Вход / Регистрация
18.12.2024, 20:44
За что висайя убили Магеллана?
Сегодня народ висайя — пожалуй, самый многочисленный народ Филиппин. Бисайский язык имеет территориальные диалекты, но представители этого народа также владеют филиппинским (который возник после стандартизации тагальского языка, вобрав в себя немного от других встречающихся на Филиппинах языков) и английским языками. Ранее письменность висайя основывалась на алфавите под названием «грантха», который был распространён в Южной Индии и который наложил свой отпечаток на многие письменные системы. Сейчас висайя используют при письме латиницу.
«Разукрашенные» люди
Происхождение названия данного народа доподлинно неизвестно, но некоторые учёные и исследователи полагают, что корнями оно уходит в слово «Шривиджайя». Так называлось первое индонезийское государство, в состав которого входила значительная часть архипелагов. Государство существовало с VII по XIV век, его центр находился на острове Суматра, а в его состав входили Западная Ява, Западный Калимантан, Малакка и другие завоёванные территории. Бисайские острова также входили в состав мощной державы, которая контролировала торговые пути.
В XVI веке во время колонизации испанцы употребляли термин «висайя» только по отношению к жителям острова Панай и соседних небольших островов. Других висайя европейцы называли «пинтадос», что в переводе с испанского означает «разукрашенные». Данное прозвище жители островов Себу, Бохоль и других получили за любовь к татуировкам. Порой татуировки покрывали практически все тело, что не могло не шокировать европейцев, которые ни за что бы не согласились прокалывать кожу острыми кусками железа и покрывать открытые раны чёрным, быстро впитывающимся порошком. Чем больше татуировок, тем более опытным в военных действиях и бесстрашным считался мужчина.
Объединял религии
В регион часто прибывали поселенцы, исповедующие разные религии. Также на выбор вероисповедания влияло общение с торговцами из Южной Азии и арабских стран. Многие представители висайя смешивали полученные религиозные знания, но существовали и группы, которые были правоверными индуистами, буддистами или мусульманами.
Мифология висайя довольно обширна, как и их понимание создания мира. По их мнению, в очень давние времена существовали лишь вода и небо, водой правил бог Магуаян, а небом Каптан. У Магуаяна была дочь, а у Каптана сын, которых они поженили. У них родилось трое сыновей и одна дочь. Старший сын был храбрым, второй — оптимистичным, третий отличался скромностью, а дочь — нежностью.. После смерти родителей старший сын, имеющий власть над ветрами, предложил братьям напасть на деда Каптана. Разгневанный бог неба пустил во внуков молнии, младшие превратились в солнце и луну, а старший, зачинщик бунта, развалился на кусочки, которые превратились в землю. На поиски братьев отправилась сестра, которую дед, все ещё не придя в себя от предательства, поразил молнией, а позже превратил в звезды. Внуков было не вернуть, но память о них осталась в сердцах богов.
Вскоре на тело старшего внука, превращённое в землю, боги посадили семя дерева, из которого позже вышли мужчина и женщина, прародители человеческой расы. Один из сыновей первых людей, Пандагуан, стал рыбаком и однажды, поймав акулу, решил, что она — бог. Все люди поверили его словам. Боги, узнав об этом, вышли к людям и приказали выбросить акулу в море и поклоняться только им. Решив преподать людям урок, они разбросали их по разным частям земли, а Пандагуана поразили молнией, что сделало его чёрным, как и все его потомки. Те, кто был отправлен на север, сохранили светлую кожу, а отправленные на юг приобрели смуглый цвет.
Впервые висайя встретились с европейцами в 1521 году, когда португальский исследователь Фердинанд Магеллан высадился на острове Себу. Правитель острова раджа Хумабон подружился с португальцем и стал одним из первых обращённых в хрисгианство жителей острова наряду со своими жёнами и приближёнными. Раджа Хумабон получил христианское имя Карлос в честь испанского короля. Существует версия, что именно раджа Хумабон попросил португальца напасть на остров Мактан, которым правил враг Ху-мабона по имени Лапу-Лапу. Магеллан хотел укрепить дружбу с правителем Себу, а также принудить Лапу-Лапу и жителей Мактана стать христианами и платить дань испанскому королю. Так как договориться не удалось, Магеллан и вооружённые испанцы отправились во владения Лапу-Лапу и подожгли несколько домов, надеясь на то, что жители Мактана сдадутся. Эффект получился обратный — жители острова разозлились и ринулись на европейцев. В результате несколько из них было убито, включая великого португальского путешественника.
Спустя несколько десятилетий испанцы вновь отправились к висайя. Король Испании Филипп II решил, что мятежи недопустимы и острова могут принадлежать только испанской короне, поэтому отправил на территорию современных Филиппин конкистадора Мигеля Лопеса де Легаспи, который прибыл на остров Себу в 1565 году. С того момента началась активная христианизация населения. Впрочем, у жителей острова сохранилась икона, изображающая Иисуса во младенчестве, которую Магеллан подарил королевскому семейству. Это показывало, что за прошедшие десятилетия христианство на острове не исчезло.
