/ Новости сайта / Космос / Мессье 83 - галактика с двойным ядром
23.01.2014

Мессье 83 - галактика с двойным ядром

Это новое изображение от орбитального телескопа Хаббл демонстрирует спиральную галактику Мессье 83 (Messier 83), иначе называемую Южная Вертушка. Одна из крупнейших и ближайших к нам спиральных галактик с перемычкой, эта галактика является поразительной и загадочной; в ней произошло большое количество взрывов сверхновых, и полагают, что в её центре скрыто двойное ядро.

Мессье 83 не из тех космических объектов, которые сливаются с фоном. Расположенная в созвездии Гидры (морской змеи) примерно в 15 миллионах световых лет от Земли, она представляет собой одну из самых выдающихся галактик подобного типа в нашем небе. Она является центром группы галактик, известной как группа Центавр A/M83, членами которой считаются также линзовидная галактика Центавр A и неправильная галактика NGC 5253.

Классификация спиральных галактик производится в зависимости от их структуры и внешнего вида, например, насколько плотно закручены спиральные рукава и каковы характеристики центральной выпуклости. Мессье 83 имеет перемычку из звезд, пересекающую её центр, что классифицирует галактику как спиральную с перемычкой. Млечный Путь также принадлежит к этой категории.

Считается, что эти перемычки действуют подобно воронкам, направляя газ внутрь к самому центру галактики. Этот газ затем идёт на образование новых звезд, а также подпитывает центральную черную дыру галактики, это объясняет, почему многие спиральные галактики с перемычкой, включая Мессье 83, имеют очень активные и яркие центральные области.

Однако, центр Мессье 83 загадочен и необычен. В этой удивительной спиральной галактике имеет место явление, известное как двойное ядро - особенность, которая также была обнаружена в ближайшей к нам спиральной галактике Андромеды. Это не значит, что Мессье 83 содержит две центральные черные дыры, но её единственная сверхмассивная черная дыра может быть окружена неравномерным диском из звёзд, которые вращаются вокруг черной дыры, создавая видимость двойного ядра.

Эта центральная область представляет собой очень странное место. Ни один из двух компонентов, входящих в состав двойного ядра, фактически не совпадает с кинематическим центром галактики – областью в центральной части Мессье 83, которую определяет движение звёзд в её пределах. Второе ядро можно обнаружить путём изучения распределения масс в галактике.

В двойном ядре Мессье 83 произошло довольно много взрывов сверхновых – в общей сложности наблюдаемых взрывов было шесть: SN 1923A, SN 1945B, SN 1950B, SN 1957D, SN 1968L и SN 1983N. По количеству сверхновых только две галактики могут сравниться с Южной Вертушкой: Мессье 61, которая также имеет шесть наблюдаемых сверхновых, и NGC 6946, которая возглавляет список, имея девять сверхновых. Помимо этих взрывов, в Мессье 83 было найдено почти 300 остатков сверхновых, обнаруженных с помощью данных, благодаря которым составлено новое изображение. В настоящее время эти наблюдения используются для изучения жизненного цикла звезд. Кроме того, в Мессье 83 было выявлено 3000 звездных скоплений, некоторые из которых являются очень молодыми с возрастом до 5 миллионов лет.

Данное мозаичное изображение составлено из снимков, полученных широкоугольной камерой 3 телескопа Хаббл. На нём галактика представлена наиболее полно и детально: видны пурпурные пятна газа, темные дорожки пыли и ярко-голубые участки недавнего звездообразования, пересекающие спиральные рукава. Хотя Мессье 83 выглядит довольно обширной, на самом деле эта галактика составляет чуть меньше половины Млечного Пути.

"Земля Хроники Жизни" по материалам spacetelescope.org