Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:26
Пророк Эзра не мог создать книги, которые ему приписывают?
Моисей, как известно, заключил договор (Завет) с Богом и вывел израильский народ из египетского плена. Человек по имени Эзра (или, как принято писать в православной Библии, Ездра) был его достойным преемником. Он восстановил основы иудейской религии, кодифицировал Пятикнижие, принял активное участие в строительстве Второго Храма и заставил израильтян уважать и исполнять закон.
О жизни библейского пророка Эзры нам не известно практически ничего. Он происходил из рода первосвященников. Упоминается это только для того, чтобы доказать происхождение Эзры от первосвященника Аарона. В то же время он считался в своё время известной личностью. По словам знаменитого историка Иосифа Флавия, он был личным другом царя Ксеркса — правителя Персидского царства. Очевидно, этот царский товарищ родился и вырос в иудейской диаспоре, вдали от родины. Жителей Израиля и Иудеи в те времена постигла горькая участь: захватившие их землю вавилоняне увели большую часть населения в плен. В этом плену успело родиться, вырасти и умереть не одно поколение.
Возвращение пленников
Эзра был человеком не только очень близким к персидскому двору, но и образованным. В отличие от множества соплеменников, он сумел сохранить и веру своих предков, и тонкое знание родного языка. Недаром он упоминается как писец или книжник — человек, обладавший энциклопедическими знаниями.
Когда по распоряжению предшественника Ксеркса, царя Кира, завоевавшего Вавилон, персы стали возвращать потомков угнанных в рабство пленников, евреи тоже оказались в их числе. Кир понимал, что лучший способ сохранить мир в захваченном государстве — позволить тем, кто мог ради свободы затеять никому не нужный мятеж, вернуться домой. Персидский царь невероятно терпимо относился к чужой религии. В иудаизме он не видел никакой угрозы и отлично понимал, что лучше стать другом иноверцам, чем их врагом. Так что вторым его указом после указа о возвращении иудеев на родину был указ о восстановлении в Иерусалиме храма, разрушенного вавилонянами.
Возглавил религиозное возрождение отечества книжник Эзра. До этого он жил в Персии и занимался очень важным делом — собирал и редактировал тексты Пятикнижия. Дело в том, что вывезенные списки первых книг Ветхого Завета были разрознены и полны ошибок. Чтобы начать восстановление веры, сперва требовалось восстановить тексты, выверить каждое слово. Именно этим нелёгким трудом Эзра и занимался, когда в Иерусалим, которого больше не существовало, отправились потомки Вениамина и Иуды — 42 360 человек, не считая рабов и рабынь. Они ехали возрождать Иерусалимский храм и везли с собой храмовые облачения, храмовую утварь и золото и серебро. Все, что было отобрано вавилонянами и возвращено Киром.
Оказавшись в Израиле, они нашли место, где стоял Иерусалим в запустении. За 52 дня иудеи выстроили новые стены, а потом занялись строительством храма. Это очень не понравилось местным жителям, которые уже в течение нескольких поколений смешивались с языческими семитскими и несемитскими племенами. Вера их тоже давно стала вполне языческой. Переселенцев они рассматривали только как конкурентов. И, прямо скажем, как опасных фанатиков.
Рождённые в смешанных браках, они прекрасно помнили рассказы дедушек и бабушек, как правоверные иудаисты уничтожали целые народы из-за религиозных разногласий. Так что против репатриантов выступили все жители соседних городков и поселков. Сперва они мешали строительству, как могли. Потом подкупали персидских управляющих, чтобы запретить строительство. Наконец, на строителей нового храма потекли доносы — сначала самому Киру, потом Дарию, а потом и другу Эзры — Ксерксу. Надо отдать должное персам: на свет тут же был извлечён указ царя Кира, и негодование пресекли на корню. А в Иерусалим был отправлен Эзра, который успел закончить свой труд и теперь был готов ехать в Иерусалим и возрождать веру.
