Вход / Регистрация
18.11.2024, 02:17
/ Новости сайта / Сверхъестественное / Вампиризм с мифологической, оккультной и медицинской точек зрения
Вампиризм с мифологической, оккультной и медицинской точек зрения
Первые упоминания о вампирах встречались в ранних греческих мифах, где жуткие существа, сосущие кровь у людей, пользовались покровительством богини Гекаты. Благосклонность к ночной нечисти передалась ей от древних божеств подземного царства — зоны обитания самых таинственных сил природы и человеческой фантазии.
В поверьях народов Южной Европы вампирами становились нераскаявшиеся грешники, самоубийцы, а также те, кто погиб, не успев принять покаяние. Человек, укушенный вампиром, через некоторое время входил в мрачное сообщество «нечистых». Потеряв власть над собой, он бродил по ночным дорогам и пил кровь у случайных прохожих.
Восточные славяне называли подземное существо упырем или вовкулаком, обозначая этими словами вставшего из могилы покойника, набрасывавшегося на спящих людей, однако предпочитавшего мучить своих родственников. Великороссы считали, что упыри не трогали тех, кто странствовал не по своей воле. В низшей мифологии европейских народов мертвец, сосущий кровь у живых людей, являлся в облике летучей мыши, а иногда и других животных, непременно отвратительного вида.
Вскрытие могилы — предположительного места обитания вампира — производилось с разрешения властей, с тем чтобы официально засвидетельствовать «факт обнаружения искомого существа». Открыв гроб, люди видели труп без малейших признаков разложения. Взору представал «живой покойник» с мягкой, свежей кожей розоватого оттенка, к тому же не утратившей жировых отложений. Его ногти и волосы значительно отрастали со времени погребения, а кровь наполняла вены и просачивалась через поры.
Далее следовала неизбежная расправа с кровопийцей. Один из способов уничтожения вампира предусматривал определенную последовательность действий. Вначале ему отрезали голову, затем, положив ее в ногах трупа, пронзали сердце острым осиновым колом. С того момента, когда из его жил выливалась последняя капля крови, «живой мертвец» переставал быть упырем.
В соответствии с другим методом вампира можно убить, выстрелив в него заговоренной серебряной пулей. Кроме того, эффективным средством считались колокольный звон, свежий чеснок, железо и заранее освященная кладбищенская земля. Чтобы избежать возможности воскрешения вампира, дабы окончательно уничтожить упоминание о нем, труп сжигали.
Человек, способный превратиться в упыря, имел соответствующие приметы, еще будучи человеком. Дети, родившиеся с двойным рядом зубов — основной приметой вампира, чаще всего умирали во младенчестве. В Польше их называли «стригами». После смерти новорожденные летали, наводя ужас на прохожих.
Древние славянские легенды с особой силой проявились в Румынии, Венгрии и Словакии. Здесь кровопийцы, боящиеся света, наделялись огромными клыками и даже отождествлялись с конкретными людьми. Достаточно вспомнить легендарного графа Дракулу, таинственного человека, составившего себе славу вампира благодаря внешнему сходству и наличию некоторых привычек, присущих фантастическим упырям.
С появлением мистической драмы Б. Стокера «Дракула» повествования о вампирах стали самым популярным мотивом романтической повести XVIII века. Особую известность получил рассказ В. Поллидори «Вампир».
Страх перед вампирами усиливался неведением природы этого явления и преступлениями подлинных исторических лиц. Так, графиня Батори, жившая в XVII веке, убивала крестьянских девушек и пила их кровь, чтобы вернуть себе молодость. На протяжении многих веков люди вели беспощадную борьбу с вампирами. В XVI—XVII веках только во Франции казнили более 30 тысяч человек, объявив их вампирами, иначе — оборотнями-кровопийцами.
Тайна жуткого явления под названием «вампиризм» раскрылась лишь в середине XX века, когда удалось найти причины и описать симптоматику уникальной болезни, названной Porphyria — «порфирия». Одно из самых загадочных заболеваний в истории человечества представляет собой наследственное нарушение состава крови.
У больного наблюдается повышенное содержание порфиринов — пигментов, входящих в состав гемоглобина крови и тканей. Болезнь характеризуется неспособностью организма самостоятельно производить основной компонент крови — красные тельца, что вызывает дефицит кислорода и железа в составе крови.
