Природа сновидений
Британский
писатель, философ и журналист Ален де Боттон рассказывает, почему мы
видим сны и кто на самом деле хозяйничает в наших головах по ночам.
Большую часть времени ты сам своей голове хозяин. Хочешь поиграть
в Lego? Пожалуйста, мозг к твоим услугам. Не прочь почитать книжку?
Только и делай что складывай слова в предложения и смотри, как в твоем
воображении появляются разные персонажи. Но по ночам происходят странные
штуки. Пока ты спишь, твой мозг устраивает самые безумные и прекрасные,
хоть иногда и страшноватые представления.
В старые добрые времена
люди верили, что сны полным-полны предсказаний о будущем. Сегодня же мы
склонны считать, что сны — это лишь способ, с помощью которого сознание
приводит себя в порядок и готовится к активной дневной деятельности.
Почему сны иногда бывают страшными? В течение дня могут происходить
вещи, которые нас пугают, но мы так заняты, что у нас нет времени
как следует о них поразмыслить. Ночью, когда мы преспокойно спим, наше
сознание может, наконец, этим заняться. Или, к примеру, днем ты делал
что-то, что тебе очень нравилось, но
Сны одновременно и интереснее, и страшнее реальной жизни. Они демонстрируют нам, что наш мозг — это невероятное устройство, которое обладает такимивозможностями, которыми мы часто пренебрегаем, используя его всего лишь для того, чтобы делать домашнюю работу или играть в компьютерные игры. Сны намекают нам, что мы сами себе, вообще-то говоря, не хозяева.
Тридцать два прапрапрадедушки
Эволюционный биолог Ричард Докинз доступно объясняет механизмы эволюции, доказывая как дважды два, что все мы родственники.
Да, мы все родственники. Ты приходишься родственником британской королеве (скорее всего, правда, отдаленным), президенту Соединенных Штатов, ну и мне. У нас с тобой общие предки. И ты можешь сам это доказать. У всех есть по двое родителей. А значит, поскольку у каждого из родителей тоже было двое родителей, у всех нас по двое дедушек и по две бабушки. Затем, поскольку у каждого из них тоже было двое родителей, у всех нас по четыре прадедушки и прабабушки, по шестнадцать прапрадедушек и прапрабабушек, по тридцать два праприапрадедушки и прапрапрабабушки, ну и так далее.
Ты можешь отсчитать назад сколько угодно поколений и вычислить количество предков, которое у тебя было столько-то поколений назад. Все, что для этого надосделать, — это умножить два на два нужное количество раз. Например, мы возвращаемся на десять веков назад, во времена англосаксов, как разперед тем, как Англия была завоевана норманнами, и вычисляем, сколько из твоих предков должны были жить в то время. Из расчета четыре поколения на одно столетие, это около сорока поколений назад. Два, умноженное на два сорок раз, дает более тысячи триллионов. Но все мировое население в то время составляло всего три сотни миллионов человек. Даже сегодня на Земле живет семь миллиардов, а мы только что выяснили, что тысячу лет назад одних твоих предков должно было быть в 150 раз больше.
Реальное количество людей, живших на планете во времена Юлия Цезаря, составляло всего несколько миллионов, и все мы, все те семь миллиардов человек, что живут на Земле сегодня, произошли от них. Так что все мы приходимся друг другу родственниками. Каждый брак — это брак между двумя более или менее отдаленными родственниками, у которых еще до того, как они рожают собственных детей, уже есть куча общих предков. Рассуждая таким же образом, мы состоим в отдаленном родстве не только со человеческими существами, но и со всеми животными и растениями. Ты приходишься родственником моей собаке, и листьям салата, которые ел на обед, и каждой птичке, которая пролетает за окном. Со всеми ними нас — и меня, и тебя — объединяют общие предки. Но это уже совсем другая история.
Сюрпризы для мозга
Нейробиолог Дэвид Иглман отвечает на мучающий всех вопрос, почему, когда щекочешь себя сам, совсем не смешно.
Чтобы понять, почему так происходит, ты должен для начала чуть больше узнать о том, как работает твой мозг. Одна из важнейших его задач — это вовремя угадывать, что произойдет в следующее мгновение. Пока ты занят своими делами, спускаешься с лестницы или ешь завтрак, твой мозг постоянно занимается предсказыванием будущего.
Помнишь, как ты
научился кататься на велосипеде? Сначала для того, чтобы ровно держать
руль и одновременно крутить педали, нужно было как следует
сосредоточиться. Но через
Почему для нашего мозга так важно предсказывать, что произойдет в следующий момент? Это помогает нам совершать меньше ошибок и даже может спасти нам жизнь. Поскольку твой мозг постоянно предсказывает твои действия, а заодно и реакцию твоего тела на них, ты и не можешь пощекотать сам себя. Другие могут тебя щекотать,поскольку они могут тебя удивить, и ты не в состоянии предсказать, как именно они будут тебя щекотать.
