Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:24
Загадки "Китайских зеркал"
Круглые металлические ручные зеркала в Древнем Китае делали из жёлтой бронзы, покрывая её тонким слоем белой, как серебро, амальгамы. Поверхность их слегка вогнута, но даёт вполне правильное, лишь слегка уменьшенное изображение.
Обычное зеркало имеет толщину от 5 до 30 миллиметров и снабжено металлической ручкой, обёрнутой в бамбуковое волокно. Оно лёгкое и вполне может служить простым зеркалом в домашнем обиходе. На тыльной стороне часто изображён китайский дракон Лунг, сидящий под цветущим терновником и подле бамбукового пня. Он очень своеобразен. Дракон похож то на оленя, то на лошадь или тигра, но с ужасными огнедышащими монстрами греческих мифов и германских саг он не имеет ничего общего. В глазах китайца Лунг — добрейшее, достойное почитания существо.
Наследие Калиостро
«Волшебные зеркала», чудеса которых воспевали поэты, были известны в Китае с незапамятных времён. Самому древнему из сохранившихся уже 1600 лет. Его нашли при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая.
При этом в 1086 году китайский учёный Шэнь Гуа писал о том, что секрет изготовления драгоценных зеркал уже утерян. В книге «Раздумья об Озере Снов» он говорит: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около 20 старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет».
В эпоху династии Мин (1368-1644) «волшебные зеркала» появились вновь. Они были доступны лишь знатнейшим вельможам. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира. Они же породили китайскую пословицу: «На солнце правда всегда проступает наружу».
Рассказывают, что западному миру о существовании китайских зеркал поведал небезызвестный граф Калиостро в XVIII веке. Якобы после его смерти в одном из парижских соборов, где хранились реквизированные зеркала великого мага, священнослужители сильно перепугались — по стенам словно запрыгали черти. А что произошло? Безобидные лучи солнца попали на зеркала Калиостро, сделав металл «прозрачным» и разбудив таким образом солнечных зайчиков-«драконов».
Однако, по всей видимости, китайские зеркала были известны ещё древним грекам и этрускам. Их употребляли в мистериях жрецы. Вне всякого сомнения, они появились в Европе задолго до Калиостро, так как фигурировали на средневековых процессах ведьм. Загадочные знаки и изображения «дьявола» на магических уликах лишь подливали масла в огонь инквизиторов.
Утерянные секреты
Старинные китайские зеркала вызывали у людей замешательство. С одной стороны — сверкающая полированная зеркальная поверхность, с другой — выпуклые или гравированные в бронзе изображения. Ничего особенного. Но каким образом металл толщиной в медную монету пропускает солнечный свет?! Фигуры с обратной стороны зеркала отчётливо отражаются на стене или любом экране. На светлом фоне эти отражённые фигуры будут теневыми, на тёмном — светлыми. Если постепенно отодвигать зеркало от места, где получилось отражение, то оно будет увеличиваться, но не станет от этого менее отчётливым.
Судя по всему, секрет «пропускающих свет» был известен далеко не всем мастерам в самом Китае.
Первые попытки раскрыть тайну предпринял в XIII столетии один китайский учёный. Он решил во что бы то ни стало установить истину и поступил так, как обычно ведут себя дети, интересующиеся скрытым механизмом своих игрушек. Взял и сломал одно из редких и ценных зеркал, разбив его на несколько кусков. Оказалось, что фигура дракона, игравшая главную роль на его зеркале, была выполнена из тончайшей меди и вставлена в более грубую металлическую оправу. Затем все было покрыто тонким слоем свинца и отполировано. Но повторить старинные шедевры всё равно удавалось далеко не каждому.
В XIX столетии в Европе умные головы утверждали, что изображения с тыльной стороны зеркала не имеют никакого отношения к отражению, которое получается на стене.
Этой хитростью мастера, изготовлявшие зеркала, лишь вводили людей в заблуждение. На самом деле истинные изображения искусно нанесены прямо на лицевую сторону. Эффект возникает благодаря различной толщине металла в разных частях.
После отливки мастер якобы наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на неё! При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало бы весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Возможно, ближе всех к тайне подобрался Дэвид Брюстер, шотландский физик и изобретатель любимой детской игрушки — калейдоскопа. Он писал, что изображение,. — порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.