И во время испанского владычества, и после того, как Филиппины стали собственностью Америки, и даже сейчас, будучи независимыми, висайя сохранили в своей культуре остатки анимистической (вера в существование души и духов) религии. У некоторых из висайя есть домашние алтари для подношения пищи душам ушедших родственников.
Жизнь по приметам
Быт у висайя за века практически не изменился. Большие площади уходят под рисовые поля. Кроме риса, висайя выращивают кукурузу, бананы и сахарный тростник.
Благодаря хорошим климатическим условиям удаётся снимать два, а то и три урожая в год. Из животных разводят буйволов и быков, многие крестьяне держат у себя кур, свиней и другой домашний скот. Город Себу является вторым по величине портом в стране. Раньше висайя активно занимались плетением различных предметов вроде корзин и посуды из бамбука, пальмы и кокосовой скорлупы.
Висайя верят в народные приметы, поэтому перед тем как посадить урожай, проверяют ситуацию на побережье: одно поверье гласит, что семена, посаженные во время отлива, точно дадут хороший урожай. Приметы касаются не только сельского хозяйства. Если ночью одна из звёзд находится очень близко к луне, самое время делать предложение даме сердца: успех обеспечен. А после свадебной церемонии молодожёны идут к дому невесты, где возле лестницы ставят тарелки с водой и кладут несколько листьев местного растения. Старая родственница со стороны невесты расчёсывает волосы и невесте, и жениху, одновременно осыпая молодожёнов пожеланиями. Расчёсывание волос, так же как и прохождение по тарелкам, должно гарантировать хорошую и счастливую семейную жизнь.
Перед родами под дом кладут листья помело, которые должны отпугнуть злых духов. Во время родов родственники жгут сухие листья и корни, чей дым и запах должны облегчить роды и избавить женщину от сильных болей. После рождения плаценту зарывают на побережье моря. Это действие, по примете, должно обеспечить ребёнку хорошее здоровье. После первой стрижки волосы ребёнка кладут в священную или обычную книгу — висайя верят, что после этого ритуала ребёнок непременно проявит любовь к чтению.
Висайя любят повеселиться, именно поэтому на Филиппинах они славятся своими фестивалями. Один из самых известных проходит в январе и называется Синулог. Он напоминает о переходе в христианство и отказе от старых верований. Ритуальный танец предназначается младенцу Иисусу, ведь, как сказано ранее, икона с его изображением была подарена Магелланом радже Ху-мабону. До принятия христианства танцы под ритмичное громыхание барабанов посвящались идолам.
В марте в Илойло проходит другой, не менее известный карнавал — Пинтадос де Паси, во время которого проходят соревнования по танцам. При этом тела участников карнавала покрываются красивыми татуировками из хны, которые поражают своей замысловатостью европейских туристов.
«Разукрашенные» люди
Происхождение названия данного народа доподлинно неизвестно, но некоторые учёные и исследователи полагают, что корнями оно уходит в слово «Шривиджайя». Так называлось первое индонезийское государство, в состав которого входила значительная часть архипелагов. Государство существовало с VII по XIV век, его центр находился на острове Суматра, а в его состав входили Западная Ява, Западный Калимантан, Малакка и другие завоёванные территории. Бисайские острова также входили в состав мощной державы, которая контролировала торговые пути.
В XVI веке во время колонизации испанцы употребляли термин «висайя» только по отношению к жителям острова Панай и соседних небольших островов. Других висайя европейцы называли «пинтадос», что в переводе с испанского означает «разукрашенные». Данное прозвище жители островов Себу, Бохоль и других получили за любовь к татуировкам. Порой татуировки покрывали практически все тело, что не могло не шокировать европейцев, которые ни за что бы не согласились прокалывать кожу острыми кусками железа и покрывать открытые раны чёрным, быстро впитывающимся порошком. Чем больше татуировок, тем более опытным в военных действиях и бесстрашным считался мужчина.
Объединял религии
В регион часто прибывали поселенцы, исповедующие разные религии. Также на выбор вероисповедания влияло общение с торговцами из Южной Азии и арабских стран. Многие представители висайя смешивали полученные религиозные знания, но существовали и группы, которые были правоверными индуистами, буддистами или мусульманами.
Мифология висайя довольно обширна, как и их понимание создания мира. По их мнению, в очень давние времена существовали лишь вода и небо, водой правил бог Магуаян, а небом Каптан. У Магуаяна была дочь, а у Каптана сын, которых они поженили. У них родилось трое сыновей и одна дочь. Старший сын был храбрым, второй — оптимистичным, третий отличался скромностью, а дочь — нежностью.. После смерти родителей старший сын, имеющий власть над ветрами, предложил братьям напасть на деда Каптана. Разгневанный бог неба пустил во внуков молнии, младшие превратились в солнце и луну, а старший, зачинщик бунта, развалился на кусочки, которые превратились в землю. На поиски братьев отправилась сестра, которую дед, все ещё не придя в себя от предательства, поразил молнией, а позже превратил в звезды. Внуков было не вернуть, но память о них осталась в сердцах богов.
