Вход / Регистрация
22.12.2024, 22:50
Саван из Маноппелло это подлинный плат Святой Вероники
О плащанице, в которую якобы завернули тело Иисуса Христа перед погребением и которая хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине, наверняка слышали многие. Ученые продолжают исследовать Туринскую плащаницу и дискутировать о ее происхождении, а СМИ регулярно об этом сообщают. Писали на эту тему и «Тайны…» (№4 за 2014 год). А вот название другой христианской реликвии – плат Вероники – возможно, знакомо не всем.
Когда Иисуса Христа, приговоренного к распятию Синедрионом (собранием иудейских старейшин) с согласия прокуратора Понтия Пилата, римского наместника Иудеи, стражники вели к месту казни, на Голгофу, он после пыток и бичевания едва держался на ногах, по его телу струился кровавый пот.
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Евангелие от Луки, глава XIII, 27).
Согласно старинной легенде, одна из этих женщин, жительница Иерусалима по имени Вероника (впоследствии причисленная к лику святых), сорвала с головы платок и, растолкав стражников, протянула его Иисусу, чтобы он мог обтереться им.
В евангелиях этот эпизод не упоминается, но зато сообщается о том, что увидел один из апостолов, когда посетил могилу Христа на третий день после его погребения, прослышав об исчезновении из гроба тела Учителя (уже воскресшего и покинувшего свою могилу): «…приходит Симон Петр, и входит во гроб и видит одни пелены лежащие.
И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Евангелие от Иоанна, глава ХХ, 6-7).
Получается, что текст данной выдержки подтверждает достоверность истории о появлении и предназначении плата Вероники.
Уже на протяжении многих веков плат – одна из самых почитаемых реликвий в католическом мире – хранится в пилоне Святой Вероники, находящемся в капелле (помещении-хранилище) собора Святого Петра, расположенного на территории Ватикана в Риме. Этот пилон является достаточно монументальным сооружением, внутри него расположена лестничная клетка, а также комната, где в специальной сокровищнице вместе с платом находится несколько других реликвий.
Ценность и уникальность плата Вероники состоит не только в том, что им утирался идущий на казнь Иисус Христос, а при его погребении этой тканью было закрыто лицо Спасителя. На ткани плата загадочным, непостижимым образом запечатлен лик Христа, примерно в той же «художественной манере», что и на упомянутой Туринской плащанице.
Раз в год, в пятничную вечерню во время Великого поста, перед Пасхой, плат Вероники выносят из капеллы и показывают верующим, собравшимся у собора.
Правда, выставляют реликвию на всеобщее обозрение так, что от зрителей ее отделяет достаточно большое расстояние, а возможности подойти поближе и рассмотреть образ Спасителя у них нет.
С началом нашего тысячелетия стала распространяться информация о том, что в церкви Лика Божьего в итальянском городке Маноппелло, провинция Абруццо, хранится еще один плат Святой Вероники, и именно он – настоящий.
Противники этой версии напоминают, что уже на протяжении веков известно, где хранится сия реликвия, в подлинности которой никто не сомневается. Однако немецкий журналист, исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде полагает, что саван из сокровищницы Святой Вероники – это подделка, имитирующая подлинник, похищенный и вывезенный из Рима много сотен лет тому назад.
На чем основано его мнение? Во-первых, как он выяснил, до начала XVI века очевидцы утверждали, что на ватиканском плате Вероники глаза у Христа открыты. А по единодушному мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, на ней глаза Христа закрыты. На основании такой «нестыковки» Бадде делает заключение: то, что называлось платом Вероники до начала XVI века, и то, что выдается за него в нынешние времена, – разные вещи. А подлинный плат в начале XVI века пропал, и с тех пор церковники, не желая признаться в его утрате, хранят в капелле собора другое полотно, которое выдают за пропавший подлинник.
Именно поэтому, уверен Бадде, ежегодную демонстрацию реликвии в Ватикане организуют так, что собравшимся вокруг верующим практически ничего не видно. А о том, чтобы осмотреть плат в индивидуальном порядке, вообще не может быть и речи.
Даже Иэн Уилсон, известный исследователь Туринской плащаницы, не получил доступа к плату Вероники, когда работал над книгой о ликах святых. Отказ ватиканские сановники объяснили тем, что «на протяжении прошедших столетий в ткани произошли серьезные разрушения, и в настоящее время образ на полотне имеет весьма непривлекательный внешний вид».
