Вход / Регистрация
18.12.2024, 21:01
Шерпы: Пришельцы с Востока
Шерпы открыли Эверест и Непал всему миру, но сами не являются непальцами. Много столетий назад они переселились сюда из юго-восточной части огромной гористой страны, и спустились с севера к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу. Здесь они нашли вторую родину.
Пришельцы с Востока
При дословном переводе слово «шерп» («шерпа») означает «человек с Востока». Известно, что их предки были из Тибета, можно сказать, что по происхождению они — тибетцы. С последними шерпов связывают обычаи, одежда и даже тонкости кухни. Живут они по тибетскому календарю. Горные жители не имеют фамилий, а вместо них используют название местности, где родились. Да и свои имена могут менять на протяжении жизни.
Практически все шерпы невысокого роста, коренастые. Характерны чёрные волосы, карие глаза и гладкая смугло-жёлтая кожа. У них монгольские черты лица, но не так ярко выраженные, как у китайцев или тибетцев. Медики установили, что у этих горцев иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев. При этом сохраняются оптимальные сердечный ритм и давление, а концентрация продуктов распада азота в крови у шерпов в 10 раз выше, чем у жителей долин. Отсюда и фантастическая выносливость при постоянной жизни на большой высоте.
Большинство шерпов до сих пор занимается земледелием и переноской грузов. На высоте 4500 метров они выращивают ячмень и картофель, собирая хорошие урожаи. В других местах на такой высоте работают вахтовым методом лишь метеорологи, спасающиеся от яростных ветров в метеостанциях. Но долина Кхумбу, где живут шерпы, ограждена от жестоких бурь высочайшими в мире вершинами. Здесь более мягкий и устойчивый климат, чем во многих местах, расположенных ниже.
Самый крупный населённый и торговый пункт шерпов Намче-Базар находится на высоте около 3500 метров над уровнем моря. Сюда можно добраться лишь по серпантинной тропинке шириной не больше метра, зажатой отвесными утесами. Когда она начинает расширяться, значит, близко Намче-Базар, где живут жизнерадостные и трудолюбивые люди — крестьяне и носильщики. Они постоянно носят шерсть — в горы, в Тибет, на родину предков, и соль — в Индию. Но внизу, в долинах, им и вьючным животным слишком жарко, поэтому горцы стремятся поскорее вернуться домой.
Три жизни
Сами шерпы утверждают, что проживают три жизни: в своей религии, в своём доме и в своей работе. При этом одна жизнь от другой неотделима. Подавляющее большинство горцев — буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают монастыри, но среди них нет фанатиков, их вера подчёркнуто не ритуальна.
Они не верят в обряды, а Будду, скорее, почитают в сердцах, чем в храмах. Здесь везде выделяют в одной из комнат дома угол для молитвы, где находятся свечи, ладан, молитвенные колеса и изображения Будды. В некоторых дворах можно увидеть ритуальные шесты со специальными флажками. Своих умерших шерпы сжигают, но маленьких детей хоронят. Люди, умершие высоко в горах, тоже предаются земле.
Дома вся полнота власти принадлежит женщине. Но её жизнь не ограничена домом. Местные невысокие дамы могут поднимать и переносить огромную поклажу, почти равную собственному весу. Многие женщины устраиваются носильщиками в альпинистские экспедиции.
Несмотря на то что в Тибете распространено многожёнство, среди шерпов оно практически не встречается. Зато распространено многомужество: часто у двух или нескольких братьев имеется одна любимая. Считается, что при одной хозяйке легче сохранить имущество семьи. Случаются и разводы, но его инициатор не может разойтись без уплаты определённой суммы.
Горные жители поднимаются с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Их основная работа состоит в переноске грузов. Они могут по 10 часов в день идти с поклажей вверх и обратно. При этом отдых начинается только в пять часов вечера, когда садится солнце.
Шерпы поразительно выносливы и выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Увесистую ношу фиксируют при помощи широкого ремня, который надевают на лоб. Носильщики считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние. Перекладывая главный вес на широкий ремень, взрослый мужчина спокойно несёт почти 50 килограммов по равнине и до 30-35 — на крутых склонах. Носить тяжести они начинают с 12 лет.
Как мальчики, так и девочки в течение лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьёв на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы в Тибет, вместе с животными карабкаются вверх до высоты 6000 метров и для яков прорубают топором ступени в ледниках. Они умеют переносить морозы и выдерживать снежные бури в пути. Поэтому, взрослея, они становятся уникальными восходителями, знающими и любящими горы.
Прирождённые альпинисты
Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты из разных стран увидели местных горцев и стали приглашать их с собой в экспедиции. Известно, что до появления здесь европейцев «люди с Востока» не раз поднимались на вершину Эвереста. Но официально впервые её покорил новозеландский исследователь Эдмунд Хиллари в 1953 году. Он сразу же приобрёл всемирную известность и навсегда вписал своё имя в историю альпинизма. Но рядом с ним был и шерпа — Тенцинг Норгей. Находясь на высочайшей вершине Земли, Хиллари поставил флаг, а Тенцинг разложил на снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути. Можно сказать, что с этого времени началась известная история шерпов.