Это приводит нас к интересному факту: ты сможешь пощекотать сам себя, только если сконструируешь такое устройство, которое будет двигать перышком, причем это перышко должно двигаться с секундным опозданием. Вот тогда ты сможешь сам себя удивить результатами своих же собственных действий.
Тайны левой руки
Астрофизик и космолог Лоуренс Краус расширяет детское сознание, доказывая, что все люди на самом деле сделаны из звездной пыли.
Все твое тело и все, что ты видишь вокруг себя, состоит
из малюсеньких объектов, называемых атомами. Атомы подразделяются
на разные типы, которые называются элементами. Водород, кислород
и углерод — вот три самых важных элемента в твоем теле. Как же эти
элементы очутились внутри нас? Какие-то из звезд взорвались когда-то
Прыжок на другую планету
Писательница Дженет Уинтерсон предлагает детям поэтический ответ на вопрос, почему и как мы влюбляемся.
Влюбляясь, мы не падаем в пропасть. Мы словно бы вылетаем в открытый
космос. Ты как бы покидаешь свою собственную, родную планету
и отправляешься на чужую. И когда ты туда попадаешь, все выглядит
по-другому: цветы, животные, цвета одежды, которую там носят.
Влюбленность — это большая неожиданность, ведь ты-то думал, что на твоей
планете все и так было в полном порядке; и в
Ты
можешь приглашать сюда друзей. И читать друг другу свои любимые истории.
А то, что казалось падением, на самом деле было большим прыжком,
который тебе пришлось совершить, чтобы быть с
Самая сложная задача во Вселенной
Эволюционный психолог и социолог Робин Данбар подводит под романтические объяснения Уинтерстон серьезную научную базу.
Объяснить, что происходит, когда мы влюбляемся, — это, возможно, самая сложная задача во всей Вселенной. Это нечто, что мы делаем не задумываясь. Собственно, если мы начинаем слишком много об этом думать, обычно все кончается тем, что мы совершаем кучу ошибок и садимся в настоящую лужу. Все это из-за того, что, когда ты влюбляешься, правое полушарие мозга начинает развивать очень бурную деятельность. Правая сторона — это та часть мозга, которая особенно важна для наших эмоций. За язык же почти полностью отвечает левая сторона. Это одна из причин, почему нам бывает так трудно говорить о своих чувствах и эмоциях: послания из языковых участков мозга, что находятся слева, не очень хорошо доходят до участков эмоциональных, что расположены справа. И вот нам не хватает слов, чтобы описать наши чувства.
Впрочем, наука позволяет нам сказать кое-что о том, что, собственно, происходит, когда мы влюбляемся. Во-первых, нам известно, что любовь серьезно меняет наше состояние. Мы становимся чувствительными и немножко глуповатыми. Мы можем испытывать счастье и плакать в одно и то же время. Какие-то вещи вдруг совершенно перестают иметь значение, и для нас становится единственно важным быть рядом с тем человеком, в которого мы влюбились. Сегодня у нас есть специальные сканеры, которые позволяют наблюдать за работой мозга. На экране зажигаются разные отделы мозга, в зависимости от того, чем занят мозг. Когда люди влюблены, у них особенно активны эмоциональные части мозга, а другие, отвечающие за более рациональное мышление, намного менее активны, чем обычно. Так что те участки, которые обычно предупреждают «Не делай этого, это безумие!» отключаются, а вместо них включаются те, что говорят: «О, это было бы так круто».
Почему это происходит? Первая причина состоит в том, что любовь вбрасывает в наш мозг определенные химические вещества. Одно из них называется допамин, и именно дает нам чувство волнения. Другое, под названием окситоцин, очевидно, отвечает за чувства беззаботности и уюта, которые мы испытываем, находясь с человеком, которого любим. Когда эти вещества вбрасываются в больших количествах, они направляются в те части мозга, которые особенно к ним восприимчивы. Однако это все равно не объясняет, почему ты влюбляешься в того или иного человека. В этом и состоит загадка, поскольку наш выбор, похоже, мало чем обоснован. Фактически, заново влюбиться в человека уже после того, как вы поженились, так же легко, как это было до женитьбы, что, вроде бы, не совсем логично. И вот еще одна странность. Когда мы влюблены, мы очень легко можем заставить себя думать, что объект нашей любви — само совершенство. Конечно, никто не совершенен. Но чем более совершенными мы кажемся друг другу, тем дольше продлится наша любовь.