Однако того, что не удалось Уилсону, сумел добиться в 2005 году Пауль Бадде, причем только с пятой попытки. По его словам, «на полотне из капеллы действительно почти ничего не видно, но, всмотревшись, можно различить изображение лица мужчины, глаза у которого явно закрыты». Поэтому, считает исследователь, это не то полотно, которое показывали до времен папы Урбана VIII, пребывавшего на ватиканском престоле с 1623 по 1644 год.
Оказалось также, что размеры полотна больше, чем хранящаяся в сокровищнице Ватикана остекленная с обеих сторон рамка, из надписи на которой следует, что именно в ней почти 400 лет тому назад помещался плат Святой Вероники.
Кроме того, рамка с двойным остеклением свидетельствовала, что подлинную реликвию надо было рассматривать с обеих сторон. А то, что ему показали, для такого обозрения не предназначалось.
После таких «открытий» Бадде решил переключить свое внимание на небольшое полотно, хранящееся в упомянутом итальянском городке.
Такие свойства полотна обнаружила монахиня Бландин Паскалис Шломер, изучавшая его длительное время. Чтобы сделать это воистину сенсационное открытие, сестра Бландин выполнила компьютерное совмещение фотографий, сделанных с изображений на полотне из Маноппелло и на Туринской плащанице.
Результат оказался поразительным: расположение глаз и расстояние между ними, как и форма носа, на обоих изображениях были совершенно одинаковыми. Идентичными оказались и характер светотени, а также форма и расположение пятен. Получалось, что на полотне из Маноппелло и Туринской плащанице было, вне всякого сомнения, запечатлено одно и то же мужское лицо. Могло ли это быть случайным совпадением?
Когда Пауль Бадде приступил к обстоятельным исследованиям лика на плате из Маноппелло, то обнаружил новые, не менее удивительные его особенности.
Во-первых, изображение можно рассматривать с обеих сторон, как и на плате Вероники из собора Святого Петра до переноса реликвии в сокровищницу внутри пилона.
Во-вторых, изображению присущи, казалось бы, несовместимые свойства голограммы, фотографии, живописной картины и рисунка: оно переливается, словно радуга, а каждый из десяти человек, стоящих перед ним, видит десять отличающихся друг от друга портретов.
И в-третьих, когда на полотно из Маноппелло падает свет, рисунок на нем исчезает и ткань становится прозрачной.
Дальнейшие исследования показали, что в Маноппелло образ запечатлен на виссоне – особой ткани, в древности ценившейся буквально на вес золота. Сырьем для виссона служили нити, образующиеся при затвердевании биссуса – секрета биссусовой железы, имеющейся в ноге у двустворчатых моллюсков рода пинна. Для изготовления одного килограмма виссона необходимо было выловить около тысячи таких моллюсков.
По мнению исследователя Туринской плащаницы, католического священника Хайнриха Пфайффера, когда на тело Христа, завернутое в плащаницу, положили в гроб, то потом лицо, поверх плащаницы, закрыли еще и куском ткани, находящимся теперь в Маноппелло.
− При этом становится ясно, − полагает Пфайффер, − почему на Туринской плащанице проявилось негативное изображение, а на плате Вероники, в соответствии с законами физики – позитивное. В сущности, плат является как бы вторым саваном, только он значительно меньше Туринской плащаницы.
А вот как он объясняет тот факт, что на плате из Маноппелло глаза у Христа открыты:
− Отпечаток на Туринской плащанице образовался, скорее всего, в момент смерти Иисуса, тогда как изображение на саване из Маноппелло возникло тогда, когда он воскрес. И это служит еще одним доказательством его победы над смертью.
Но, пожалуй, главная загадка савана из Маноппелло заключается в следующем: виссон, материал, на котором оказался запечатленным лик Иисуса, не только является огнеупорным, не восприимчивым к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, но также не поддается окраске никакими красящими веществами. А следовательно, нарисовать изображение на нем никто не мог.
Точно так же, как и на Туринской плащанице, образ Христа на плате Вероники является, в прямом смысле слова, нерукотворным. То есть это изображение создано не человеком, а некоей неведомой силой.
Такой вывод подтверждают и исследования профессоров Донато Витторе из университета в Бари и Джулио Фанти из университета в Падуе. Эти ученые не нашли на полотне из виссона даже мельчайших следов красок. Они обнаружили лишь слегка опаленные волокна в черных точках зрачков, словно в этих местах ткань подверглась воздействию высокой температуры.