Сегодня многие из них вписали свои имена в хронику восхождений. Ещё один шерпа по имени Anna Тенцинг впервые покорил Эверест в 1990 году. Сегодня же на его счету 21 успешное восхождение — рекорд, который до сих пор никто не смог побить! Другой шерпа — Пемба Дордже — удивил весь мир, взобравшись на высочайшую точку Земли за 8 часов и 10 минут. А шерпа Бабу Чири провёл на вершине Эвереста 21 час! Эти рекорды оказались подвластны лишь горцам — простым носильщикам и гидам. Несмотря на суперсовременное оборудование и спецподготовку, их не могут повторить даже самые лучшие альпинисты мира.
Успешная работа шерпов в экспедициях объясняется не только наследственностью, но и обычаями в отношении еды. Шерпы едят всё — любые свежие или сушёные продукты, даже консервы, привезённые альпинистами. Традиционно употребляют тушеный картофель, смешанный с мясом или овощами, рис с соусом карри. Любимое блюдо называется мо-мо и представляет собой суп с пельменями, напоминающими итальянские равиоли. Пьют много чая, но в основном по-европейски — с сахаром и молоком. Не отказываются от привезённого алкоголя и даже варят собственное пиво — чанг, которое пьют через бамбуковую трубочку из одной чаши. При этом хозяин наливает закваску в сосуд и разбавляет её горячей водой. Если гости не выпьют по меньшей мере по три порции чанга, хозяин считает их невежливыми и обижается.
Шерпы — общительный народ любящий выпить, пошутить, посмеяться, сыграть в кости и карты. Не чураются они и сигарет, стараются жить без ограничений. Но, собираясь в горы, не будут пить и курить. Ведь они не перестают работать в опасных условиях, постоянно грозящих гибелью. Несмотря на это, шерпы не вымирают. Полагают, что их насчитывается около 100 тысяч человек, их численность постоянно растёт.
Сегодня свыше 2 тысяч шерпов стали официальными «тиграми» — покорителями Эвереста. Сопровождение богатых альпинистов — главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью, зарабатывая от 7 до 15 долларов в день. Пока они удовлетворяются своей участью, хотя бум «эверестомании» разбудил у них желание освоить нетипичные для себя профессии, в том числе и юридические.
Несмотря на суровую жизнь и крайне тяжёлую работу, шерпы не теряют оптимизма. С полным основанием они могут повторить слова своего знаменитого земляка — Тенцинга Норгея: «Я счастливый человек. Большие высоты — моя стихия, там я чувствую себя лучше всего. Горы для меня — всё».
Пришельцы с Востока
При дословном переводе слово «шерп» («шерпа») означает «человек с Востока». Известно, что их предки были из Тибета, можно сказать, что по происхождению они — тибетцы. С последними шерпов связывают обычаи, одежда и даже тонкости кухни. Живут они по тибетскому календарю. Горные жители не имеют фамилий, а вместо них используют название местности, где родились. Да и свои имена могут менять на протяжении жизни.
Практически все шерпы невысокого роста, коренастые. Характерны чёрные волосы, карие глаза и гладкая смугло-жёлтая кожа. У них монгольские черты лица, но не так ярко выраженные, как у китайцев или тибетцев. Медики установили, что у этих горцев иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев. При этом сохраняются оптимальные сердечный ритм и давление, а концентрация продуктов распада азота в крови у шерпов в 10 раз выше, чем у жителей долин. Отсюда и фантастическая выносливость при постоянной жизни на большой высоте.
Большинство шерпов до сих пор занимается земледелием и переноской грузов. На высоте 4500 метров они выращивают ячмень и картофель, собирая хорошие урожаи. В других местах на такой высоте работают вахтовым методом лишь метеорологи, спасающиеся от яростных ветров в метеостанциях. Но долина Кхумбу, где живут шерпы, ограждена от жестоких бурь высочайшими в мире вершинами. Здесь более мягкий и устойчивый климат, чем во многих местах, расположенных ниже.
Самый крупный населённый и торговый пункт шерпов Намче-Базар находится на высоте около 3500 метров над уровнем моря. Сюда можно добраться лишь по серпантинной тропинке шириной не больше метра, зажатой отвесными утесами. Когда она начинает расширяться, значит, близко Намче-Базар, где живут жизнерадостные и трудолюбивые люди — крестьяне и носильщики. Они постоянно носят шерсть — в горы, в Тибет, на родину предков, и соль — в Индию. Но внизу, в долинах, им и вьючным животным слишком жарко, поэтому горцы стремятся поскорее вернуться домой.
Три жизни
Сами шерпы утверждают, что проживают три жизни: в своей религии, в своём доме и в своей работе. При этом одна жизнь от другой неотделима. Подавляющее большинство горцев — буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают монастыри, но среди них нет фанатиков, их вера подчёркнуто не ритуальна.