Вначале официальная медицина не решилась связать легенды с порфирией, пока не нашелся отважный медик, доктор Ли Иллис из Хэмпшира, опубликовавший результаты своих многолетних наблюдений. В 1963 году он выступил в Королевском медицинском обществе, подтвердив доклад монографией «О порфирии и этиологии оборотней».
Труд английского исследователя содержал анализ исторических описаний оборотней-кровопийц в сравнении с клиникой порфирии. Считается, что этой патологией страдает один человек из 200 тысяч, причем вероятность передачи ее по наследству чрезвычайно высока. Потенциальной причиной болезни является инцест.
Медикам известны более 80 случаев врожденной порфирии, когда в крови и в тканях под воздействием ультрафиолетового излучения начинается распад гемоглобина, преобразующегося в токсины, которые разъедают подкожные ткани. Кожа темнеет, приобретая красноватый оттенок, истончается, затем лопается под действием солнечного света, покрываясь снаружи шрамами и язвами.
Со временем воспаления затрагивают хрящи носа и ушей, а также костную ткань и сухожилия, сильно деформируя конечности. Кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой: резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Вследствие отложения порфирина на зубах они становятся красновато-коричневого цвета. В результате больной приобретает отталкивающую наружность, вызывая страх у окружающих видом гноящихся век и скрюченных пальцев.
Больной не может находиться при солнечном свете, испытывая невыносимые страдания, как физические, так и моральные. Днем несчастный ощущает упадок сил и апатию, которая сменяется более подвижным образом жизни с наступлением темноты. Все эти симптомы свойственны только запущенным стадиям заболевания, но существует множество других, менее жутких форм.
Порфирия проявляется в виде приступов кишечного расстройства, паралича мышц; больной страдает психическими расстройствами или эпилептическими припадками. Кожная порфирия, отмеченная повышенным содержанием железа в крови, передается по наследству, преимущественно в тех случаях, когда человек злоупотреблял алкоголем, перенес гепатит или малярию.
Заболевание может быть спровоцировано присутствием в организме большого количества химикатов, как случилось в Турции, где «вампирами» стали сразу около 4000 больных, употреблявших в пищу продукты из отравленной муки.
У больных поздней кожной порфирией часто наблюдается состояние, характеризующееся увеличением физической и умственной активности. Отмечается усиление роста ресниц и бровей, потемнение волос, резкая деформация ногтей. На лице больного, в частности на лбу и ушах, а также на тыльной поверхности кистей, появляются пятна, пузырьки, кровоточащие раны, сопровождающиеся покалыванием или зудом.
Вследствие старческой дегенерации кожа приобретает оттенок от грязно-серого до красно-коричневого или бронзового. В редких случаях пятна могут быть единственными проявлениями заболевания. Ссадины и эрозии возникают после самых незначительных явлений, например, при пользовании жестким полотенцем, при воздействии солнечных лучей, при попытке снять украшения. Заболевания врожденной формы могут обостряться в зависимости от сезона, от интенсивности солнечного облучения.
Ли Иллис потратил несколько лет на то, чтобы классифицировать все симптомы, связав их с географией, мифами о вампирах и действительными случаями. Порфирия была неизлечима вплоть до второй половины XX века, однако в Средневековье больных безрезультатно врачевали свежей кровью, дабы изменить ее состав. Степень беспощадности в отношении к больным ранее зависела от уровня развития христианства.
Доктор выдвинул интересную идею о превращении людей, больных порфирией, в злобных вампиров вследствие психического расстройства. Иллис проанализировал отдельные случаи в различных традициях и пришел к выводу, что создание единого мирового представления о вампирах и вервольфах произошло в результате культурного обмена. Причем слухи пришли из Швеции или Швейцарии, где порфирия встречалась чаще, чем в других регионах, хотя заболевание широко распространено также в Норвегии и Южной Африке. В поисках фактов доктор добрался до Цейлона, но здесь мифа о вервольфе никто не знал.
Научный мир в целом принял основную мысль Ли Иллиса, одновременно задав ему множество встречных вопросов. Например, почему легендарные вампиры пьют кровь? Каким образом отдельные упоминания о болезни могли распространиться настолько масштабно? Почему слух приписывает «кровопийцам» агрессию, необъяснимую с научной точки зрения?
