Вход / Регистрация
22.11.2024, 13:54
/ Новости сайта / Тайны истории / На дне Бискайского залива лежит советская подлодка с ядерным оружием на борту
На дне Бискайского залива лежит советская подлодка с ядерным оружием на борту
Бискайский залив – это настоящее кладбище подводных лодок. В ходе Первой мировой войны в этом районе затонуло несколько подлодок союзников и Германии, а в конце Второй мировой войны британская и американская авиация потопила здесь около 70 немецких субмарин. 12 апреля 1970 года на дне Бискайского залива нашла своё последнее пристанище советская подводная лодка. Советская субмарина К-8 проекта 627А «Кит» была примечательна тем, что на её борту находилась ядерная силовая установка с двумя реакторами и четыре торпеды с ядерными боеголовками.
СССР стремился создать многоцелевую атомную подводную лодку, и субмарины проекта 627 стали первопроходцами. Подлодки проекта 627 появились почти одновременно с американскими субмаринами типа Skate и Skipjack, при этом превосходили их по размеру и в целом не были так удачно спроектированы. Обладая подводным водоизмещением в 4750 тонн, 13 подлодок проекта 627 могли развивать скорость в 30 узлов и нести на борту 20 торпед, пуск которых производился из носовых торпедных аппаратов. Внешне субмарины 627-го проекта походили на увеличенные дизель-электрические подлодки проекта 641. Каплевидная форма корпуса появилась позже – на подводных лодках проекта 671. Атомные подводные лодки проекта 627А «Кит» отличались от аналогов большим уровнем шума.
«Киты» создавались с прицелом на решение стратегических задач. В СССР разрабатывали гигантскую торпеду Т-15 большого радиуса действия с термоядерным зарядом, предназначенную для атаки на военно-морские базы НАТО с расстояния до 40 километров. Торпеда была так огромна, что одна субмарина могла нести лишь одну торпеду. Тем временем противолодочная оборона Запада становилась всё эффективнее. В случае войны субмарины проекта 627А не смогли бы из-за большой шумности незаметно приблизиться к объектам НАТО, чтобы нанести торпедный удар.
СССР оставил эту затею, и подлодки проекта 627А были переоборудованы для борьбы с надводными кораблями. Несмотря на низкую скрытность, «Киты» были опасны для надводных кораблей НАТО, особенно для транспортных конвоев. Несколько ядерных торпед способны были нанести конвоям серьёзный ущерб, хотя вероятность потерять субмарину была высока, если не удалось бы уничтожить корабли охранения. Из-за шумности и несовершенного гидролокационного оборудования субмарины проекта 627 не могли вести подводную охоту столь же эффективно, как их аналоги.
К-8
Третья подлодка проекта 627А – субмарина К-8 – была принята на вооружение в 1960 году. Во время одного из первых походов на субмарине произошла утечка теплоносителя реактора, и подлодку едва удалось спасти. Несколько членов экипажа получили высокие дозы радиации. Благодаря решительным действиям командира подлодку удалось спасти, и она вернулась на базу для ремонта.
Ранней весной 1970 года К-8 приняла участие в военно-морских учениях «Океан-70». СССР намеревался продемонстрировать могущество советского флота и готовность проводить операции вдали от своих берегов. Учения прошли с размахом — это были самые масштабные манёвры советского флота. «Океан-70» стал крупнейшей морской операцией России со времён переброски Балтийского флота в Тихий океан в ходе Русско-японской войны. В учениях были задействованы суда Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, всего около 200 кораблей. В операции участвовало 60 надводных кораблей и 40 субмарин Северного флота СССР. К-8 несла на борту четыре торпеды с ядерными боеголовками.
8 апреля на К-8 произошло два пожара, которые привели к остановке обоих ядерных реакторов. Субмарина поднялась на поверхность, и командир корабля Всеволод Бессонов приказал экипажу покинуть подводную лодку. Восемь членов экипажа погибли, оказавшись запертыми в затопленных или выгоревших отсеках. К счастью, советская плавмастерская взяла К-8 на буксир. Но плохие погодные условия помешали спасательной операции. Большая часть экипажа К-8 вернулась на борт и в течение трёх дней на грани жизни и смерти боролась за живучесть. Детали неизвестны, но, судя по всему, не было возможности безопасно извлечь четыре ядерные торпеды и погрузить их на плавмастерскую.
К сожалению, в сложных погодных условиях и при отсутствии электричества на борту усилия экипажа оказались тщетными. 12 апреля К-8 затонула на глубине 4680 метров; на борту находилось около 40 членов экипажа. Из-за большой глубины операцию по подъему подлодки и извлечению ядерных торпед сочли нецелесообразной.