Ксеркс повелел снабдить Эзру и тех, кто отправился вместе с ним, всем необходимым для путешествия. А также приказал выдать им из сокровищниц столько золота и серебра, серебряной и золотой посуды и жертвенных животных, сколько попросят они для обустройства нового храма. Так что Эзра и его спутники были отлично экипированы.
Строгие законы
Оказавшись в Иерусалиме, Эзра пришёл в ужас. Дело в том, что в строгой когда-то иудейской религии появился языческий местный колорит, а браки в основном были смешанными. Так что первое же публичное выступление Эзры было связано с возвращением народа на праведную стезю.
Сначала с деревянного помоста, установленного на площади против Водяных ворот, он читал в течение нескольких дней, как сказано в Книге Неемии, «из книги закона Моисеева». Учёные считают, что он прочёл народу главы из Пятикнижия. А поскольку одной из задач Эзры было установление религиозного закона, которого практически в иудейской среде более не существовало, то упор был сделан на так называемые законы Завета, которые заповедал народу израильскому Моисей.
После чтения глав из Пятикнижия Эзра резко выступил против сложившейся в Иерусалиме ситуации. Он потребовал возродить чистоту крови, то есть разрешить только браки между иудеями. Строгость этого требования объяснялась просто: в браке исповедующих одну религию проще сохранить истинную веру. Народу это очень не понравилось. Народ требовал хотя бы отсрочки. Но Эзра был неумолим: иудейские мужи обязаны расстаться с жёнами, взятыми из земли моавитян, египтян, самарян и других народов. Прежде чем возрождать храм, объяснил Эзра, нужно возродить кровь.
Поскольку Эзра был ставленником персидского царя, люди смирились. Сначала отметили Праздник кущей, украсив свои дома ветвями маслин, мирта, пальм и прочих деревьев. Потом приняли пост, исповедались в грехах и исполнили закон — дали жёнам из чужого народа развод. И поклялись никогда не вступать в брак с чужеземками. Остальные нововведения дались гораздо легче. Эзра запретил работать в субботний день, как было во времена Первого Храма. Люди пообещали выплачивать каждый год взнос на содержание храма и отчислять десятину в качестве добровольного пожертвования. Дали слово соблюдать законы, установленные иудаизмом.
Реформы были проведены быстро и без кровопролития. С одной стороны, иудеи могли радоваться, что Второй Храм будет продолжением Первого Храма, с другой стороны, персы могли радоваться — иудеи не взбунтовались. Результатом договорённости Эзры с Ксерксом стало превращение Иудеи в сатрапию, то есть получение ею относительной самостоятельности в государстве персов.
Потерянные следы
Потомки очень высоко оценили вклад Эзры в дело возрождения иудаизма. Недаром они называли этого религиозного деятеля V века до нашей эры вторым Моисеем. Правда, его следы теряются после проведения иерусалимских реформ. Средневековые раввины считали, что Эзра после завершения работы в Иерусалиме вернулся в Персию, которая была ему настоящим домом, дожил до преклонного возраста и был похоронен недалеко от Басры в деревне Узер.
У Иосифа Флавия на этот счёт было другое мнение: Эзра прожил долгую насыщенную жизнь и умер в Иерусалиме. Там даже показывали могилу реформатора. Но что говорить о месте смерти Эзры, если современные учёные не могут даже точно сказать, в каком году Эзра приехал в Иерусалим или когда вообще он жил! Одни помещают время жизни Эзры в середину V века до нашей эры, другие — на полвека позже. Одни считают, что он ездил в Иерусалим при Ксерксе, другие — что при Артаксерксе, третьи — что при Ксерксе II.
Но самое интересное, что спустя чуть ли не 500 лет после смерти Эзры раввины приписали ему эсхатологические тексты, собранные в так называемой Третьей книге Эзры. Также она известна как еврейский «апокалипсис Эзры». Книга состоит из семи видений, в которых Эзре открывается судьба иудейского народа. Он видит судьбы злодеев и праведников, приход и торжество Мессии, победу над силами зла и явление Бога в горящем кусте, который повелевает ему записать священные тексты. Очевидно, записана эта Книга была после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году. Очень примечательная деталь: тот, кто вернул верующим Второй Храм, должен был обещать потомкам, что будет и Третий.