Хотя порфирия является чисто физиологической болезнью, она все же крайне негативно воздействует на психику. Известны случаи, когда примитивная аллергия на свет доводила человека до самоубийства. Ханнелоре, супруга Гельмута Коля, страдавшая неизученной формой аллергии, решилась на суицид, будучи в состоянии депрессии от постоянных болей, мучивших ее на протяжении всей жизни.
Если учесть возможности жены германского канцлера, которой не помогли в лучших клиниках, можно сделать вывод об ощущениях неимущих «вампиров». Иллис считал, что больные порфирией страдали разными формами психических отклонений — от истерии до маниакально-депрессивного психоза. Неистовый бред отчаявшихся людей не мог не ввергать в трепет окружающих и сеять панику среди свидетелей их трагедии.
С точки зрения оккультизма вампиризм как космическое явление объясняется желанием продлить жизнь и молодость своего тела посредством перехода жизненной силы, похищенной у живых людей. Последние, испытав влияние мертвого существа, умирают от истощения, без явной причины. Однако вампиризм со стороны умерших бывает очень редко в отличие от живого влияния. В этом случае происходит поглощение одним человеком жизненной силы другого.
В Библии рассказано о Давиде, окружавшем себя молодыми и здоровыми рабынями с целью продления своей молодости. По мнению оккультиста Дюрвиля, животный магнетизм, представляющий жизненную силу человека, всегда стремится к равновесию, поэтому при близком общении здорового и больного жизненные силы переходят, соответственно, от первого к последнему. Присутствие здоровых людей, обладающих сильной аурой, становится необходимостью для всех страдающих порфирией.
Независимо от стремления к равновесию в природе некоторые люди, способны поглощать жизненную силу других, прежде всего родственников и ближайших знакомых, доводя их до полного истощения. С астральной точки зрения они являются энергетическими вампирами. Подобное воздействие особенно заметно в интимных отношениях. Один знаменитый астролог предостерегал против таких личностей, заявляя: «Разрывайте с ними немедленно, не уступайте их просьбам и помните, что вампир продолжает свою жизнь за счет вашей».
Когда человек умирает, то его дух и душа окончательно покидают физическое тело и входят в астральный мир. Если смерть происходит от разрушения физической оболочки и повреждения внутренних органов, то душа выходит из тленного остова вследствие непригодности его для дальнейшего существования столь тонкой материи, как дух. Без души человек не может воскреснуть, он погибнет, так же как вода непременно вытечет из сосуда с трещиной.
Иногда смерть наступает несмотря на жизнеспособность физического тела, только лишь потому, что органы не могут функционировать, например в случае истощения или анемии. Возможность оживить человека сохраняется, когда душа человека стремится покинуть тело под влиянием сильного духовного удара.
Таким образом, в первые часы после смерти тело находится в состоянии длительного сна, и связь его с духом еще не окончательно потеряна. Для пробуждения физического тела необходимо усилием воли побудить душу человека снова войти в покинутую оболочку. Так происходит чудо воскрешения из мертвых.
В знаменитом астрологическом трактате отмечен случай победного действия силы любви, веры и воли, способных оживлять мертвеца. Методом магнетизма, то есть лечения без использования лекарственных средств, а только наложением рук, растиранием и дыханием, были исцелены маленькая девочка, лежавшая мертвой, а также малолетний ребенок, умирающий от брюшного тифа. Дитя с виду напоминало труп с побледневшей кожей, с телом, уже начавшим коченеть.
У него почти остановилось сердце, не ощущалось дыхания, даже отвалилась нижняя челюсть, и доктора опустили руки. Астролог работал над мертвым телом более трех часов, стараясь влить в него свой «животный магнетизм» — нервную силу, способную вернуть к жизни недвижный труп. Усилием воли доктора мальчик вернулся к жизни.
Безжалостные упреки совести и галлюцинации убийц можно объяснить тем, что дух убитого нередко преследует убийцу. В истории юриспруденции отмечались случаи, когда закоренелые рецидивисты добровольце являлись в полицию, предавая себя в руки правосудия, не имея сил терпеть моральные страдания.
