/ Новости сайта / Тайны истории / Крупные промахи в науке
05.04.2016

Крупные промахи в науке

Оценка: 4.7    3663 3 Тайны истории
Развитие различных отраслей науки позволяет значительно улучшить жизнь человечества. Но учёные не боги, а люди. Поэтому и они могут ошибаться.

Зачем врачу мыть руки?

Например, всего 150 лет назад огромное количество женщин в Европе (иногда до 30%)умирало в клиниках при родах. Диагноз ставили один: родильная горячка. Умирали женщины от сепсиса, то есть, от заражения крови инфекцией.  В 1847г. Игнац Земмельвайс, молодой врач из Вены, сравнил данные двух акушерских клиник и пришёл к выводу, что распространяют родильную горячку сами врачи.

Перчаток для смотра тогда и в помине не было, после вскрытия врачи могли просто вытереть руки платком и отправиться принимать роды. Поэтому Земмельвайс предложил ввести дезинфекционную обработку рук перед осмотром, и не просто мыть руки с мылом, а ещё и ополаскивать их хлорной водой. Это новшество вызвало бурю негодования у его коллег со всей Европы.

Ведь своей гипотезой и предложением Земмельвайс оскорбил священное дело врачевания. По его словам выходило, что акушеры в буквальном смысле собственноручно убивали рожениц. Руководитель клиники, где работал Игнац, запретил новатору публиковать статистические данные об уменьшении смертности после введения стерилизации рук.

И хотя после внедрения этой методики количество случаев родильной горячки в клинике снизилось, Земмельвайса уволили. В итоге Игнац попал в психиатрическое отделение, где после жестоких побоев санитаров скончался от заражения крови. Однако со временем медики убедились в правоте венгерского врача, и обязательная обработка рук стала обязательной перед каждым осмотром.

Дольше всех упорствовали лекари из Праги, хотя смертность от родильной горячки там была самой высокой в Европе. Правоту Земмельвайса пражские врачи признали лишь спустя почти 40 лет.

Открытие ДНК

О первостепенной роли ДНК в передаче наследственной информации сейчас знает каждый школьник. Но в 1869г, когда её открыли, бурных оваций не было. Исследователи посчитали её неким вспомогательным элементом белка. До середины ХХ века учёные считали, что именно белки, а не ДНК отвечают за наследственность. И только в 1953г после исследований Уотсона и Крика стала понятна исключительная роль ДНК в кодировке и переносе наследственной информации.

Радиоуглеродный анализ

В настоящее время радиоуглеродный анализ – основной метод для определения возраста старинных предметов и материалов. Но очень часто радиоуглеродный анализ даёт ошибочные и даже курьёзные результаты.

Например, наиболее нашумевшие случаи «погрешностей» были опубликованы в научных изданиях. В первом случае возраст туши только что убитого тюленя оказался старше реального более чем на 1000 лет, а живых моллюсков – на 2300 лет. Случалось, что одна часть динозавра была древнее своей «родной» второй половины почти на миллион лет.

При исследовании одной мумии радиоуглеродным методом получилось, что ткань для обёртывания была изготовлена за 1000 лет до самой мумии, что очень сомнительно. Если брать во внимание технологию обёртывания, то ткань и мумия должны были быть примерно одинакового возраста. Похоже, что учёным предстоит разработать более совершенную методику, чтобы избежать досадных расхождений в ±1000 000лет.

Спорная палеонтология

Древние окаменелости и останки не раз ставили палеонтологов впросак. Ведь определить возраст находки и её принадлежность к какому-то виду очень сложно. Совсем недавно команда под руководством Марка Парнела опубликовала в журнале «Nature» статью, которая ставит под сомнение все предыдущие работы палеонтологов. Выяснилось, что у рыб и животных после их гибели первыми теряются их современные признаки. Поэтому изучая окаменелости, специалисты нередко ошибаются, и принимают такие находки за гораздо более древние останки.

Собрать распавшийся на мелкие части скелет неведомого существа задача не из лёгких. Поэтому палеонтологи и здесь попадали впросак. Один из промахов допустил Коп – специалист из Америки. Им в 1969 г. был представлен публике скелет крупной водной рептилии, эласмозавра. Почему-то учёный посчитал логичным насадить голову рептилии на длинные тонки позвонки. В результате поначалу все любовались эласмозавром, у которого голова красовалась на месте хвоста, а сам Коп подвергся насмешкам коллег- конкурентов.

А был ли бронтозавр?

Случается, что недобросовестные исследователи с целью вызвать сенсацию, прибегают к откровенно нечестным приёмам. Например, в 1879г. бригада палеонтолога Чарльза Марша как-то обнаружила два хорошо сохранившихся скелета зауропод, единственное, у них отсутствовали головы. Недолго думая, Марш приставил к находкам черепа камарозавров, и назвал своё творение бронтозавром. Правда, в 1903 г. выяснилось, что туловища принадлежали апатозаврам, и никакого бронтозавра в природе никогда не существовало.

«Неправильный» шмель

Люди часто используют подсказки природы для своих изобретений. Липучки на ткани и обуви подсмотрены у репейника, форма вертолёта – у стрекозы, ласты – у жаб. Однако есть у природы и такие загадки, которые пока не разгаданы. Например, как летает достаточно тяжёлый шмель на таких тоненьких крыльях?

Согласно всем законам аэродинамики (выведенными людьми) шмель летать не должен. Недавние исследования этого вопроса при помощи компьютерных технологий позволили выявить, что возможно полёт шмеля происходит благодаря «нестационарной вязкости газовой аэродинамики» в его крыльях. Хотя есть и предположение, что насекомые живут в условиях пониженной гравитации, или же есть ещё такие законы физики, которые нами пока не открыты.

Так что не только промахов, но и нерешённых загадок у учёных ещё более чем достаточно. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.

andreygolovan 05.04.2016 15:40 [Материал]
Одно из заседаний Парижской Академии наук в 1790 г. было особенно забавным, и академики на заседании долго смеялись - обсуждалось сообщение из Гасконии о том, что с неба упал большой камень.

Постановили: "Падения камней с неба физически невозможны!"
Guest 05.04.2016 13:59 [Материал]
И самая большая ошибка заключенна в том, что они и в правду думают что они ученые... biggrin biggrin biggrin
Astron 05.04.2016 10:41 [Материал]
Но учёные не боги, а люди. Поэтому и они могут ошибаться.

...Особенно если за это хорошо заплатят. Или намекнут...доходчиво..., мол ВОТ ТУДА, пжалста, НЭ НАДО!..А вот туда - пжалста...