Они не верят в обряды, а Будду, скорее, почитают в сердцах, чем в храмах. Здесь везде выделяют в одной из комнат дома угол для молитвы, где находятся свечи, ладан, молитвенные колеса и изображения Будды. В некоторых дворах можно увидеть ритуальные шесты со специальными флажками. Своих умерших шерпы сжигают, но маленьких детей хоронят. Люди, умершие высоко в горах, тоже предаются земле.
Дома вся полнота власти принадлежит женщине. Но её жизнь не ограничена домом. Местные невысокие дамы могут поднимать и переносить огромную поклажу, почти равную собственному весу. Многие женщины устраиваются носильщиками в альпинистские экспедиции.
Несмотря на то что в Тибете распространено многожёнство, среди шерпов оно практически не встречается. Зато распространено многомужество: часто у двух или нескольких братьев имеется одна любимая. Считается, что при одной хозяйке легче сохранить имущество семьи. Случаются и разводы, но его инициатор не может разойтись без уплаты определённой суммы.
Горные жители поднимаются с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Их основная работа состоит в переноске грузов. Они могут по 10 часов в день идти с поклажей вверх и обратно. При этом отдых начинается только в пять часов вечера, когда садится солнце.
Шерпы поразительно выносливы и выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Увесистую ношу фиксируют при помощи широкого ремня, который надевают на лоб. Носильщики считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние. Перекладывая главный вес на широкий ремень, взрослый мужчина спокойно несёт почти 50 килограммов по равнине и до 30-35 — на крутых склонах. Носить тяжести они начинают с 12 лет.
Как мальчики, так и девочки в течение лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьёв на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы в Тибет, вместе с животными карабкаются вверх до высоты 6000 метров и для яков прорубают топором ступени в ледниках. Они умеют переносить морозы и выдерживать снежные бури в пути. Поэтому, взрослея, они становятся уникальными восходителями, знающими и любящими горы.
Прирождённые альпинисты
Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты из разных стран увидели местных горцев и стали приглашать их с собой в экспедиции. Известно, что до появления здесь европейцев «люди с Востока» не раз поднимались на вершину Эвереста. Но официально впервые её покорил новозеландский исследователь Эдмунд Хиллари в 1953 году. Он сразу же приобрёл всемирную известность и навсегда вписал своё имя в историю альпинизма. Но рядом с ним был и шерпа — Тенцинг Норгей. Находясь на высочайшей вершине Земли, Хиллари поставил флаг, а Тенцинг разложил на снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути. Можно сказать, что с этого времени началась известная история шерпов.
Сегодня многие из них вписали свои имена в хронику восхождений. Ещё один шерпа по имени Anna Тенцинг впервые покорил Эверест в 1990 году. Сегодня же на его счету 21 успешное восхождение — рекорд, который до сих пор никто не смог побить! Другой шерпа — Пемба Дордже — удивил весь мир, взобравшись на высочайшую точку Земли за 8 часов и 10 минут. А шерпа Бабу Чири провёл на вершине Эвереста 21 час! Эти рекорды оказались подвластны лишь горцам — простым носильщикам и гидам. Несмотря на суперсовременное оборудование и спецподготовку, их не могут повторить даже самые лучшие альпинисты мира.
Успешная работа шерпов в экспедициях объясняется не только наследственностью, но и обычаями в отношении еды. Шерпы едят всё — любые свежие или сушёные продукты, даже консервы, привезённые альпинистами. Традиционно употребляют тушеный картофель, смешанный с мясом или овощами, рис с соусом карри. Любимое блюдо называется мо-мо и представляет собой суп с пельменями, напоминающими итальянские равиоли. Пьют много чая, но в основном по-европейски — с сахаром и молоком. Не отказываются от привезённого алкоголя и даже варят собственное пиво — чанг, которое пьют через бамбуковую трубочку из одной чаши. При этом хозяин наливает закваску в сосуд и разбавляет её горячей водой. Если гости не выпьют по меньшей мере по три порции чанга, хозяин считает их невежливыми и обижается.
Шерпы — общительный народ любящий выпить, пошутить, посмеяться, сыграть в кости и карты. Не чураются они и сигарет, стараются жить без ограничений. Но, собираясь в горы, не будут пить и курить. Ведь они не перестают работать в опасных условиях, постоянно грозящих гибелью. Несмотря на это, шерпы не вымирают. Полагают, что их насчитывается около 100 тысяч человек, их численность постоянно растёт.
Сегодня свыше 2 тысяч шерпов стали официальными «тиграми» — покорителями Эвереста. Сопровождение богатых альпинистов — главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью, зарабатывая от 7 до 15 долларов в день. Пока они удовлетворяются своей участью, хотя бум «эверестомании» разбудил у них желание освоить нетипичные для себя профессии, в том числе и юридические.
Несмотря на суровую жизнь и крайне тяжёлую работу, шерпы не теряют оптимизма. С полным основанием они могут повторить слова своего знаменитого земляка — Тенцинга Норгея: «Я счастливый человек. Большие высоты — моя стихия, там я чувствую себя лучше всего. Горы для меня — всё».