Загадочные мегалитические комплексы Республики Адыгея
Одна из главных загадок урочища состоит в том, что территориальная близость к сотням типовых классических плиточных дольменов никак не повлияла на конструкцию и назначение сооружений Кладов.
Объяснение этому феномену лишь одно — новосвободненские мегалиты предшествовали дольменной культуре (что, собственно, соответствует их датировке — IV-III тысячелетие до н.э., то есть, практически на тысячу лет ранее известных памятников дольменной культуры). Таким образом строители этих удивительных построек либо по разным причинам исчезли без следа, и так, как все свои сооружения они полностью прятали, насыпая над ними курганы, носители дольменной культуры, сменившие новосвободненцев на их земле, просто не знали о существовании «других» дольменов. Либо новосвободненцы, уходя, все таки передали свои знания пришедшим сюда народам, но в силу каких-либо факторов те не смогли воспроизвести в точных деталях переданную технологию, создавая свои мегалиты в виде дольменов.
Начнем по порядку.
Чем же мегалиты урочища Клады такие удивительные и чем отличаются от дольменов?
Во-первых, все сооружения после возведения обкладывались вокруг грунтом, становясь курганами. То есть, даже в отличие от подкурганных (заглубленных в землю) дольменов, новосвободненские постройки засыпались землёй не по перекрытию, а полностью вместе с крышей.
Во-вторых, «крыша» сооружений, как правило состояла из двух плит перекрытия: основной, перекрывающей боковые плиты, и дополнительной, устанавливаемой на передние выступы боковых плит.
В-третьих, по устройству камера сооружений чаще всего была двухсекционной, причем обе поперечные плиты (фасадная и промежуточная) имели одинаковые отверстия.
В-четвертых, несмотря на соседское расположении всех построек, часть из них имели традиционные круглые, а часть — квадратные входные отверстия, запираемые втулками соответствующей формы.
В-пятых, несколько сооружений имели уникальную двухскатную конструкцию покровных плит (как у обычных жилых домов).
В-шестых, в отличие от типичных плиточных дольменов, имеющих в основании пяточные камни или целые плиты, боковые плиты новосвободненских построек заглублялись прямо в грунт.
В-седьмых, стены трех построек несут на себе следы покраски, одна из которых — с полноценной сюжетной росписью, что никогда не встречается в дольменной культуре.
В-восьмых, некоторые постройки выполнены в достаточно сложном архитектурном стиле и образуют даже целые архитектурные комплексы.
Таким образом, строения урочища Клады не только разительно отличаются от дольменов, но и не однородны между собой, не смотря на относительно единое назначение, культуру и время постройки.
Настало время определиться с их назначением.
Учитывая, что во всех сооружениях ученые нашли остатки захоронений — не остается никаких сомнений, что это гробницы или могильники.
Урочище «Клады» представлено почти 60-тью курганами и территориально разделено на две неоднородные группы, так называемые «Клады-1» (северная группа с сорока курганами) и «Клады-2», включающая остальные курганы на юге.
На сегодняшний день археологами раскопано и исследовано около 20 курганов урочища.
В девяти курганах обнаружены мегалитические сооружения дольменного типа.
В виду удовлетворительной сохранности пяти открытых на местности паматников новосвободненской культуры, можно говорить о полноценном мегалитическом комплексе.
Попасть сюда из станицы Новосвободная, в принципе, не сложно хоть пешком, хоть на автомобиле (желательно внедорожного профиля). Дорогу подскажет любой местный житель. Единственное возможное затруднение — это преодоление мелководной реки Фюнтв в брод. Но вот отыскать за один раз без проводника все описываемые ниже памятники вряд ли получится.
Здесь важно дать историческую справку об исследовании новосвободненских курганов, именно так можно понять, что представляли собой Клады в начале своего открытия и в настоящее время.