Все эти сведения еще больше подтверждают то, что саван из Маноппелло – и есть тот подлинный плат Святой Вероники, который пропал из Ватикана в первой половине XVI века.
Как появился плат Вероники
Ганс Мемлинг «Святая Вероника», около 1470 года
Когда Иисуса Христа, приговоренного к распятию Синедрионом (собранием иудейских старейшин) с согласия прокуратора Понтия Пилата, римского наместника Иудеи, стражники вели к месту казни, на Голгофу, он после пыток и бичевания едва держался на ногах, по его телу струился кровавый пот.
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Евангелие от Луки, глава XIII, 27).
Согласно старинной легенде, одна из этих женщин, жительница Иерусалима по имени Вероника (впоследствии причисленная к лику святых), сорвала с головы платок и, растолкав стражников, протянула его Иисусу, чтобы он мог обтереться им.
В евангелиях этот эпизод не упоминается, но зато сообщается о том, что увидел один из апостолов, когда посетил могилу Христа на третий день после его погребения, прослышав об исчезновении из гроба тела Учителя (уже воскресшего и покинувшего свою могилу): «…приходит Симон Петр, и входит во гроб и видит одни пелены лежащие.
И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Евангелие от Иоанна, глава ХХ, 6-7).
Получается, что текст данной выдержки подтверждает достоверность истории о появлении и предназначении плата Вероники.
Последующая история реликвии
Уже на протяжении многих веков плат – одна из самых почитаемых реликвий в католическом мире – хранится в пилоне Святой Вероники, находящемся в капелле (помещении-хранилище) собора Святого Петра, расположенного на территории Ватикана в Риме. Этот пилон является достаточно монументальным сооружением, внутри него расположена лестничная клетка, а также комната, где в специальной сокровищнице вместе с платом находится несколько других реликвий.
Ценность и уникальность плата Вероники состоит не только в том, что им утирался идущий на казнь Иисус Христос, а при его погребении этой тканью было закрыто лицо Спасителя. На ткани плата загадочным, непостижимым образом запечатлен лик Христа, примерно в той же «художественной манере», что и на упомянутой Туринской плащанице.
Раз в год, в пятничную вечерню во время Великого поста, перед Пасхой, плат Вероники выносят из капеллы и показывают верующим, собравшимся у собора.
Правда, выставляют реликвию на всеобщее обозрение так, что от зрителей ее отделяет достаточно большое расстояние, а возможности подойти поближе и рассмотреть образ Спасителя у них нет.
«Двойник» ватиканского плата
Противники этой версии напоминают, что уже на протяжении веков известно, где хранится сия реликвия, в подлинности которой никто не сомневается. Однако немецкий журналист, исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде полагает, что саван из сокровищницы Святой Вероники – это подделка, имитирующая подлинник, похищенный и вывезенный из Рима много сотен лет тому назад.
На чем основано его мнение? Во-первых, как он выяснил, до начала XVI века очевидцы утверждали, что на ватиканском плате Вероники глаза у Христа открыты. А по единодушному мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, на ней глаза Христа закрыты. На основании такой «нестыковки» Бадде делает заключение: то, что называлось платом Вероники до начала XVI века, и то, что выдается за него в нынешние времена, – разные вещи. А подлинный плат в начале XVI века пропал, и с тех пор церковники, не желая признаться в его утрате, хранят в капелле собора другое полотно, которое выдают за пропавший подлинник.
Именно поэтому, уверен Бадде, ежегодную демонстрацию реликвии в Ватикане организуют так, что собравшимся вокруг верующим практически ничего не видно. А о том, чтобы осмотреть плат в индивидуальном порядке, вообще не может быть и речи.
Даже Иэн Уилсон, известный исследователь Туринской плащаницы, не получил доступа к плату Вероники, когда работал над книгой о ликах святых. Отказ ватиканские сановники объяснили тем, что «на протяжении прошедших столетий в ткани произошли серьезные разрушения, и в настоящее время образ на полотне имеет весьма непривлекательный внешний вид».
Результаты исследования ватиканского плата
Оказалось также, что размеры полотна больше, чем хранящаяся в сокровищнице Ватикана остекленная с обеих сторон рамка, из надписи на которой следует, что именно в ней почти 400 лет тому назад помещался плат Святой Вероники.