О жизни библейского пророка Эзры нам не известно практически ничего. Он происходил из рода первосвященников. Упоминается это только для того, чтобы доказать происхождение Эзры от первосвященника Аарона. В то же время он считался в своё время известной личностью. По словам знаменитого историка Иосифа Флавия, он был личным другом царя Ксеркса — правителя Персидского царства. Очевидно, этот царский товарищ родился и вырос в иудейской диаспоре, вдали от родины. Жителей Израиля и Иудеи в те времена постигла горькая участь: захватившие их землю вавилоняне увели большую часть населения в плен. В этом плену успело родиться, вырасти и умереть не одно поколение.
Возвращение пленников
Эзра был человеком не только очень близким к персидскому двору, но и образованным. В отличие от множества соплеменников, он сумел сохранить и веру своих предков, и тонкое знание родного языка. Недаром он упоминается как писец или книжник — человек, обладавший энциклопедическими знаниями.
Когда по распоряжению предшественника Ксеркса, царя Кира, завоевавшего Вавилон, персы стали возвращать потомков угнанных в рабство пленников, евреи тоже оказались в их числе. Кир понимал, что лучший способ сохранить мир в захваченном государстве — позволить тем, кто мог ради свободы затеять никому не нужный мятеж, вернуться домой. Персидский царь невероятно терпимо относился к чужой религии. В иудаизме он не видел никакой угрозы и отлично понимал, что лучше стать другом иноверцам, чем их врагом. Так что вторым его указом после указа о возвращении иудеев на родину был указ о восстановлении в Иерусалиме храма, разрушенного вавилонянами.
Возглавил религиозное возрождение отечества книжник Эзра. До этого он жил в Персии и занимался очень важным делом — собирал и редактировал тексты Пятикнижия. Дело в том, что вывезенные списки первых книг Ветхого Завета были разрознены и полны ошибок. Чтобы начать восстановление веры, сперва требовалось восстановить тексты, выверить каждое слово. Именно этим нелёгким трудом Эзра и занимался, когда в Иерусалим, которого больше не существовало, отправились потомки Вениамина и Иуды — 42 360 человек, не считая рабов и рабынь. Они ехали возрождать Иерусалимский храм и везли с собой храмовые облачения, храмовую утварь и золото и серебро. Все, что было отобрано вавилонянами и возвращено Киром.
Оказавшись в Израиле, они нашли место, где стоял Иерусалим в запустении. За 52 дня иудеи выстроили новые стены, а потом занялись строительством храма. Это очень не понравилось местным жителям, которые уже в течение нескольких поколений смешивались с языческими семитскими и несемитскими племенами. Вера их тоже давно стала вполне языческой. Переселенцев они рассматривали только как конкурентов. И, прямо скажем, как опасных фанатиков.
Рождённые в смешанных браках, они прекрасно помнили рассказы дедушек и бабушек, как правоверные иудаисты уничтожали целые народы из-за религиозных разногласий. Так что против репатриантов выступили все жители соседних городков и поселков. Сперва они мешали строительству, как могли. Потом подкупали персидских управляющих, чтобы запретить строительство. Наконец, на строителей нового храма потекли доносы — сначала самому Киру, потом Дарию, а потом и другу Эзры — Ксерксу. Надо отдать должное персам: на свет тут же был извлечён указ царя Кира, и негодование пресекли на корню. А в Иерусалим был отправлен Эзра, который успел закончить свой труд и теперь был готов ехать в Иерусалим и возрождать веру.
Ксеркс повелел снабдить Эзру и тех, кто отправился вместе с ним, всем необходимым для путешествия. А также приказал выдать им из сокровищниц столько золота и серебра, серебряной и золотой посуды и жертвенных животных, сколько попросят они для обустройства нового храма. Так что Эзра и его спутники были отлично экипированы.