В настоящее время «болезнь вампиров» хотя и трудно, но излечивается. С завершением серии экспериментов с ДНК некоторых видов рыб и грызунов врожденная пор-фирия может корректироваться, а приобретенная — блокироваться на ранних стадиях, когда она ничем не отличается от подобных патологий крови. Лечение поздней кожной порфирии следует начинать с полного исключения всех видов алкогольных напитков, а также защищать кожу от солнечных лучей.
В поверьях народов Южной Европы вампирами становились нераскаявшиеся грешники, самоубийцы, а также те, кто погиб, не успев принять покаяние. Человек, укушенный вампиром, через некоторое время входил в мрачное сообщество «нечистых». Потеряв власть над собой, он бродил по ночным дорогам и пил кровь у случайных прохожих.
Восточные славяне называли подземное существо упырем или вовкулаком, обозначая этими словами вставшего из могилы покойника, набрасывавшегося на спящих людей, однако предпочитавшего мучить своих родственников. Великороссы считали, что упыри не трогали тех, кто странствовал не по своей воле. В низшей мифологии европейских народов мертвец, сосущий кровь у живых людей, являлся в облике летучей мыши, а иногда и других животных, непременно отвратительного вида.
Вскрытие могилы — предположительного места обитания вампира — производилось с разрешения властей, с тем чтобы официально засвидетельствовать «факт обнаружения искомого существа». Открыв гроб, люди видели труп без малейших признаков разложения. Взору представал «живой покойник» с мягкой, свежей кожей розоватого оттенка, к тому же не утратившей жировых отложений. Его ногти и волосы значительно отрастали со времени погребения, а кровь наполняла вены и просачивалась через поры.
Далее следовала неизбежная расправа с кровопийцей. Один из способов уничтожения вампира предусматривал определенную последовательность действий. Вначале ему отрезали голову, затем, положив ее в ногах трупа, пронзали сердце острым осиновым колом. С того момента, когда из его жил выливалась последняя капля крови, «живой мертвец» переставал быть упырем.
В соответствии с другим методом вампира можно убить, выстрелив в него заговоренной серебряной пулей. Кроме того, эффективным средством считались колокольный звон, свежий чеснок, железо и заранее освященная кладбищенская земля. Чтобы избежать возможности воскрешения вампира, дабы окончательно уничтожить упоминание о нем, труп сжигали.
Антивампирский набор - крест, святая вода, чеснок и осиновый кол
Человек, способный превратиться в упыря, имел соответствующие приметы, еще будучи человеком. Дети, родившиеся с двойным рядом зубов — основной приметой вампира, чаще всего умирали во младенчестве. В Польше их называли «стригами». После смерти новорожденные летали, наводя ужас на прохожих.
Древние славянские легенды с особой силой проявились в Румынии, Венгрии и Словакии. Здесь кровопийцы, боящиеся света, наделялись огромными клыками и даже отождествлялись с конкретными людьми. Достаточно вспомнить легендарного графа Дракулу, таинственного человека, составившего себе славу вампира благодаря внешнему сходству и наличию некоторых привычек, присущих фантастическим упырям.
С появлением мистической драмы Б. Стокера «Дракула» повествования о вампирах стали самым популярным мотивом романтической повести XVIII века. Особую известность получил рассказ В. Поллидори «Вампир».
Страх перед вампирами усиливался неведением природы этого явления и преступлениями подлинных исторических лиц. Так, графиня Батори, жившая в XVII веке, убивала крестьянских девушек и пила их кровь, чтобы вернуть себе молодость. На протяжении многих веков люди вели беспощадную борьбу с вампирами. В XVI—XVII веках только во Франции казнили более 30 тысяч человек, объявив их вампирами, иначе — оборотнями-кровопийцами.
Тайна жуткого явления под названием «вампиризм» раскрылась лишь в середине XX века, когда удалось найти причины и описать симптоматику уникальной болезни, названной Porphyria — «порфирия». Одно из самых загадочных заболеваний в истории человечества представляет собой наследственное нарушение состава крови.
У больного наблюдается повышенное содержание порфиринов — пигментов, входящих в состав гемоглобина крови и тканей. Болезнь характеризуется неспособностью организма самостоятельно производить основной компонент крови — красные тельца, что вызывает дефицит кислорода и железа в составе крови.
Вначале официальная медицина не решилась связать легенды с порфирией, пока не нашелся отважный медик, доктор Ли Иллис из Хэмпшира, опубликовавший результаты своих многолетних наблюдений. В 1963 году он выступил в Королевском медицинском обществе, подтвердив доклад монографией «О порфирии и этиологии оборотней».