В 1869 году (во время Кавказской войны) один из жителей адыгского аула рассказал командиру 22-го конного полка Кубанского казачьего войска, дислоцировавшегося в то время в окрестностях станицы Царская, Николаю Львовичу Каменеву о том, что в начале XIX века к ним приезжал некий иностранный ученый, который что-то изучал в окрестностях и вскоре сообщил старейшинам о находке в одном из курганов каких-то драгоценностей. Иностранец заручился поддержкой местных жителей, и вместе они принялись раскапывать курган. Однако, наткнувшись на крышу «кирпичного» (со слов аульчанина) здания, горцы отказались проводить раскопки под предлогом нежелания тревожить дух умерших, погребенных здесь. С целью проверки сообщенных сведений, Каменев, взяв с собой рабочих из станицы Царской, в ноябре того же года отправился в указанное горцем место для проведения исследования (кстати, интерес подполковника был вызван отнюдь не жаждой наживы, как это могло бы показаться, Николай Львович считается одним из первых кубанских краеведов и был одержим исключительно интересом исследований).
После безуспешных раскопок вершины кургана, на его склоне исследователи случайно заметили несколько выступавшую из грунта коническую крышу какого-то сооружения. Проведенная расчистка принесла невиданную находку — обнажилась необычная (и как выяснилось позже, идинственная в своем роде) цилиндрическая одинадцатигранная каменная гробница с конической крышей.
В основании сооружения находилась толстая, до 27 см, каменная плита, имевшая форму правильного круга с диаметром почти 3 м; а по краям ее стояли 11 продолговатых каменных плит одинаковой высоты (2,13 м) и толщины (до 20 см), но разной ширины. Плотно соприкасаясь между собой боками, эти плиты образовывали собою одиннадцатигранный ящик не совсем правильной формы. Крыша состояла из 8 разных треугольных каменных плит, сложенных в виде конуса. В середине самой широкой (90 см) вертикальной плиты, находившейся в восточной части сооружения, имелось сквозное отверстие, шириною в 37 см, которое с наружной стороны было закрыто каменной втулкой такой же формы.
Внутри были обнаружены остатки двух глиняных горшочков, небольшой мраморный шар, два бронзовых кольца и два бронзовых копья.
Каменев не стал раскапывать курган дальше, хотя и отметил, что от гробницы с восточной стороны в глубь подножья кургана уходил корридорный ход.
Спустя 15 лет эту гробницу осматривал Е.Д. Фелицын. Памятник предстал его взору уже без крыши. Фелицын успел отметить необыкновенную тщательность отёски всех оставшихся плит сооружения.
К сожалению, дальнейшее изучение погребений данного кургана было прервано на 115 лет. Что крайне плачевно отразилось на состоянии мегалитического комплекса, скрытого, как выяснилось позже, в нем. Но об этом позднее...
Эстафету изучения Кладов в 1898 году подхватил профессор Санкт-Петербургского Археологического института Николай Иванович Веселовский, раскопавший в двух других курганах урочища две каменные двухкамерные гробницы.
Гораздо позднее, в новое время (в 1950 году) известный советский археолог, специалист по древней истории Кавказа бронзового века Александр Александрович Иессен провел обследование местности и снял план курганной группы.
С 1979 г. по 1991 г. курганы урочища Клады раскапывались экспедицией ЛОИА АН СССР.
В настоящее время исследование продолжает старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (ИИМК, Спб) Алексей Дмитриевич Резепкин.
Таким образом, в сегодня раскопаны, исследованы и частично сохранились следующие курганы с дольменными конструкциями могильника Клады (пользуюсь нумерацией, предложенной Резепкиным):
1) курган 11, крупная дольменообразная гробница с порталом и остатками культовой площадки;
2) курган 26, двухкамерная гробница (каменный ящик с плоской крышей);
3) курган 27, двухкамерная гробница (каменный ящик с двухскатной крышей);
4) курган 28, двухкамерная гробница с росписными стенами;
5) курган 30, двухкамерная гробница (каменный ящик с двухскатной крышей, частично законсервирован);
6) курган 31, двухкамерная гробница (сохранились лишь остатки стен);
7) курган 39, дольменообразная гробница с порталом коридорного типа (часть погребального комплекса с многогранной гробницей шатрового типа);
8) курган 40, крупная дольменообразная гробница с порталом (законсервирован);
9) курган 40, небольшая дольменообразная гробница (законсерирован).