Вскоре на тело старшего внука, превращённое в землю, боги посадили семя дерева, из которого позже вышли мужчина и женщина, прародители человеческой расы. Один из сыновей первых людей, Пандагуан, стал рыбаком и однажды, поймав акулу, решил, что она — бог. Все люди поверили его словам. Боги, узнав об этом, вышли к людям и приказали выбросить акулу в море и поклоняться только им. Решив преподать людям урок, они разбросали их по разным частям земли, а Пандагуана поразили молнией, что сделало его чёрным, как и все его потомки. Те, кто был отправлен на север, сохранили светлую кожу, а отправленные на юг приобрели смуглый цвет.
Впервые висайя встретились с европейцами в 1521 году, когда португальский исследователь Фердинанд Магеллан высадился на острове Себу. Правитель острова раджа Хумабон подружился с португальцем и стал одним из первых обращённых в хрисгианство жителей острова наряду со своими жёнами и приближёнными. Раджа Хумабон получил христианское имя Карлос в честь испанского короля. Существует версия, что именно раджа Хумабон попросил португальца напасть на остров Мактан, которым правил враг Ху-мабона по имени Лапу-Лапу. Магеллан хотел укрепить дружбу с правителем Себу, а также принудить Лапу-Лапу и жителей Мактана стать христианами и платить дань испанскому королю. Так как договориться не удалось, Магеллан и вооружённые испанцы отправились во владения Лапу-Лапу и подожгли несколько домов, надеясь на то, что жители Мактана сдадутся. Эффект получился обратный — жители острова разозлились и ринулись на европейцев. В результате несколько из них было убито, включая великого португальского путешественника.
Спустя несколько десятилетий испанцы вновь отправились к висайя. Король Испании Филипп II решил, что мятежи недопустимы и острова могут принадлежать только испанской короне, поэтому отправил на территорию современных Филиппин конкистадора Мигеля Лопеса де Легаспи, который прибыл на остров Себу в 1565 году. С того момента началась активная христианизация населения. Впрочем, у жителей острова сохранилась икона, изображающая Иисуса во младенчестве, которую Магеллан подарил королевскому семейству. Это показывало, что за прошедшие десятилетия христианство на острове не исчезло.
И во время испанского владычества, и после того, как Филиппины стали собственностью Америки, и даже сейчас, будучи независимыми, висайя сохранили в своей культуре остатки анимистической (вера в существование души и духов) религии. У некоторых из висайя есть домашние алтари для подношения пищи душам ушедших родственников.
Жизнь по приметам
Быт у висайя за века практически не изменился. Большие площади уходят под рисовые поля. Кроме риса, висайя выращивают кукурузу, бананы и сахарный тростник.
Благодаря хорошим климатическим условиям удаётся снимать два, а то и три урожая в год. Из животных разводят буйволов и быков, многие крестьяне держат у себя кур, свиней и другой домашний скот. Город Себу является вторым по величине портом в стране. Раньше висайя активно занимались плетением различных предметов вроде корзин и посуды из бамбука, пальмы и кокосовой скорлупы.
Висайя верят в народные приметы, поэтому перед тем как посадить урожай, проверяют ситуацию на побережье: одно поверье гласит, что семена, посаженные во время отлива, точно дадут хороший урожай. Приметы касаются не только сельского хозяйства. Если ночью одна из звёзд находится очень близко к луне, самое время делать предложение даме сердца: успех обеспечен. А после свадебной церемонии молодожёны идут к дому невесты, где возле лестницы ставят тарелки с водой и кладут несколько листьев местного растения. Старая родственница со стороны невесты расчёсывает волосы и невесте, и жениху, одновременно осыпая молодожёнов пожеланиями. Расчёсывание волос, так же как и прохождение по тарелкам, должно гарантировать хорошую и счастливую семейную жизнь.
Перед родами под дом кладут листья помело, которые должны отпугнуть злых духов. Во время родов родственники жгут сухие листья и корни, чей дым и запах должны облегчить роды и избавить женщину от сильных болей. После рождения плаценту зарывают на побережье моря. Это действие, по примете, должно обеспечить ребёнку хорошее здоровье. После первой стрижки волосы ребёнка кладут в священную или обычную книгу — висайя верят, что после этого ритуала ребёнок непременно проявит любовь к чтению.
Висайя любят повеселиться, именно поэтому на Филиппинах они славятся своими фестивалями. Один из самых известных проходит в январе и называется Синулог. Он напоминает о переходе в христианство и отказе от старых верований. Ритуальный танец предназначается младенцу Иисусу, ведь, как сказано ранее, икона с его изображением была подарена Магелланом радже Ху-мабону. До принятия христианства танцы под ритмичное громыхание барабанов посвящались идолам.
В марте в Илойло проходит другой, не менее известный карнавал — Пинтадос де Паси, во время которого проходят соревнования по танцам. При этом тела участников карнавала покрываются красивыми татуировками из хны, которые поражают своей замысловатостью европейских туристов.