Труд английского исследователя содержал анализ исторических описаний оборотней-кровопийц в сравнении с клиникой порфирии. Считается, что этой патологией страдает один человек из 200 тысяч, причем вероятность передачи ее по наследству чрезвычайно высока. Потенциальной причиной болезни является инцест.
Больной порфирией
Медикам известны более 80 случаев врожденной порфирии, когда в крови и в тканях под воздействием ультрафиолетового излучения начинается распад гемоглобина, преобразующегося в токсины, которые разъедают подкожные ткани. Кожа темнеет, приобретая красноватый оттенок, истончается, затем лопается под действием солнечного света, покрываясь снаружи шрамами и язвами.
Со временем воспаления затрагивают хрящи носа и ушей, а также костную ткань и сухожилия, сильно деформируя конечности. Кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой: резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Вследствие отложения порфирина на зубах они становятся красновато-коричневого цвета. В результате больной приобретает отталкивающую наружность, вызывая страх у окружающих видом гноящихся век и скрюченных пальцев.
Больной не может находиться при солнечном свете, испытывая невыносимые страдания, как физические, так и моральные. Днем несчастный ощущает упадок сил и апатию, которая сменяется более подвижным образом жизни с наступлением темноты. Все эти симптомы свойственны только запущенным стадиям заболевания, но существует множество других, менее жутких форм.
Порфирия проявляется в виде приступов кишечного расстройства, паралича мышц; больной страдает психическими расстройствами или эпилептическими припадками. Кожная порфирия, отмеченная повышенным содержанием железа в крови, передается по наследству, преимущественно в тех случаях, когда человек злоупотреблял алкоголем, перенес гепатит или малярию.
Заболевание может быть спровоцировано присутствием в организме большого количества химикатов, как случилось в Турции, где «вампирами» стали сразу около 4000 больных, употреблявших в пищу продукты из отравленной муки.
У больных поздней кожной порфирией часто наблюдается состояние, характеризующееся увеличением физической и умственной активности. Отмечается усиление роста ресниц и бровей, потемнение волос, резкая деформация ногтей. На лице больного, в частности на лбу и ушах, а также на тыльной поверхности кистей, появляются пятна, пузырьки, кровоточащие раны, сопровождающиеся покалыванием или зудом.
Вследствие старческой дегенерации кожа приобретает оттенок от грязно-серого до красно-коричневого или бронзового. В редких случаях пятна могут быть единственными проявлениями заболевания. Ссадины и эрозии возникают после самых незначительных явлений, например, при пользовании жестким полотенцем, при воздействии солнечных лучей, при попытке снять украшения. Заболевания врожденной формы могут обостряться в зависимости от сезона, от интенсивности солнечного облучения.
Ли Иллис потратил несколько лет на то, чтобы классифицировать все симптомы, связав их с географией, мифами о вампирах и действительными случаями. Порфирия была неизлечима вплоть до второй половины XX века, однако в Средневековье больных безрезультатно врачевали свежей кровью, дабы изменить ее состав. Степень беспощадности в отношении к больным ранее зависела от уровня развития христианства.
Доктор выдвинул интересную идею о превращении людей, больных порфирией, в злобных вампиров вследствие психического расстройства. Иллис проанализировал отдельные случаи в различных традициях и пришел к выводу, что создание единого мирового представления о вампирах и вервольфах произошло в результате культурного обмена. Причем слухи пришли из Швеции или Швейцарии, где порфирия встречалась чаще, чем в других регионах, хотя заболевание широко распространено также в Норвегии и Южной Африке. В поисках фактов доктор добрался до Цейлона, но здесь мифа о вервольфе никто не знал.
Научный мир в целом принял основную мысль Ли Иллиса, одновременно задав ему множество встречных вопросов. Например, почему легендарные вампиры пьют кровь? Каким образом отдельные упоминания о болезни могли распространиться настолько масштабно? Почему слух приписывает «кровопийцам» агрессию, необъяснимую с научной точки зрения?
Хотя порфирия является чисто физиологической болезнью, она все же крайне негативно воздействует на психику. Известны случаи, когда примитивная аллергия на свет доводила человека до самоубийства. Ханнелоре, супруга Гельмута Коля, страдавшая неизученной формой аллергии, решилась на суицид, будучи в состоянии депрессии от постоянных болей, мучивших ее на протяжении всей жизни.