Остальные курганы либо не раскопаны, либо уничтожены.
Рассказ об открытии каждого сооружения курганов урочища Клады логично вести исходя из их расположения на местности.
Объясню почему.
Как правило, осмотр мегалитического некрополя начинается с кургана №11, покоящегося на вершине водораздельного хребта, на отроге которого сконцентрирована основная группа курганов. Данный курган и его узнаваемая мегалитическая гробница просматриваются из далека на относительно открытой поляне, его можно условно выделить как центр всей группы. Далее на юго-восток от него через каждые 50-100 метров вдоль ручья Осинового в лесу расположены остальные сооружения и курганы группы «Клады-1».
Особняком стоят курганы № 39, № 40, входящие в группу «Клады-2», отстоящие от кургана №11 на один километр по второй террасе левого берега реки Фарс с выходом на его обрыв.
Итак, в 1979 году группа ленинградских археологов начинает разработку большого кургана неподалеку от двух гробниц, ранее изученных Н.И. Веселовским. Еще в 1950 году, изучая местность, А.А. Иессен записал название этого кургана как «Серебряный» (собственно, он же популяризировал название всего урочища - «Клады»).
Кургану присваивается порядковый номер №11.
Интересно, что этот кургана стоял у Веселовского в планах изучения, но, к сожалению, тот так до него и не добрался. Быть может, с учетом подхода профессора к изучению артефактов старины и его опыта раскопки курганов, сокровища и памятники Серебряного кургана дошли бы до нас в первозданном виде и с успехом демонстрировались бы сегодня, к примеру, в Эрмитаже.
Серебряный курган был на 1,5 метра выше своего знаменитого на весь мир собрата по археологической культуре — Майкопского кургана (Ошад). Его диаметр по основанию составлял 148 метров, диаметр плоской вершины — 90 метров, собственно, высота — 12 метров.
Примечательно, что основная насыпь кургана перекрывала два небольших более ранних кургана.
В восточной части насыпи был раскопан интересный погребальный комплекс, состоящий из гробницы, напоминавшей дольмен, и культовой площадки.
Гробница
состояла из основной камеры, перекрытой плоской плитой и приставных
портальных плит, образующих вторую наружную камеру, перекрытых ещё одной
плитой.
Сооружение
довольно внушительное. Размеры основной камеры: 2.3м — длина передней
плиты, 2.5м — длина задней плиты, 2.25м — длина боковых плит, 2.9 —
длина покровной плиты.
Плиты
тонкие, ровные, изготовлены из желто-розового мелкозернистого песчаника
с обильными вкраплениями древнего ракушечника. Входное отверстие редкой
квадратной формы, ориентировано на юго-восток.
На задней стене, внутри камеры был нанесен узор красной охрой, узор восстановить не удалось.
Гробница хранила два взрослых погребения. Кости покойников были окрашены красной охрой.
В
шести метрах на юго-восток от фасада гробницы была расчищена мощеная
камнем прямоугольная площадка с бордюрами. На краю вымостки покоились
два менгира, а в центре площадки стояла стелла, окруженная плитами,
поставленными на горизонтальное ребро.
В районе стеллы в засыпке над культовой площадкой археологов ждала интересная находка — плита с гравированным орнаментом. Поверхность плиты в продольном направлении была разделена выступающими желобками на три секции. Средняя секция содержала рельефные, повторяющиеся в ряд, узоры в виде шести расширяющихся концентрических окружностей. В крайних секциях был выбит ряд кругов со вписанными в них лапчатыми крестами.