Разгадка из СССР
В Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 километрах от Красноярска. В этих суровых землях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы уже в III тысячелетии до нашей эры, то есть намного раньше, чем в Китае. Но самое удивительное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около 400 древних бронзовых зеркал.
Половина из них хранится в местных музеях, и лежат они там лицевой стороной вниз. Этот факт наводит на мысль о том, что музейные работники стремятся показать исключительно рисунки и надписи на тыльной стороне. И никто из них не обратил внимания на лицевые стороны зеркал. А вдруг и они с секретом!
В 1958 году в газете «Комсомольская правда» была опубликована заметка с рассказом о секрете китайских зеркал. Сообщение заинтересовало многих. В редакцию стали поступать письма с идеями. Одно из них — письмо из Волновахи от дежурного электроподстанции М. Густеры — редакция опубликовала. Донецкий электрик пишет: «Первые мои опыты кончились безуспешно. Зеркала из медных, бронзовых и латунных пластинок были тоньше миллиметра. При нарезке узоров пластинки продавливались резцом так, что зеркальная поверхность искривлялась. Тогда я сделал зеркало из трёхмиллиметровой бронзовой пластинки.
Одну сторону отполировал, на другой нарезал узоры. Я поймал зеркалом солнечный луч и навёл на бумажный экран. На экране появились расплывчатые контуры узоров. Приблизил экран к зеркалу, и узоры вдруг стали резкими и яркими. Когда я исследовал зеркало под микроскопом, то обнаружил на зеркальной поверхности мелкие канавки, точно следующие линиям узоров. Эти канавки, как миниатюрные рефлекторы, фокусировали солнечные лучи. Там, где проходил резец, внутренняя структура металлической пластинки как бы расклинивалась, отчего зеркальная поверхность прогибалась по направлению к резцу. Таким образом, мнение, будто зеркало пропускает свет, ошибочно. На самом деле причина этого явления — ничтожная деформация: на зеркальной стороне получается копия узоров…».
Электрик отправил в «Комсомолку» маленькое серебряное зеркало с узором — пятиконечной звездой. В редакции проверили его действие. На листе бумаги появилось чёткое изображение.
Обычное зеркало имеет толщину от 5 до 30 миллиметров и снабжено металлической ручкой, обёрнутой в бамбуковое волокно. Оно лёгкое и вполне может служить простым зеркалом в домашнем обиходе. На тыльной стороне часто изображён китайский дракон Лунг, сидящий под цветущим терновником и подле бамбукового пня. Он очень своеобразен. Дракон похож то на оленя, то на лошадь или тигра, но с ужасными огнедышащими монстрами греческих мифов и германских саг он не имеет ничего общего. В глазах китайца Лунг — добрейшее, достойное почитания существо.
Наследие Калиостро
«Волшебные зеркала», чудеса которых воспевали поэты, были известны в Китае с незапамятных времён. Самому древнему из сохранившихся уже 1600 лет. Его нашли при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая.
При этом в 1086 году китайский учёный Шэнь Гуа писал о том, что секрет изготовления драгоценных зеркал уже утерян. В книге «Раздумья об Озере Снов» он говорит: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около 20 старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет».
В эпоху династии Мин (1368-1644) «волшебные зеркала» появились вновь. Они были доступны лишь знатнейшим вельможам. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира. Они же породили китайскую пословицу: «На солнце правда всегда проступает наружу».
Рассказывают, что западному миру о существовании китайских зеркал поведал небезызвестный граф Калиостро в XVIII веке. Якобы после его смерти в одном из парижских соборов, где хранились реквизированные зеркала великого мага, священнослужители сильно перепугались — по стенам словно запрыгали черти. А что произошло? Безобидные лучи солнца попали на зеркала Калиостро, сделав металл «прозрачным» и разбудив таким образом солнечных зайчиков-«драконов».
Однако, по всей видимости, китайские зеркала были известны ещё древним грекам и этрускам. Их употребляли в мистериях жрецы. Вне всякого сомнения, они появились в Европе задолго до Калиостро, так как фигурировали на средневековых процессах ведьм. Загадочные знаки и изображения «дьявола» на магических уликах лишь подливали масла в огонь инквизиторов.
