Гальванопластика во времена древнего Египта
Египтолог Арне Эггебрехт, исследуя гробницы фараонов, обнаружил бронзовую статуэтку бога Осириса, изготовленную более двух с половиной тысячелетий назад. Изделие было покрыто тончайшим слоем золота, которое могло быть нанесено лишь с помощью гальванопластики.
Наука на берегах Нила
Гальванотехникой, или гальваникой, называют процесс получения на поверхности изделия слоёв металлов из растворов их солей под действием постоянного электрического тока. Сущность метода заключается в погружении покрываемых изделий в водный раствор электролита, главным компонентом которого являются соли или другие растворимые соединения металлопокрытия.
Однако этот процесс невозможен без источника электроэнергии. Значит, у древних мастеров были приспособления, вырабатывающие ток.
Однажды археологи, снимая очередной культурный слой, нашли странные глиняные сосуды, внутри которых находились медные цилиндры с запаянными железными стержнями. Цилиндры были скреплены смесью олова и цинка и снаружи изъедены кислотой. По своим химическим и физическим параметрам эти артефакты очень напоминали современные электрические батарейки.
Учёные взяли аналогичные сосуды и залили в них раствор сульфата меди. И получили ток напряжением до 0,6 вольта. Следовательно, древние умели вырабатывать электрический ток, хотя и примитивными средствами. А соединив последовательно 10-15 «батареек», они вполне могли достигнуть нужного напряжения для получения эффекта гальваностегии.
Удачный эксперимент
Чтобы подтвердить теорию, египтолог Эггебрехт сделал копию древней статуэтки и погрузил её в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота.
Этот эксперимент лишний раз доказал правоту слов античных историков, которые писали об удивительных украшениях Клеопатры, покрытых тончайшим слоем золота и серебра.
В этом случае можно поверить Плутарху, который описывал невидимые источники света в египетских храмах. Да и предания о сияющем камне во лбу статуи богини, который ночью освещал весь храм; о лампах, которые горят несколько сотен лет и не требуют ухода и которые не могут погасить ни ветер, ни вода, доказывают, что египтяне пользовались электричеством.
Прошло столько веков, а Египет продолжает загадывать нам одну загадку за другой. Интерес к нему не угасает. Может, разгадав очередной ребус, предложенный нам древней цивилизацией, мы сможем приблизиться к некому знанию, которое пока слишком сложно для нас и которое откроет нам новое понимание мироздания.
Незапатентованные открытия
При раскопках гробницы китайского императора Чжоу Чжу, жившего в III веке нашей эры, археологи обратили внимание на странный металлический орнамент, который украшал её стены. При спектральном анализе орнамента оказалось, что он выполнен из сплава меди, магния и алюминия. Причём 85% сплава приходилось на долю алюминия.Между тем, алюминий был получен при помощи электролиза лишь в 1808 году — естественно, нашей эры, и этот способ остаётся единственным для его получения и сегодня. Следовательно, более 1600 лет тому назад китайские металлурги владели электролизом и с его помощью получали алюминий, а ювелиры из сплавов, где основой был алюминий, изготовляли тончайшие орнаменты. В 1937 году в Багдаде нашли древнюю электрическую батарейку, которая насчитывает более 2000 лет от роду!
Ещё одну такую же находку обнаружили в древнем персидском городе Селевкия. В глиняных сосудах находились медные цилиндры с сердечниками из железа с кусочками битума. Спаивались сосуды в современной пропорции свинца и олова. Удивительно, но эта технология широко применяется при изготовлении технических приборов в наши дни.
Судя по всему, в качестве электролита применялись не такие сильные соединения, как медный купорос, а лимонная и уксусная кислоты, которые дают намного меньшее напряжение. Учёные провели эксперимент — заполнили пространство медным купоросом и в результате получили ток. Так что и это умение древних подтверждено опытом.