О
происхождении этой плиты до сих пор ходят жаркие споры. Есть мнение,
что это часть орнамента фасада некого мегалитического храма. Однако, в
виду того, что остатков значительных сооружений (помимо описанной выше
гробницы) в Серебряном кургане обнаружено больше не было, говорить о
каких-либо «храмах» не приходится.
Еще
одна версия — о принадлежности этой плиты к конструкции легендарной
многогранной шатровой гробницы, раскопанной Каменевым в конце XIX века (см. выше) так же не выдерживает критики, ввиду удаленности двух погребальных комплексов.
Еще одной интересной находкой кургана стала грубая известняковая скульптура зверя: зооморфная фигура длиной 110 см, ориентировочно кабана или барса.
Помимо описанного материала, Серебряный курган содержал в себе больше количество погребений других типов.
Вещевой материал, найденный в кургане весьма значителен и разнообразен. Это орудия из камня и кости, много керамики и предметов из металла. Бронзовые изделия представлены: ножами, копьём, кинжалами, двузубым крюком, котлом с жемчужным орнаментом. Найдена была и одна чаша из золота.
Сегодня, на местности практически ничего не напоминает о величавом кургане.
Оставленная гробница выглядит довольно плачевно: передняя (верхняя) плита перекрытия разрушена, стены гробницы повреждены трещинами, разломами (фронтальная плита расколота надвое по линии верхней границы входного отверстия), втулка и основная часть загадочной гравированной плиты утеряны, культовая площадка уничтожена, и лишь одинокий оставшийся менгир сиротливо смотрит на покореженую гробницу.
Древняя скульптура зверя отдана зачем-то местному лесничему...
Мне, как обывателю, крайне непонятно нынешнее состояние раскопанного комплекса Серебряного кургана. Если курган ранее не вскрывался (то есть сквозь века сохранил все свои конструктивные особенности и не подвергся безжалостному воздействию времени и окружающей среды с антропогенными факторами), раскапывался последовательно профессиональными руками археологов, к тому же относительно недавно — то почему сегодня мы имеем так много утраченных, разрушенных его фрагментов??
Вопрос висит в пустоте...
Мы
покидаем курган №11 и движемся за гробницу на северо-запад в лес, где
через 25 метров наблюдаем плиты небольшой гробницы с остатками высокой
курганной насыпи. Это следы раскопков Н.И. Веселовского, сделанных им в
1898 году.
В
конце позапрошлого века профессор раскопал здесь свой первый
новосвободненский курган под номером 1 (№26 по современной нумерации
Резепкина).
Курган достигал десятиметровой высоты и содержал двухкамерную дольменообразную гробницу.
Отличительной
особенностью гробницы была двускатная крыша, сооруженная из двух
длинных плит. Стены сложены тоже из плит, хорошо отёсанных и тщательно
пригнанных. Толщина их неодинакова — от 18 до 27 сантиметров. В плотную к
наружней невысокой стене-притвору примыкал широкий менгир.
Камеры гробницы по размеру были ноднородными и разделялись поперечной
плитой с прямоугольным отверстием 38x27 см, плотно заложенным каменной
втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной
каменной плиты, а в меньшей был земляной.
Гробница
хранила одно погребение (скорченный в положении на боку скелет,
посыпанный красной краской), а также разнообразный, богатый инвентарь.
Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что
указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.
К
сожалению, столетнее существование раскопанной гробницы не пощадило
уникальную «крышу» и менгир сооружения — они сломаны, однако,
энтузиастами-археологами совсем недавно остатки гробницы были расчищены и
сегодня выглядят вот так.
Дуб с обнаженными раскопом корнями на вершине кургана
Сразу
за этим курганом, в 25 метрах на северо-запад находится второй курган
(№27), раскопанный Н.И.Веселовским в том же году. Под ним была так же
обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в
первом кургане.
