/ Новости сайта / Археология / В Югре нашли череп древнего носорога
12.11.2016

В Югре нашли череп древнего носорога

Оценка: 0.0    1868 0 Археология
Палеонтологи нашли следы пребывания древнего человека почти на четыреста километров севернее, чем это считалось ранее. Такой вывод сделан по результатам экспедиции в Октябрьский район. Еще в прошлом году недалеко от деревни Чемаши было обнаружено крупное местонахождение костей мамонта. Появилась надежда, что здесь, как и на знаменитом Луговском местонахождении, тоже проявятся следы пребывания человека.

– Мы обнаружили каменные артефакты в виде отщепов – это то, что остается после обработки камня, говорит заведующий отделом палеонтологии музея Антон Резвый. – Также был найден фрагмент бивня мамонта, на котором хорошо видны следы его обработки человеком. Для первобытных людей это был отличный материал, из которого можно было изготовить различные изделия – от утилитарных вещей до украшений. Археолог, специалист по палеолиту из Санкт-Петербурга Сергей Макаров высоко оценил значимость находок, которые подтверждают: в каменном веке в этих местах жили люди.

Экспедиция, организованная Музеем Природы и Человека, проводила в Октябрьском районе разведочные раскопки, чтобы определить площадь местонахождения Комудваны, как официально именуется этот палеонтологический объект. Это только начальная стадия изучения, работа будет продолжена в будущем году.

Но это не единственная экспедиция, в которой побывали палеонтологи нынешним летом. Подчас забираться им приходится в такую глушь, что на дорогу уходит едва ли не половина отведенного времени. В этот раз повезло: газовики забросили вертолетом комплексную экспедицию, в составе которой были палеонтологи и биолог, в верховья Северной Сосьвы. Обратно самостоятельно сплавлялись на резиновых лодках. Исследовали Усть-Маньинское местонахождение недалеко от одноименной деревни в Березовском районе.

По словам Антона Резвого, места удивительные – скалистые берега, попадаются следы лавы древних вулканов, осадки древнего моря, песчаники, известняки, глинистые отложения. Здесь сохранились отпечатки растений, животных, обитавших в древности.

– С точки зрения палеонтологии восточный склон Уральских гор представлен в науке не столь широко, как западный, – говорит Антон Резвый. – Исследования проводили геологи в 1950–1960-е годы, с тех пор результаты не обновлялись, фактически это белое пятно. Мы только начали изучать территорию, и уже найдены новые группы организмов, которые ранее не встречались, – древних рыб, червей, губок. Собранные на Усть-Маньинском местонахождении коллекции флоры и фауны вызвали большой интерес со стороны ученых. Один из них, специалист по древним червям из Москвы Алексей Ипполитов выступит с докладом на предстоящей Югорской биеннале. Под общим названием «черви» собраны несколько групп не родственных между собой животных, от некоторых произошли другие – моллюски, членистоногие. По сути, черви дают нам базовую информацию об эволюции разных групп животных, которые живут на Земле.

Рыбе 23 миллиона лет

Еще один доклад на полевой Югорской биеннале хантымансийцы представят в соавторстве с ученой из Палеонтологического института Евгенией Сычевской. Тема – древние рыбы. В последние годы все чаще находят их отпечатки. Так было как при изучении Усть-Маньинского местонахождения в Березовском районе, так и за сотни километров от этого места – вблизи поселка Бобровского Ханты-Мансийского района. Помог случай: несколько лет назад палеонтологи изучали территорию с точки зрения нахождения здесь следов мамонтов и совершенно случайно нашли отпечаток древней рыбы возрастом около 23 миллионов лет. По версии палеонтологов, на этом месте было пресноводное озеро, где водились древние предки современных щук, окуней, осетров. По найденному отпечатку окуня видно, что он был гигантских размеров – более метра в длину. Также здесь найдены крупные фрагменты черепа щуки, налима.

В этом году продолжилось изучение Луговского местонахождения древних животных, открытого более двадцати лет назад и ставшего всемирной сенсацией: здесь нашли позвонок мамонта, пробитый копьем древнего человека. Каждый год Луговское одаривает музей новыми артефактами, но в этот раз раскопки как таковые не велись. Специалисты сосредоточились на установлении границ археологического памятника, для этого пришлось копать шурфы по периметру. Но и здесь их ждали неожиданные находки: в одном из шурфов найдены следы обработки камня древним человеком и зуб мамонта.