Если учесть возможности жены германского канцлера, которой не помогли в лучших клиниках, можно сделать вывод об ощущениях неимущих «вампиров». Иллис считал, что больные порфирией страдали разными формами психических отклонений — от истерии до маниакально-депрессивного психоза. Неистовый бред отчаявшихся людей не мог не ввергать в трепет окружающих и сеять панику среди свидетелей их трагедии.
С точки зрения оккультизма вампиризм как космическое явление объясняется желанием продлить жизнь и молодость своего тела посредством перехода жизненной силы, похищенной у живых людей. Последние, испытав влияние мертвого существа, умирают от истощения, без явной причины. Однако вампиризм со стороны умерших бывает очень редко в отличие от живого влияния. В этом случае происходит поглощение одним человеком жизненной силы другого.
В Библии рассказано о Давиде, окружавшем себя молодыми и здоровыми рабынями с целью продления своей молодости. По мнению оккультиста Дюрвиля, животный магнетизм, представляющий жизненную силу человека, всегда стремится к равновесию, поэтому при близком общении здорового и больного жизненные силы переходят, соответственно, от первого к последнему. Присутствие здоровых людей, обладающих сильной аурой, становится необходимостью для всех страдающих порфирией.
Независимо от стремления к равновесию в природе некоторые люди, способны поглощать жизненную силу других, прежде всего родственников и ближайших знакомых, доводя их до полного истощения. С астральной точки зрения они являются энергетическими вампирами. Подобное воздействие особенно заметно в интимных отношениях. Один знаменитый астролог предостерегал против таких личностей, заявляя: «Разрывайте с ними немедленно, не уступайте их просьбам и помните, что вампир продолжает свою жизнь за счет вашей».
Когда человек умирает, то его дух и душа окончательно покидают физическое тело и входят в астральный мир. Если смерть происходит от разрушения физической оболочки и повреждения внутренних органов, то душа выходит из тленного остова вследствие непригодности его для дальнейшего существования столь тонкой материи, как дух. Без души человек не может воскреснуть, он погибнет, так же как вода непременно вытечет из сосуда с трещиной.
Иногда смерть наступает несмотря на жизнеспособность физического тела, только лишь потому, что органы не могут функционировать, например в случае истощения или анемии. Возможность оживить человека сохраняется, когда душа человека стремится покинуть тело под влиянием сильного духовного удара.
Таким образом, в первые часы после смерти тело находится в состоянии длительного сна, и связь его с духом еще не окончательно потеряна. Для пробуждения физического тела необходимо усилием воли побудить душу человека снова войти в покинутую оболочку. Так происходит чудо воскрешения из мертвых.
В знаменитом астрологическом трактате отмечен случай победного действия силы любви, веры и воли, способных оживлять мертвеца. Методом магнетизма, то есть лечения без использования лекарственных средств, а только наложением рук, растиранием и дыханием, были исцелены маленькая девочка, лежавшая мертвой, а также малолетний ребенок, умирающий от брюшного тифа. Дитя с виду напоминало труп с побледневшей кожей, с телом, уже начавшим коченеть.
У него почти остановилось сердце, не ощущалось дыхания, даже отвалилась нижняя челюсть, и доктора опустили руки. Астролог работал над мертвым телом более трех часов, стараясь влить в него свой «животный магнетизм» — нервную силу, способную вернуть к жизни недвижный труп. Усилием воли доктора мальчик вернулся к жизни.
Безжалостные упреки совести и галлюцинации убийц можно объяснить тем, что дух убитого нередко преследует убийцу. В истории юриспруденции отмечались случаи, когда закоренелые рецидивисты добровольце являлись в полицию, предавая себя в руки правосудия, не имея сил терпеть моральные страдания.
В настоящее время «болезнь вампиров» хотя и трудно, но излечивается. С завершением серии экспериментов с ДНК некоторых видов рыб и грызунов врожденная пор-фирия может корректироваться, а приобретенная — блокироваться на ранних стадиях, когда она ничем не отличается от подобных патологий крови. Лечение поздней кожной порфирии следует начинать с полного исключения всех видов алкогольных напитков, а также защищать кожу от солнечных лучей.