Вход / Регистрация
21.11.2024, 15:59
Почему мы не помним себя в детстве?
Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег — тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого.
Самые драматичные моменты в жизни — день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду — большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?
Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.
Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?
Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.
Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.
Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» — выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» — и принялся запоминать тысячи их.
Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.
Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.
Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие — не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.
Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.
Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.
«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.
Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.
Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.
«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».
«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».
Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.
Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.
Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации — как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.
Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве — и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.
Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.
При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.
Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их — они становятся словно воспоминаниями», говорит она.
Воображаемые события
Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.
Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.
Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.
Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом — эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.
Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.
Самые драматичные моменты в жизни — день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду — большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?
Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.
Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?
Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.
Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.
Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» — выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» — и принялся запоминать тысячи их.
Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.
Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.
Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие — не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.
Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.
Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.
«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.
Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.
Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.
«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».
«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».
Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.
Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.
Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации — как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.
Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве — и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.
Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.
При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.
Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их — они становятся словно воспоминаниями», говорит она.
Воображаемые события
Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.
Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.
Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.
Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом — эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.
Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.
 
Комментарии 56
1 2 »
0
Zvezdoletchik
02.08.2016 06:48
[Материал]
Будучи в старшей группе яслей во сне я выходил из физического тела и летал над крышами соседских домов. Выходил всегда из окна но однажды стало интересно и я прошел сквозь железобетонный дом напрямую. Увидел всю конструкцию как на чертеже. Однажды был контакт. Некие сущности дали мне знания, это как бы враз получить всю библиотеку в голову, ты знаешь ответ на все вопросы. Предложили отправится с ними в сторону некоего объекта, круглого и темного. Луна? Я понимал, что мое физическое тело не выживет и отказался. Мой моральный выбор "Мама огорчится" был встречен с пониманием. Знание забрали и я снова стал местным полудурком выковыривающим козявки из носа. Потом в окрестностях своего дома познакомился с неким мальчиком который спросил хочу ли я посмотреть мультики. Я согласился. Он попросил меня дышать глубоко и часто до звона в голове, потом нажал мне на солнечное сплетение двумя ладонями и я вырубился. Это отличалось от моих выходов из тела. Сознание как бы попало в некую точку пространства и времени где я увидел событие. Космический корабль с повреждениями падал на Землю а другой, поменьше, в него стрелял. Больше я этого мальчика не видел. Кстати, я упал на стекла прямо щекой, но не поранился. Просто отряхнул их с кожи как мусор. Иногда, когда я размышляю о сути вещей, я подхожу к некоему порогу осмысления. Перешагнуть через который боюсь т.к. понимаю, что перестану быть человеком. Это как прыгнуть в воду не умея плавать. Все, я закончил - зовите санитаров.
|
0
yarad
02.08.2016 07:41
[Материал]
Да какие уж там санитары... Мы с младшей сестрой в детстве любили болтать перед сном на всякие философские темы... Доходили до устройства Вселенной, параллельных миров...И в какой-то момент, когда казалось, что вот-вот дойдешь до Истины и Осознаешь, становилось так жутко!!! Наверное, это и есть Ваше чувство, когда Вы понимали, что перестанете быть человеком...
|
0
Мамонт
01.08.2016 21:09
[Материал]
Как бы я тут поразмыслил...и пришёл к выводу, что у каждого тела есть своя память.
У физического, эфирного, астрального, ментального.... И вот во сне, мы пользуемся памятью астральной. А в бодрствующем состоянии...из физического тела не можем к ней подключиться....большинство. Также и новорождённые имеют память, но не физического тела. А с возрастом работа мозга перестраивается и теряется доступ к памяти тонких тел. И животные пользуются какой-нибудь эфирной памятью....это и есть инстинкт. Вот улитки размножаются и передают следующим поколениям навыки обретённые в процессе жизни....через эфирное тело и эфирную память. Мы называем такую передачу знаний инстинктом...память предыдущих поколений. Она может быть и коллективной...потому, что отдельные на физическом плане особи, на эфирном плане могут представлять собой целое....как листочки на одном дереве. Так рой насекомых на эфирном плане - одно существо. Также, этим же, можно объяснить "эффект сотой обезъяны" Вобщем, память это неисследованная тема... |
0
minskaya
01.08.2016 14:35
[Материал]
мама читала вслух похожую статью в журнале, когда мне было 4,5года. В этом возрасте я помнила все, начиная с 2х лет и пару урывочных воспоминаний из кроватки(явно меньше года) Услышав, что через пару лет я все забуду, я села и целый день перевспоминала все, что было в памяти. В 6 лет повторила эксперимент. Потеряла наверное 20% воспоминаний. В 8 лет снова перевспоминала все. Потеряла еще 20% В 10 лет я это делала последний раз.