Отличие
заключалось в том, что здесь сооружение имело не двускатную крышу, а
плоскую, состоящую из двух плит (на архивном рисунке допущена ошибка:
изображена одна плита перекрытия, возможно ошибка связана с тем, что при
расчистке гробницы вторая плита, конструктивно лежащая под первой,
оказалась раздавленной и провалилась частично во второе отделение).
В
средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое
отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно
пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго
помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга.
В камере с каменным полом лежал покойник и различный инвентарь.
Над головой покойника в боковой плите был устроен тайник в виде небольшого округлого углубления, в нем находились толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур.
Во
втором отделении гробницы так же были найдены предметы украшений, и
разная утварь. Инвентарь данной гробницы был гораздо скромнее и проще.
Стены гробницы несли следы покраски.
Помимо эскизов гробниц, приводимых Веселовским в своем рукописном отчете, он упоминает о 10 фотографиях, прилагаемых к отчету, запечатлевших виды курганов, гробниц и захоронений. Однако в настоящее время ни одной из указанных фотографий не найдено.
Долгое время спустя раскопки гробница представляла собой жалкую развалину: без крыши, без двух боковых плит, без утерянной заглушки входного отверстия, глубоко погрузившаяся в землю на уровень лаза.
Гробница до расчистки
В настоящее время гробница расчищена, удален грунт из основания плит, одним словом ей придан хоть-какой-то презентабельный вид.
Такой же дуб, и снова на вершине кургана...
Двигаемся дальше на северо-запад.
Через 25 метров — небольшая ложбинка. Ничто не напоминает о некогда существовавшем здесь кургане под номером 28.
Дело в том, что в данном кургане, раскопаном в 1982 году Майкопским отрядом Кубанской экспедиции ЛОИА АН СССР, была обнаружена единственная в своем роде дольменообразная гробница эпохи бронзового века с настенными росписями.
По отчетным документам с ракопок попытаемся восстановить внешний вид гробницы.
По сути, это та же двухкамерная схема, с фронтальной дольменной плитой, разделяющей помещения, и углубленными в грунт боковыми и торцевыми стенами из песчаника (в отличие от предыдущих гробниц дно постройки гробницы не было оформлено плитами).
Лишь одна (основная) камера была перекрыта покровной плитой. Боковые плиты вспомогательной (наружной) камеры сделаны из фрагментов плит.
Гробница содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем.
Самым замечательным являлась роспись на стенах наружной камеры.
Три стены камеры были покрыты росписью. Четвертая, передняя, состояла из четырех плит, одна из которых также была покрыта росписью, но не с внутренней стороны, как предыдущие плиты, а с внешней.
Роспись двухцветная, охристо-красного и черного цветов, нанесена на основу белого цвета, тонким слоем которой были покрыты стенки гробницы. Роспись занимает 5,5 м2 общей площади.
Юго-восточная
стенка гробницы расколота на три части. Четвертая часть (верхний угол,
ближний к поперечной плите с отверстием) утрачена.
По периметру плиты расположены вытянутые в цепочку изображения бегущих "лошадей”. Пять из них хорошо сохранились, еще от 9 заметны следы краски. Изображения выполнены красной краской, только короткие гривы, копыта, концы морд и хвостов выполнены черной. Центр плиты занимает сидящая в анфас человеческая фигура с раскинутыми в обе стороны и слегка согнутыми в коленях ногами. Руки с растопыренными пальцами также раскинуты в обе стороны. Верхняя часть туловища сохранилась плохо, но по оставшейся части видно, что вместо головы имеется выступ, от которого и отходят обе руки. Среднюю часть туловища занимает выполненный черной краской прямоугольник, в который вписан второй, разделенный посередине продольной линией. Руки и выступ на месте головы выполнены красной краской, ноги—черной, но по всему периметру обведены красной полосой шириной 2—3,5 см.
