Вход / Регистрация
17.11.2024, 11:19
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Эффект Спящей Красавицы, или почему некоторые научные статьи обретают популярность спустя десятилетия?
Эффект Спящей Красавицы, или почему некоторые научные статьи обретают популярность спустя десятилетия?
Команда исследователей из вычислительного центра университета Индианы изучила феномен научных публикаций, которые становятся популярными, цитируемыми и обсуждаемыми лишь спустя годы после выхода в журналах. Это явление учёные окрестили "эффектом Спящей красавицы" и опубликовали результаты своих изысканий в журнале PNAS.
"Наше исследование даёт эмпирическое доказательство того, что научные статьи действительно могут опережать время. Преждевременно изученная тема может не привлечь внимания научного сообщества, даже если её авторами значатся учёные, заслуживающие доверия и уважения. Но по прошествии нескольких месяцев, лет, а иногда и десятилетий, интерес к таким публикациям резко возрастает", — рассказывает ведущий автор исследования Алессандро Фламмини (Alessandro Flammini).
Ярким примером "эффекта Спящей красавицы" может послужить знаменитая статья Альберта Эйнштейна, Бориса Подольского и Натана Розена, которые описали квантово-механический парадокс. Согласно ему частицы, взаимодействовавшие в прошлом, остаются связанными, даже если их разделяют миллионы световых лет, однако они не поддаются измерениям по законам классической механики. Эта революционная статья, опубликованная в 1935 году, не получила широкого цитирования до 1994 года.
Для проведения своего исследования Фламмини и его команда изучили 380 тысяч публикаций, предоставленных Американским физическим сообществом (American Physical Society) и 22,4 миллиона из источника Web of Science.
По результатам анализа всей этой базы данных учёные определили "коэффициент Спящей красавицы", сравнив дату публикации и индекс цитируемости в разные годы с момента этой публикации. Чем позже был год, когда индекс цитируемости был максимально высоким, тем выше был "коэффициент Спящей красавицы".
Максимальным коэффициентом отличились междисциплинарные науки — те области исследования, которые оказывались на стыке различных наук. Именно к таким публикациям научное сообщество относится с наибольшим скепсисом до тех пор, пока гипотезы не будут подкреплены максимальным количеством экспериментов.
Также Фламмини и его коллеги составили своего рода рейтинг "Спящих красавиц". Возглавил его английский математик и статистик Карл Пирсон (Karl Pearson), чья статья вышла в 1901 году, а обратили на неё внимание лишь в 2002 году. В топ-15 этого рейтинга вошли публикации, популярные и цитируемые сегодня, но опубликованные век назад.
Кроме того, учёные определили, что статьи из разных научных дисциплин демонстрируют различную скорость признания. Так, публикации по физике, химии, математике и медицине могут опережать своё время почти на 70 лет. Журналами-рекордсменами по публикации "Спящих красавиц" стали издания PNAS, Nature и Science, рассказывается в пресс-релизе.
"Наше исследование даёт эмпирическое доказательство того, что научные статьи действительно могут опережать время. Преждевременно изученная тема может не привлечь внимания научного сообщества, даже если её авторами значатся учёные, заслуживающие доверия и уважения. Но по прошествии нескольких месяцев, лет, а иногда и десятилетий, интерес к таким публикациям резко возрастает", — рассказывает ведущий автор исследования Алессандро Фламмини (Alessandro Flammini).
Ярким примером "эффекта Спящей красавицы" может послужить знаменитая статья Альберта Эйнштейна, Бориса Подольского и Натана Розена, которые описали квантово-механический парадокс. Согласно ему частицы, взаимодействовавшие в прошлом, остаются связанными, даже если их разделяют миллионы световых лет, однако они не поддаются измерениям по законам классической механики. Эта революционная статья, опубликованная в 1935 году, не получила широкого цитирования до 1994 года.
Для проведения своего исследования Фламмини и его команда изучили 380 тысяч публикаций, предоставленных Американским физическим сообществом (American Physical Society) и 22,4 миллиона из источника Web of Science.
По результатам анализа всей этой базы данных учёные определили "коэффициент Спящей красавицы", сравнив дату публикации и индекс цитируемости в разные годы с момента этой публикации. Чем позже был год, когда индекс цитируемости был максимально высоким, тем выше был "коэффициент Спящей красавицы".
Максимальным коэффициентом отличились междисциплинарные науки — те области исследования, которые оказывались на стыке различных наук. Именно к таким публикациям научное сообщество относится с наибольшим скепсисом до тех пор, пока гипотезы не будут подкреплены максимальным количеством экспериментов.
Также Фламмини и его коллеги составили своего рода рейтинг "Спящих красавиц". Возглавил его английский математик и статистик Карл Пирсон (Karl Pearson), чья статья вышла в 1901 году, а обратили на неё внимание лишь в 2002 году. В топ-15 этого рейтинга вошли публикации, популярные и цитируемые сегодня, но опубликованные век назад.
Кроме того, учёные определили, что статьи из разных научных дисциплин демонстрируют различную скорость признания. Так, публикации по физике, химии, математике и медицине могут опережать своё время почти на 70 лет. Журналами-рекордсменами по публикации "Спящих красавиц" стали издания PNAS, Nature и Science, рассказывается в пресс-релизе.
 
Источник: http://www.vesti.ru
Комментарии 1
+1
Alexei2012
27.05.2015 12:29
[Материал]
Похоже, для любой «научной истины», даже экспериментальной, существует свой "Half-Life” фактов (период полураспада). Поэтому все, что мы знаем, имеет срок “годности". Что было очевидно – становится устаревшим или даже неверным. И наоборот – идеи не созвучные» своему времени долгое время остаются не замеченными. Несколько лет назад появилась занятная книга на эту тему. Увы, на английском. Название "Half-Life of facts” (вызывает ассоциации с известной комп. игрой). Автор - Самуэль Arbesman, на многих примерах, вносит некоторую ясность в наши постоянно меняющиеся фактические (сиюминутные) «пейзажи» науки.
http://www.universetoday.com/97806....on-date Впрочем, Макс Планк констатировал это еще более жестко. Новые идеи привлекают внимание не потому, что кого-то удается убедить. Просто носители старых идей вымирают, а новое поколение готово к их восприятию. |