В итоге у меня осталось довольно много детских воспоминаний. Но они как бы не оригинальные. Они как бы в свете 10летней, а не 2-3 летней. самое ужасное: за 10-12 лет я забыла почти всех в университете. Я не помню их фамилий их лиц. Некоторых вообще не могу вспомнить даже по действиям. Мозг очень быстро избавляется от ненужной информации. Ему нужно место. А мой мозг зараза, помнит все диалоги дня слово в слово. Ему видимо еще больше места нужно |
0
Мамонт
01.08.2016 00:07
[Материал]
Тогда вообще, надо понять, что такое память. Есть память присущая мозгу, а есть память тонкой сущности, души.
Кто помнит себя в 1 год и ранее...также легко должен помнить и прошлые жизни...потому, что свойства такой памяти одинаковые....память души. А память мозга связана с понятиями, предметами, словами и у новорождённого ребёнка её нет. И в этом контексте мне вспоминаются работы учёных, изучавших память у животных...в частности собак. Они сделали выводы, что, хотя животные и узнают людей и места, но памяти в человеческом понимании, у них нет. Я тогда ещё долго обдумывал, как же такое возможно....узнавать, но не помнить... Вроде как....животные....не могут вспомнить что-то по собственному желанию....как могут люди. Тоесть собака не может сидеть и вспоминать, что она делала неделю назад... А узнавание видимо происходит как раз по впечатлениям....память души...Когда родное лицо вызывает положительные эмоции ....вот и вся память. Не скажу, что я согласен с этим. Но вот такое было исследование. |
0
AstraVert
31.07.2016 19:32
[Материал]
Изначально ни у одного предмета,одушевлённого и неодушевлённого,нет ни имени,ни названия.Они просто созданы по неким законам и существуют или создают биологическую активность в рамках своей биологической ниши в природе,согласно общему закону сохранения энергии и вещества.
Не Будда создал эти законы и этот мир,он лишь такой же путник,посетивший его в краткий миг человеческой жизни,как и все остальные люди. |
0
Lilu
31.07.2016 18:24
[Материал]
помню не любила, когда пеленали, злилась, что за меня решают в каком состоянии мне пребывать, истерила, пока не распакуют из плена. Поняла, что чтобы тебя поняли - надо перестать орать - это значит, что мне хорошо. Когда плохо, надо сирену открыть ревом любила зеленый цвет, синий. Дико раздражали погремушки, очень шумные, не понимала зачем мне их суют всегда, когда и так вокруг есть на что смотреть
|
-1
AG
31.07.2016 19:02
[Материал]
Будда ввёл понятие Нирвана. Чистый разум в чистой энергии в состоянии покоя и равнодушия, если отбросить многочисленные толкования и вывести среднее. Что есть абсолютная чистота сознания? Отголосок предрождения? Когда в Ноосфере был подобран новый информационный пакет и человек отправлен на новый круг, но с той же целью? Имею ввиду не только работу на рост Организма, но и поставку психоэнергии. Я тоже помню свои мысли, когда старший брат показывая на яблоко, называл его то Яблоко, то ТЫблоко и заливался смехом от собственного остроумия. А я, лёжа и глядя на этот фрукт, абсолютно спокойно думал, а почему у этого предмета появилось второе название?
|
0
Lilu
01.08.2016 16:33
[Материал]
но и поставку психоэнергии. (с)
Возможно. Был такой опыт дважды. В смысле с реальным результатом. Только одно настораживает. Эта энергия возникает лишь на сильной отрицательной эмоции. Может я просто так сильно не испытывала положительных? Но на отрицательных - эффективно было и наглядно. |
0
Мамонт
31.07.2016 16:29
[Материал]
Мне кажется, "феномен" тот же самый, что и в вопросе "почему мы редко можем вспомнить сны".
Очень просто....потому, что во сне, мы думаем иначе! Изначально мозг ребёнка имеет совсем другой способ обработки информации. Нет ментального шума и речевой иррадиации. Информация воспринимается "как есть", без дополнительной обработки. Мозг взрослого пытается всё определить, каждому предмету сопоставить понятие и привязать одно к другому, вычислить взаимосвязи вещей. И вот тут крайне необходима память. Так как понятия и образы хранятся в памяти. И в дальнейшем мозг любую информацию пытается фильтровать сравнивая с образами хранящимися в памяти. Дети ничего не забывают....они просто ничего не помнят, так как память существует не с рождения...но нарабатывается в процессе жизни. У новорождённого ребёнка вообще нет памяти....он просто видит мир вокруг, ничего не анализируя. У тех народов, жизнь которых богаче событиями, память у детей вырабатывается раньше. Особенно это понятно на примере американцев, где с самого детства электронные игрушки, с которыми ребёнку надо научиться обращаться. Да и жизнь в городе намного опаснее и разнообразнее...что тоже способствует раннему возникновению памяти. А у отсталых и традиционных культур память нарабатывается позже на несколько лет. Ну и конечно всё зависит от воспитания и условий жизни. Уверен, что беспризорники начинают себя помнить и осознавать раньше, чем дети в благополучных семьях....нужда выживания заставляет.... |