Утерянные секреты
Старинные китайские зеркала вызывали у людей замешательство. С одной стороны — сверкающая полированная зеркальная поверхность, с другой — выпуклые или гравированные в бронзе изображения. Ничего особенного. Но каким образом металл толщиной в медную монету пропускает солнечный свет?! Фигуры с обратной стороны зеркала отчётливо отражаются на стене или любом экране. На светлом фоне эти отражённые фигуры будут теневыми, на тёмном — светлыми. Если постепенно отодвигать зеркало от места, где получилось отражение, то оно будет увеличиваться, но не станет от этого менее отчётливым.
Судя по всему, секрет «пропускающих свет» был известен далеко не всем мастерам в самом Китае.
Первые попытки раскрыть тайну предпринял в XIII столетии один китайский учёный. Он решил во что бы то ни стало установить истину и поступил так, как обычно ведут себя дети, интересующиеся скрытым механизмом своих игрушек. Взял и сломал одно из редких и ценных зеркал, разбив его на несколько кусков. Оказалось, что фигура дракона, игравшая главную роль на его зеркале, была выполнена из тончайшей меди и вставлена в более грубую металлическую оправу. Затем все было покрыто тонким слоем свинца и отполировано. Но повторить старинные шедевры всё равно удавалось далеко не каждому.
В XIX столетии в Европе умные головы утверждали, что изображения с тыльной стороны зеркала не имеют никакого отношения к отражению, которое получается на стене.
Этой хитростью мастера, изготовлявшие зеркала, лишь вводили людей в заблуждение. На самом деле истинные изображения искусно нанесены прямо на лицевую сторону. Эффект возникает благодаря различной толщине металла в разных частях.
После отливки мастер якобы наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на неё! При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало бы весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Возможно, ближе всех к тайне подобрался Дэвид Брюстер, шотландский физик и изобретатель любимой детской игрушки — калейдоскопа. Он писал, что изображение,. — порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.
Разгадка из СССР
В Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 километрах от Красноярска. В этих суровых землях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы уже в III тысячелетии до нашей эры, то есть намного раньше, чем в Китае. Но самое удивительное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около 400 древних бронзовых зеркал.
Половина из них хранится в местных музеях, и лежат они там лицевой стороной вниз. Этот факт наводит на мысль о том, что музейные работники стремятся показать исключительно рисунки и надписи на тыльной стороне. И никто из них не обратил внимания на лицевые стороны зеркал. А вдруг и они с секретом!
В 1958 году в газете «Комсомольская правда» была опубликована заметка с рассказом о секрете китайских зеркал. Сообщение заинтересовало многих. В редакцию стали поступать письма с идеями. Одно из них — письмо из Волновахи от дежурного электроподстанции М. Густеры — редакция опубликовала. Донецкий электрик пишет: «Первые мои опыты кончились безуспешно. Зеркала из медных, бронзовых и латунных пластинок были тоньше миллиметра. При нарезке узоров пластинки продавливались резцом так, что зеркальная поверхность искривлялась. Тогда я сделал зеркало из трёхмиллиметровой бронзовой пластинки.
Одну сторону отполировал, на другой нарезал узоры. Я поймал зеркалом солнечный луч и навёл на бумажный экран. На экране появились расплывчатые контуры узоров. Приблизил экран к зеркалу, и узоры вдруг стали резкими и яркими. Когда я исследовал зеркало под микроскопом, то обнаружил на зеркальной поверхности мелкие канавки, точно следующие линиям узоров. Эти канавки, как миниатюрные рефлекторы, фокусировали солнечные лучи. Там, где проходил резец, внутренняя структура металлической пластинки как бы расклинивалась, отчего зеркальная поверхность прогибалась по направлению к резцу. Таким образом, мнение, будто зеркало пропускает свет, ошибочно. На самом деле причина этого явления — ничтожная деформация: на зеркальной стороне получается копия узоров…».
Электрик отправил в «Комсомолку» маленькое серебряное зеркало с узором — пятиконечной звездой. В редакции проверили его действие. На листе бумаги появилось чёткое изображение.