/ Новости сайта / Природные катаклизмы / 58% экосистем Земли находятся в критическом состоянии
15.07.2016

58% экосистем Земли находятся в критическом состоянии

Оценка: 0.0    2181 1 Природные катаклизмы
Сохранность экосистем и видовое разнообразие упали до критической отметки в 58% ключевых экорегионов Земли, что говорит об угрозе начала массового вымирания и резкого сокращения в численности животных, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

На сегодняшний день среди экологов и биологов нет уверенности в том, как много изменений или потерь видов может пережить та или иная экосистема до того момента, когда она катастрофически обрушится и потеряет способность поддерживать себя. По этой причине сокращения в видовом разнообразии всех живых существ – от бактерий и до млекопитающих, связанные с изменением климата и деятельностью человека, вызывает большую тревогу у ученых.

Тим Ньюболд (Tim Newbold) из университетского колледжа Лондона (Великобритания) и его коллеги попытались найти ответ на этот вопрос, составив самую обширную базу видов на Земле, которая включает в себя почти 40 тысяч разных форм жизни, живущих на всех континентах планеты, и два миллиона оценок их видового разнообразия.

Эти данные ученые использовали для оценки состояния так называемых биомов – крупнейших составных частей всей биосферы Земли, включающая в себя сотни связанных друг с другом экоситем и биоценозов, расположенных в пределах одного климатического пояса. Всего ученые выделяют 14 подобных зон на суше в соответствии с критериями, разработанными известным биологом Робертом Бэйли (Robert Bailey) в середине 70 годов прошлого века.

Анализ Ньюболда и его коллег привел к неутешительным выводам — 58% этих биомов сегодня находится в критическом состоянии. В них вымерло более 20% видов животных, микробов и других существ, обитавших в них до начала массовой эксплуатации земель, вырубки лесов и добычи полезных ископаемых. Сокращение видового разнообразия на более чем 10-20%, как объясняют ученые, приводит к необратимым и катастрофическим последствиям. Большая часть этих последствий проявит себя только в будущем, из-за чего мы пока не ощущаем всех масштабов катастрофы.

Больше всего подобный обвал экосистем затронул центральные районы США и Канады, Гималаи, Австралию, южные районы Европы и России, Центральную Африку и юг Южной Америки. Меньше всего они коснулись или коснутся севера России и Канады, экваториальных районов Латинской Америки, Индокитая и тропической Африки.

Если смотреть на биомы, то только три из них – тундра, тайга и субтропические широколиственные леса – находятся в относительной безопасности. Все остальные виды биомов находятся за отметкой в 20% вымерших видов, и им сегодня угрожает опасность резкого сокращения в видовом разнообразии.

Эти изменения, по словам экологов, не только лишают нас красот природы, но и бьют по карману – к примеру, исчезновение ключевых видов опылителей и естественных врагов вредителей ведет к увеличению расходов на пестициды. Кроме того, дисбаланс в биомах и их разрушение также вызывают экзотические до недавнего времени феномены, такие как цветение воды или прочие экокатастрофы, ликвидация которых требует сотен миллионов или даже миллиардов долларов США.

Как с этим можно бороться? По словам Ньюболда, для восстановления биомов и удержания их от коллапса необходимо не только защищать ключевые очаги биоразнообразия, но и сокращать площади земель, которые сейчас используются в сельском хозяйстве. Экономические потери от этого изначально могут быть велики, однако дальнейшая деградация экосистем приведет к еще более "дорогим" последствиям, заключают ученые.

OxfordVSPscov 15.07.2016 22:45 [Материал]