Поперечная плита с отверстием. С левой стороны плиты изображена стилизованная фигура человека без головы с вытянутой правой рукой, простертой над колчаном и луком. Левая рука согнута так, что часть руки висит параллельно туловищу. На верхнюю часть туловища наброшено что-то типа "накидки”. Нижний ее край обрамлен "бахромой” из коротких линий, выполненных черной и красной красками. Туловище в нижней части плавно сходит на конус и раздваивается на две ноги, стоящие на фигуре овальной формы.
Кисти
рук трехпалые. Фигура выполнена черной краской, только кисти рук и
линии, которые проходят посередине всего туловища и ног, выполнены
красной. Красной же краской выполнены линии, идущие посередине рук и по
"накидке”: две — с правой стороны, две — с левой. По "накидке” они
проходят сверху вниз и параллельно друг другу. С правой стороны
плиты—колчан. Он расположен вертикально. Колчан состоит из трех частей:
первая расположена в верхней части и представляет собой выполненный
черной краской прямоугольник, открытыми концами упирающийся в тулово
колчана.
"Колчан” и изображение человека перекрывались "луком”, судя по двойному изгибу, сложным. Рисунок расположен горизонтально, выполнен красной краской с бессистемно нанесенными на нее черными точками, расположенными в середине предмета.
В виду большой значимости найденной гробницы для исследования искусства раннего металла, стены сооружения были изъяты археологами и перевезены в хранилище Национального музея Республики Адыгея (три плиты с рисунками демонстрируются в экспозиции «Эпоха бронзы», остальные хранятся в запасниках).
Доподлинное значение рисунков до сих пор остается большой загадкой и предметом споров ученых.
И снова продвигаемся вперед,
Снова через 25 метров нас ждет сюрприз — едва различимая с расстояния, выглядывающая из невысокого, густо поросшего лесом курганчика (№30) гробница с сохранившейся двухскатной крышей. Это сооружение практически идентично по своей конструкции и внешнему виду гробнице из кургана № 26.
Те
же небольшие стены (140 см ширина), крыша, как у сельского домика,
небольшая открытая внешняя камера, напоминающая дворик, каменный пол
внутри основной камеры и менгир, «стерегущий» переднюю плиту.
Для сохранности, после изучения археологи оставили один (правый) сектор насыпи.
Не понятно назначение небольших каменных обломков, выступающих из земли по периметру крыши гробницы. Очень похоже, что это остатки менгиров.
Сегодня
гробница существует в удовлетворительном состоянии и по ней можно с
уверенностью воссоздать облик аналогичного сооружения, раскопанного
Веселовским.
Это последний «целый» мегалитический памятник из раскопаных курганов группы «Клады-1».
Но, если пройти вперед ещё порядка 130 метров, можно разглядеть в траве угловые остатки стен знаменитой гробницы кургана №31.
Ведь, если и называть новосвободненское урочище словом «Клады», то в основном, благодаря сокровищам именно этой гробницы.
Курган Резепкин с командой изучал ещё в 1979-1980 гг.
Он представлял собой круглую земляную насыпь диаметром 67 метров и высотой всего 4 метра. Грунт насыпи в ходе проведенных исследований оказался самым древним из всех могильников урочища.
Интересно, что один из склонов кургана хранил следы грабительского лаза, глубиной 2 метра. Злосчастные «черные» копатели всего несколько метров не дошли до богатых погребений...
Археологами здесь были раскопаны 5 погребений, два из которых покоились в типовой двухкамерной гробнице. Это было небольшое сооружение: высота — 80 см, средняя ширина — 120 см (притвор был немного меньше основной камеры), из известняка и песчаника, перекрытое двумя покровными плитами. В плотную к притвору стоял вкопанный опорный столб (высота 81 см, ширина 28 см), на который опиралось перекрытие дополнительной камеры. Пол основной камеры состоял из двух плит.
Особенностью конструкции сооружения было то, что плиты пола погребальной камеры приходились на середину круглого отверстия в разделительной плите.