Кроме того, рамка с двойным остеклением свидетельствовала, что подлинную реликвию надо было рассматривать с обеих сторон. А то, что ему показали, для такого обозрения не предназначалось.
После таких «открытий» Бадде решил переключить свое внимание на небольшое полотно, хранящееся в упомянутом итальянском городке.
Сюрпризы полотна из Маноппелло
На этом полотне, появившемся в церкви Лика Божьего якобы в XVI веке, представлен образ Христа, а по своим размерам – 17х18 сантиметров – оно идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы. Кроме того, изображение Христа на нем точно такое же, как и на Туринской плащанице.
Такие свойства полотна обнаружила монахиня Бландин Паскалис Шломер, изучавшая его длительное время. Чтобы сделать это воистину сенсационное открытие, сестра Бландин выполнила компьютерное совмещение фотографий, сделанных с изображений на полотне из Маноппелло и на Туринской плащанице.
Результат оказался поразительным: расположение глаз и расстояние между ними, как и форма носа, на обоих изображениях были совершенно одинаковыми. Идентичными оказались и характер светотени, а также форма и расположение пятен. Получалось, что на полотне из Маноппелло и Туринской плащанице было, вне всякого сомнения, запечатлено одно и то же мужское лицо. Могло ли это быть случайным совпадением?
Открытия продолжаются…
Во-первых, изображение можно рассматривать с обеих сторон, как и на плате Вероники из собора Святого Петра до переноса реликвии в сокровищницу внутри пилона.
Во-вторых, изображению присущи, казалось бы, несовместимые свойства голограммы, фотографии, живописной картины и рисунка: оно переливается, словно радуга, а каждый из десяти человек, стоящих перед ним, видит десять отличающихся друг от друга портретов.
И в-третьих, когда на полотно из Маноппелло падает свет, рисунок на нем исчезает и ткань становится прозрачной.
Дальнейшие исследования показали, что в Маноппелло образ запечатлен на виссоне – особой ткани, в древности ценившейся буквально на вес золота. Сырьем для виссона служили нити, образующиеся при затвердевании биссуса – секрета биссусовой железы, имеющейся в ноге у двустворчатых моллюсков рода пинна. Для изготовления одного килограмма виссона необходимо было выловить около тысячи таких моллюсков.
Окончательный вердикт
− При этом становится ясно, − полагает Пфайффер, − почему на Туринской плащанице проявилось негативное изображение, а на плате Вероники, в соответствии с законами физики – позитивное. В сущности, плат является как бы вторым саваном, только он значительно меньше Туринской плащаницы.
А вот как он объясняет тот факт, что на плате из Маноппелло глаза у Христа открыты:
− Отпечаток на Туринской плащанице образовался, скорее всего, в момент смерти Иисуса, тогда как изображение на саване из Маноппелло возникло тогда, когда он воскрес. И это служит еще одним доказательством его победы над смертью.
Но, пожалуй, главная загадка савана из Маноппелло заключается в следующем: виссон, материал, на котором оказался запечатленным лик Иисуса, не только является огнеупорным, не восприимчивым к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, но также не поддается окраске никакими красящими веществами. А следовательно, нарисовать изображение на нем никто не мог.
Точно так же, как и на Туринской плащанице, образ Христа на плате Вероники является, в прямом смысле слова, нерукотворным. То есть это изображение создано не человеком, а некоей неведомой силой.
Такой вывод подтверждают и исследования профессоров Донато Витторе из университета в Бари и Джулио Фанти из университета в Падуе. Эти ученые не нашли на полотне из виссона даже мельчайших следов красок. Они обнаружили лишь слегка опаленные волокна в черных точках зрачков, словно в этих местах ткань подверглась воздействию высокой температуры.
Все эти сведения еще больше подтверждают то, что саван из Маноппелло – и есть тот подлинный плат Святой Вероники, который пропал из Ватикана в первой половине XVI века.
 
Комментарии 3
-1
yarbatskiy
13.05.2014 04:22
[Материал]
Несомненно, плащаница и этот платок Вероники подделки, они появились через столетие, также как запутанное святое писание о Христе - это все надо было церкви.. для зомбирования верующих.. Да во истину Христос принадлежал к высокой духовной элите, но при его жизни об этом никто не знал, по этому так жестоко казнили его.. Что народ шел и плакал за него, это выдумка, плевали, кидали камни в него - это да. Попробуй в то время сделай иначе, все друзья сидели дома боялись.
|