У музейщиков и сотрудников дирекции особо охраняемых памятников природы давно зреет идея: в рамках археологического памятника «Местонахождение Луговское», который охраняется федеральным законом, и памятника природы регионального значения «Луговские мамонты» организовать экологическую тропу, которая могла бы многое рассказать не только о современной природе, но и о древних временах, мамонтах, первобытных людях. Будет экологическая тропа – увеличится поток туристов. Сегодня групповые поездки на Луговское – редкое явление, хотя эта территория – логическое продолжение экскурсионного маршрута: музей – археопарк – Луговское местонахождение.

В округе есть еще одно место, где отмечено большое скопление костей мамонтов, это речка Маткинская в Ханты-Мансийском районе. Сюда нынешним летом отправились Антон Резвый и археолог Сергей Макаров. Природа преподнесла им подарок, о котором они могли только мечтать: на берегу речки нашли отлично сохранившийся череп древнего носорога, который обитал в этих местах 15–20 тысяч лет назад и исчез как вид в результате потепления климата. Правда, у черепа нет нижней челюсти, но это ничуть не умаляет значимости находки. Вес черепа – не менее десяти килограммов, зубы в отличном состоянии, придет время, и подлинный образец древней фауны займет свое место в экспозиции музея.

Растения доледниковой эпохи

В последние годы музей практикует комплексные экспедиции, в которых участвуют палеонтологи, биологи археологи. Например, палеонтологи пригласили с собой для исследования Усть-Маньинского местонахождения биолога – старшего научного сотрудника отдела природы Надежду Корикову. Если палеонтологи обращали внимание на отпечатки растений девонского периода, а это 350 миллионов лет назад, то биолог была занята поиском редких видов растений. На скалистых обнажениях и осыпях встречаются редкие виды папоротников, камнеломок, в береговых лесах заросли пиона, поляны орхидей.

Сбором коллекций растений сотрудники отдела природы занимаются с 2007 года, а с 2008-го началось изучение природы Приполярного Урала.

– Это удивительное место – и по красоте, и по разнообразию растительности, – делится впечатлениями Надежда Корикова. – Именно здесь встречается большое количество редких видов растений. Большинство из них попали в первый выпуск Красной книги Югры в 2003 году. Каждые десять лет список видов пересматривается с учетом постоянно ведущихся исследований. В выпуске 2013 года уже есть ссылки на данные наших музейных исследований о новых точках находок редких видов в горах Приполярного Урала. Здесь сохранились растения, которые обитали еще в доледниковую эпоху. Для музейного гербария мы собрали уже более 240 видов, в этом году он пополнился еще 15 видами новых растений.

В этом году вместе с сотрудниками музея в экспедиции участвовали два ботаника из Сургутского университета, который располагает самым большим гербарием в округе – 15 тысяч единиц хранения. У музея есть цель – собрать полноценную коллекцию растений со всей территории Югры, чтобы в полном объеме был представлен каждый район, а также информацию по всем гербариям, которые имеются в округе. Первые гербарии, хранящиеся на территории Югры, создавались в заповедниках «Юганский» и «Малая Сосьва», есть они и в природных парках, но в целом охватывают незначительную часть территории округа. Общей коллекцией, как это принято в столицах субъектов Федерации, наш округ пока не располагает.

– Мы занимаемся не только музейным гербарием, но и сбором информации о коллекциях растений, которые создавались и хранятся на территории округа, – говорит Надежда Корикова. – Нам очень интересна тема истории проводимых в Югре исследований. Не секрет, что гербарии с нашей территории хранятся в разных странах Европы, в Санкт-Петербурге. И это неудивительно: в XVIII–XIX веках сюда приезжали датчане, немцы, шведы и увозили коллекции растений. Было бы интересно найти гербарные образцы таких коллекций, получить первичную информацию, сфотографировать, рассказать и показать югорчанам, как велись исследования в Сибири 100–200 лет назад. К примеру, в Новосибирске в Гербарии имени М. Г.Попова хранится гербарий, собранный в 1911 году возле Тобольска.

…Экспедиции, которые ежегодно организует Музей Природы и Человека, помогают пополнять его коллекции, вести научно-исследовательскую работу и радовать нас, посетителей, уникальными экспонатами, например в виде огромного черепа древнего носорога. Такие животные, оказывается, тоже обитали на этой земле, и орхидеи здесь растут до сих пор.