В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка.
Погребение отличались необычайным богатством инвентаря. Камеры были заполены десятками вещей, лежащих в два-три слоя!
Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой.
Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см — это самый древний бронзовый меч в Европе!
Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены так же каменные изделия: кремневый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка.
В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.
Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.
Наиболее ценные и интересные материалы из этого памятника хранятся в ГИМе, Гос. Эрмитаже и Национальном музее Адыгеи.
Бусы дутые. Золото. Курган №31
Миниатюрная серебряная собачка со следами ремонта. Курган №31
Золотое ожерелье
Если ещё побродить по лесу в направлении на северо-запад можно отыскать развалы ещё нескольких гробниц и следы разрытых курганов.
А наш интерес переносится на южную группу курганов, так называемую «Клады-2».
Возвращаемся к гробнице кургана Серебряного, и по набитой дороге двигаемся порядка километра вниз в направлении на юго-восток.
И вот, в зарослях молодых кленов и лещины притаился, на первый взгляд, классический большой дольмен.
Это гробница погребения 2 кургана №39.
Удивительно, но погребальные сооружения южной группы курганов урочища «Клады» гораздо ближе к дольменам.
Плиты перекрытия (вид сзади)
Здесь
в 1989 году А.Д. Резепкин раскопал тот самый необыкновенный и
монументальный мегалитический комплекс, часть которого ещё в 1869 году
обнаружил Н.Л.Каменев.
Для исследования был выбран курган высотой всего 4,5 метра и диаметром 60 метров с каменной земляной насыпью.
В нем были открыты два погребения.
Погребение №1 представляло собой остатки совершенно разрушенной (большой грабительской воронкой) многогранной гробницы.
Погребение
№2 представляло собой двухкамерную дольменообразную гробницу, по
конструкции несколько отличную от аналогов группы «Клады-1».
Во
втором погребении не было захоронения, но была имитация погребения
деревянной антропоморфной фигурой, что говорит о том, что это было
посвятительное погребение.
Погребения были устроены в насыпи уже существовавшего более древнего кургана.
К сожалению, на момент раскопок от многогранной гробницы остались одни останки (каменная круглая плита-основание, один-два треугольника от шатра, повреждённая фасадная плита с квадратным отверстием и каменной втулкой и мелкие фрагменты).
Позже фрагменты, оставленные археологами на отвалах раскопанного кургана, растащили местные жители.
Достаточно туманной выглядит и судьба плиты-основания гробницы.
Не смотря на значимость этого артефакта, вместо музейной экспозиции плита заняла место ступеньки на крылечке дома местного пасечника.
Плита
сначала была положена под дверь и стиралась ногами. А в последнее время
её вообще залили цементом в ровень с бетонным полом.
Так изначально выглядел цоколь гробницы (отчетливо видно отверстие в центре для установки некой подпорки конструкции крыши)
Более позднее фото. Цоколь залит бетоном
Нынешнее состояние артефакта
А ведь это был редкий и величественный мегалитический памятник!
От многогранной гробницы шла мощеная дорожка, переходящая в каменный коридор (именно его наблюдал Н.Л. Каменев в 1869 году), который в свою очередь перетекал в портальные плиты большой гробницы, похожей на дольмен.
Левая портальная стена
Правая портальная стена
Изначально
это была двухкамерная гробница с основной камерой, перекрытой двумя
покровными плитами (большой — нижней и маленькой — верхней),
ограниченной раздилительной поперечной плитой с круглым отверстием,
плотно затыкаемым массивной каменной пробкой (ныне утеряна); и внешней
(передней) камерой, тоже ограниченной вертикальной плитой с аналогичным
отверстием (сейчас расколота на две части и лежит на земле).
Вообще, двухкамерным сооружение с точностью называть сложно, перекрытия над передней камерой не обнаружено. К тому же, качественных технологических стыков между элементами первой и второй камеры нет. Возможно мы имеем дело с неким полукрытым двориком, пристроенным позднее.