У К-8 была та же задача, что и у немецких подводных лодок, затонувших в районе Бискайского залива — перекрыть связывающие Америку и Западную Европу коммуникации в Атлантическом океане. Советская подлодка оснащалась иным вооружением и обладала большей автономностью, но цель была одна. Позже возможности советских субмарин расширились: от повышения эффективности средств противолодочной борьбы до боевого применения крылатых ракет по наземным целям. СССР извлёк урок из потери К-8 и аварий на других подлодках этого проекта, но опыт проведения операций на большом удалении достался стране ценой многих человеческих жизней. Ядерные торпеды К-8 покоятся на дне памятником самой опасной операции холодной войны.
СССР стремился создать многоцелевую атомную подводную лодку, и субмарины проекта 627 стали первопроходцами. Подлодки проекта 627 появились почти одновременно с американскими субмаринами типа Skate и Skipjack, при этом превосходили их по размеру и в целом не были так удачно спроектированы. Обладая подводным водоизмещением в 4750 тонн, 13 подлодок проекта 627 могли развивать скорость в 30 узлов и нести на борту 20 торпед, пуск которых производился из носовых торпедных аппаратов. Внешне субмарины 627-го проекта походили на увеличенные дизель-электрические подлодки проекта 641. Каплевидная форма корпуса появилась позже – на подводных лодках проекта 671. Атомные подводные лодки проекта 627А «Кит» отличались от аналогов большим уровнем шума.
«Киты» создавались с прицелом на решение стратегических задач. В СССР разрабатывали гигантскую торпеду Т-15 большого радиуса действия с термоядерным зарядом, предназначенную для атаки на военно-морские базы НАТО с расстояния до 40 километров. Торпеда была так огромна, что одна субмарина могла нести лишь одну торпеду. Тем временем противолодочная оборона Запада становилась всё эффективнее. В случае войны субмарины проекта 627А не смогли бы из-за большой шумности незаметно приблизиться к объектам НАТО, чтобы нанести торпедный удар.
СССР оставил эту затею, и подлодки проекта 627А были переоборудованы для борьбы с надводными кораблями. Несмотря на низкую скрытность, «Киты» были опасны для надводных кораблей НАТО, особенно для транспортных конвоев. Несколько ядерных торпед способны были нанести конвоям серьёзный ущерб, хотя вероятность потерять субмарину была высока, если не удалось бы уничтожить корабли охранения. Из-за шумности и несовершенного гидролокационного оборудования субмарины проекта 627 не могли вести подводную охоту столь же эффективно, как их аналоги.
К-8
Третья подлодка проекта 627А – субмарина К-8 – была принята на вооружение в 1960 году. Во время одного из первых походов на субмарине произошла утечка теплоносителя реактора, и подлодку едва удалось спасти. Несколько членов экипажа получили высокие дозы радиации. Благодаря решительным действиям командира подлодку удалось спасти, и она вернулась на базу для ремонта.
Ранней весной 1970 года К-8 приняла участие в военно-морских учениях «Океан-70». СССР намеревался продемонстрировать могущество советского флота и готовность проводить операции вдали от своих берегов. Учения прошли с размахом — это были самые масштабные манёвры советского флота. «Океан-70» стал крупнейшей морской операцией России со времён переброски Балтийского флота в Тихий океан в ходе Русско-японской войны. В учениях были задействованы суда Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, всего около 200 кораблей. В операции участвовало 60 надводных кораблей и 40 субмарин Северного флота СССР. К-8 несла на борту четыре торпеды с ядерными боеголовками.
8 апреля на К-8 произошло два пожара, которые привели к остановке обоих ядерных реакторов. Субмарина поднялась на поверхность, и командир корабля Всеволод Бессонов приказал экипажу покинуть подводную лодку. Восемь членов экипажа погибли, оказавшись запертыми в затопленных или выгоревших отсеках. К счастью, советская плавмастерская взяла К-8 на буксир. Но плохие погодные условия помешали спасательной операции. Большая часть экипажа К-8 вернулась на борт и в течение трёх дней на грани жизни и смерти боролась за живучесть. Детали неизвестны, но, судя по всему, не было возможности безопасно извлечь четыре ядерные торпеды и погрузить их на плавмастерскую.
К сожалению, в сложных погодных условиях и при отсутствии электричества на борту усилия экипажа оказались тщетными. 12 апреля К-8 затонула на глубине 4680 метров; на борту находилось около 40 членов экипажа. Из-за большой глубины операцию по подъему подлодки и извлечению ядерных торпед сочли нецелесообразной.
У К-8 была та же задача, что и у немецких подводных лодок, затонувших в районе Бискайского залива — перекрыть связывающие Америку и Западную Европу коммуникации в Атлантическом океане. Советская подлодка оснащалась иным вооружением и обладала большей автономностью, но цель была одна. Позже возможности советских субмарин расширились: от повышения эффективности средств противолодочной борьбы до боевого применения крылатых ракет по наземным целям. СССР извлёк урок из потери К-8 и аварий на других подлодках этого проекта, но опыт проведения операций на большом удалении достался стране ценой многих человеческих жизней. Ядерные торпеды К-8 покоятся на дне памятником самой опасной операции холодной войны.
 
Источник: http://mixednews.ru/