.

"Мы считали, что гамма-излучение пульсаров является стабильным по своей силе и многолетние наблюдения превратили это утверждение в аксиому. Наши наблюдения разрушили это представление", — заявил Луиджи Тибальдо из Стэнфордского университета (США).

Тибальдо и его коллеги открыли крайне необычный пульсар и смогли объяснить его природу, изучая данные, собранные орбитальным телескопом "Ферми" при изучении туманности Садр (IC 1318), расположенной в пределах созвездия Лебедя. Почти сразу после выхода на орбиту в 2008 году, "Ферми" обнаружил здесь гамма-пульсар PSR J2021+4026, который не казался учёным чем-то необычным.

Когда астрономы сравнили его свойства в разные годы наблюдений, данный пульсар сразу привлёк их внимание. На протяжении первых трёх лет наблюдений, с 2008 по 2011 год, энергия гамма-излучения этой "мёртвой" звезды постепенно росла, однако в октябре 2011 года она упала почти на 20% за астрономическое мгновение — меньше чем неделю.

Причиной этого, по словам Тибальдо и его коллег, послужили изменения в работе магнитного поля на поверхности пульсара и в его окрестностях. Данные поля, как объясняют учёные, управляют тем, как вращаются и в какую сторону направлены узкие пучки энергии, которые излучают пульсары и которые мы видим при помощи наземных и орбитальных телескопов.

В случае с PSR J2021+4026, линии магнитного поля "разорвались" и поменяли конфигурацию, в результате чего "луч" пульсара сместился, что и объясняет падение в силе гамма-излучения, которое было зафиксировано "Ферми". Тем не менее, исследователи пока осторожно подходят к выводам и планируют найти и изучить ещё один такой же пульсар для проверки своих теорий.