При ближайшем рассмотрении гробницы можно выделить явные отличия от дольменной культуры.
Первое — исключительная небрежность в подгонке плит (строители дольменов всегда тщательно соединяли стыки плит).
Второе — непродуманность конструкции: одна боковая плита опирается на плиту пола, под другую подложены мелкие камни. Заваливающуюся стену поддерживает один контрфорс. Отсутствует симметричная строгость, присущая дольменам.
Третье — дополнительная фронтальная плита абсолютно не вписывается в каноны дольменостроения.
Четвертое — поверх классического пола из массивных плит зачем-то насыпан слой гальки.
В толще кургана были найдены любопытные обломки: три
части ещё одной расписной плиты (с символикой мировых дерева и горы).
Принадлежность этого артефакт не установлена.
Сохраненные фрагменты в Национальном музее Республики Адыгея
Обе гробницы кургана №39 представляли собой единый архитектурный ансамбль.
И обе существенно пострадали от руки человека, лесозаготовители тяжелой техникой раздавили какие-то плиты возле гробницы; в погоне за кладом, они же зацепили тросом крышу гробницы и сорвали обе её плиты...
Ещё недавно пробка была на месте...
Одна половина внешней фронтальной плиты
Вторая половина
Спустя
несколько лет крышу всё же положили на место. Но, конечно, для
сооружения такая встряска не прошла безболезненно (трещина на
фронтальной плите, неровный уровень перекрытий).
В двадцати метрах южнее гробницы кургана №39 видны мощные отвалы ещё одного кургана.
Курган с порядковым номером 40, в недрах которого сооружены две гробницы. И это уже практически настоящие дольмены.
В 1989 году Резепкин вскрыл здесь огромное погребальное сооружение, сложенное из плит трех метровой величины.
По виду это однокамерный дольмен портального типа (крупнейший на Кавказе! - по своим габаритам он больше или равен нашим мегалитическим великанам — Джубгинскому дольмену, дольменам поселка Новый и уничтоженному Большому Адегойскому дольмену).
Единственным и поразительным отличием этого артефакта от дольменной культуры служила конструкция камеры. Ввиду больших размеров и массы покровной плиты, в качестве дополнительной опоры для неё применялась уникальная известняковая колонна с ребристой капителью и утолщением в середине, упиравшаяся в специальное гнездо под её основанием в полу. Колонна находилась там же в толще кургана. Её удалось сохранить.
Там же была обнаружена ещё одна небольшая однокамерная гробница с хорошо подогнанными плитами и круглой пробкой, по виду неотличимая от дольмена.
С описанными выше новосвободненскими гробницами постройку роднит отсутствие фундаментального основания (боковые плиты по уже известной нам схеме прикопаны в грунт) и галечная подсыпка на дне камеры, доходящая до нижнего края отверстия.
Исследованные мегалитические постройки сорокового кургана археологами для сохранности были вновь присыпаны грунтом.
Однако со временем стены обоих гробниц постепенно обнажаются.
Портальная плита большой гробницы
Материал аналогичен плитам гробницы Серебряного кургана (ракушечник)
Покровная плита большой гробницы
Соотношение покровной и левой боковой (портальной) плит - можно представить колоссальные размеры постройки
Покровная и правая портальная плиты (вид сверху)
Из
того, что удалось изъять с местности и сохранить в экспозиции «Эпоха
бронзы» Национального музея Республики Адыгея, помимо трех плит
росписной гробницы, - это обрубок гравированной плиты из кургана
Серебряного (нахождение основной части плиты неизвестно), колонна из
кургана №40, квадратная втулка из многогранной шатровой гробницы кургана
№39 и два фрагмента от плиты (стеллы?) из толщи кургана №39 (третий
найденный фрагмент неизвестно где).
А ведь это мог бы быть интересный экскурсионный объект. Даже целый «археологический заповедник».
Влад Селедцов