Строгие законы
Оказавшись в Иерусалиме, Эзра пришёл в ужас. Дело в том, что в строгой когда-то иудейской религии появился языческий местный колорит, а браки в основном были смешанными. Так что первое же публичное выступление Эзры было связано с возвращением народа на праведную стезю.
Сначала с деревянного помоста, установленного на площади против Водяных ворот, он читал в течение нескольких дней, как сказано в Книге Неемии, «из книги закона Моисеева». Учёные считают, что он прочёл народу главы из Пятикнижия. А поскольку одной из задач Эзры было установление религиозного закона, которого практически в иудейской среде более не существовало, то упор был сделан на так называемые законы Завета, которые заповедал народу израильскому Моисей.
После чтения глав из Пятикнижия Эзра резко выступил против сложившейся в Иерусалиме ситуации. Он потребовал возродить чистоту крови, то есть разрешить только браки между иудеями. Строгость этого требования объяснялась просто: в браке исповедующих одну религию проще сохранить истинную веру. Народу это очень не понравилось. Народ требовал хотя бы отсрочки. Но Эзра был неумолим: иудейские мужи обязаны расстаться с жёнами, взятыми из земли моавитян, египтян, самарян и других народов. Прежде чем возрождать храм, объяснил Эзра, нужно возродить кровь.
Поскольку Эзра был ставленником персидского царя, люди смирились. Сначала отметили Праздник кущей, украсив свои дома ветвями маслин, мирта, пальм и прочих деревьев. Потом приняли пост, исповедались в грехах и исполнили закон — дали жёнам из чужого народа развод. И поклялись никогда не вступать в брак с чужеземками. Остальные нововведения дались гораздо легче. Эзра запретил работать в субботний день, как было во времена Первого Храма. Люди пообещали выплачивать каждый год взнос на содержание храма и отчислять десятину в качестве добровольного пожертвования. Дали слово соблюдать законы, установленные иудаизмом.
Реформы были проведены быстро и без кровопролития. С одной стороны, иудеи могли радоваться, что Второй Храм будет продолжением Первого Храма, с другой стороны, персы могли радоваться — иудеи не взбунтовались. Результатом договорённости Эзры с Ксерксом стало превращение Иудеи в сатрапию, то есть получение ею относительной самостоятельности в государстве персов.
Потерянные следы
Потомки очень высоко оценили вклад Эзры в дело возрождения иудаизма. Недаром они называли этого религиозного деятеля V века до нашей эры вторым Моисеем. Правда, его следы теряются после проведения иерусалимских реформ. Средневековые раввины считали, что Эзра после завершения работы в Иерусалиме вернулся в Персию, которая была ему настоящим домом, дожил до преклонного возраста и был похоронен недалеко от Басры в деревне Узер.
У Иосифа Флавия на этот счёт было другое мнение: Эзра прожил долгую насыщенную жизнь и умер в Иерусалиме. Там даже показывали могилу реформатора. Но что говорить о месте смерти Эзры, если современные учёные не могут даже точно сказать, в каком году Эзра приехал в Иерусалим или когда вообще он жил! Одни помещают время жизни Эзры в середину V века до нашей эры, другие — на полвека позже. Одни считают, что он ездил в Иерусалим при Ксерксе, другие — что при Артаксерксе, третьи — что при Ксерксе II.
Но самое интересное, что спустя чуть ли не 500 лет после смерти Эзры раввины приписали ему эсхатологические тексты, собранные в так называемой Третьей книге Эзры. Также она известна как еврейский «апокалипсис Эзры». Книга состоит из семи видений, в которых Эзре открывается судьба иудейского народа. Он видит судьбы злодеев и праведников, приход и торжество Мессии, победу над силами зла и явление Бога в горящем кусте, который повелевает ему записать священные тексты. Очевидно, записана эта Книга была после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году. Очень примечательная деталь: тот, кто вернул верующим Второй Храм, должен был обещать потомкам, что будет и Третий.