Вход / Регистрация
19.12.2024, 05:10
Таинственная статуя "Аполлона из Газы"
В августе 2013 года молодой рыбак из Газы Джавдат Абу-Гураб увидел в сотне метров от берега лежащего под водой человека. Абу-Гураб нырнул, но, едва прикоснувшись к человеку, понял, что перед ним – статуя. С помощью родных и друзей ему удалось вытащить на берег 300-килограммовую скульптуру греческого бога солнца и красоты Аполлона, созданную более 2000 лет назад, в эллинистический период.
Находка стала сенсацией, об Аполлоне из Газы писали газеты всего мира, но через месяц он исчез. Статую конфисковал ХАМАС и отправил на один из своих складов.
В мае 2018 швейцарский режиссер-документалист Николас Вадимофф и его партнерша Беатрис Гуэльпа приехали в Газу, чтобы выяснить, каково происхождение статуи и ее судьба. Их фильм «Аполлон из Газы» будет показан 14 декабря в тель-авивской «Синематеке» в рамках кинофестиваля «48 миллиметров».
На первый взгляд, фильм рассказывает увлекательную историю античной статуи. Но по замыслу авторов, статуя – не что иное, как аллегория всего, что происходит в Газе.
Это третий фильм Вадимоффа об Израиле и Палестине. Первый, «L’Accord» (2005), был посвящен Женевской инициативе. Второй, «Айшин» (араб., «жизнь») снят в 2009 году и повествует о жизни Газы после очереднй войны.
В новом фильме Вадимофф пытается обойти политику стороной. Он рассказывает о Газе, не знакомой израильтянам. Ни боевиков ХАМАСа, ни демонстраций, ни блокады, ни картин бедственного положения мирных жителей. Вместо этого Вадимофф знакомит зрителей с торговцами древностями, коллекционерами произведений искусства, археологами и студентами, которые изучают древнюю историю Газы и гордятся ею. Для всех них статуя – это шанс оказаться в другой реальности.
«Мне так нравится эта статуя и ее история, что я предложил бы каждому палестинцу в мире пожертвовать один доллар, – говорит молодой человек на улице. – Так мы сможем вознаградить того, кто ее нашел и кто ее хранит в Газе».
«Для меня статуя Аполлона – это раненый, который нуждается в срочной помощи, – говорит женщина-археолог из Газы. – То, что случилось с ним, никуда не годится».
Все интервью в фильме сняты инкогнито. Вадимофф объяснил, что это сделано с двоякой целью – придать их высказываниям аллегорический характер, и не подвергать этих людей опасности.
«Статуя – прекрасная метафора сложившейся в Газе ситуации, – говорит он. – Она так красива, что в Газе сложно найти для нее достойное место».
Аполлон из Газы отличается от большинства статуй греческих богов. Во-первых, он отлит из бронзы, что встречается относительно редко: большинство бронзовых статуй были переплавлены и использованы для изготовления оружия. Во-вторых, в правом глазу у него сохранился черный камень, придающий ему несколько смущенный взгляд, нехарактерный для статуй богов эллинистической эпохи.
«Он выглядит так, будто чего-то стыдится, – говорит Вадимофф. – Хотел бы гордиться, да ситуация не позволяет».
Непонятно, является ли статуя подлинной. В эллинскую эпоху Газа была важным городом, так что не исключено, что в ней был храм Аполлона. Но на статуе нет никаких признаков того, что она долгое время пролежала под водой. Она не покрыта водорослями и не обросла кораллами, что характерно для статуй, которые столетиями находились на дне моря.
В фильме высказываются различные предположения. Возможно, статую доставили из Египта по одному из тоннелей ХАМАСа и спрятали под водой. Возможно, это просто подделка. «Небольшую бронзовую статую, которая будет выглядеть, как настоящая, можно изготовить за несколько часов, – говорит местный торговец древностями, – но в Газе нет столько бронзы, чтобы изготовить такого Аполлона».
Родственники рыбака, которые вытащили статую из моря, отломали от нее кусок, чтобы выяснить, не сделана ли она из золота. Потом они пытались продать Аполлона на eBay за 500 тысяч долларов, но сняли предложение. Затем вели переговоры с возможными покупателями, также безуспешно. А потом статую забрал ХАМАС, и больше ее никто не видел.
Жители Газы, с которыми разговаривает Вадимофф, сравнительно свободно высказываются о ХАМАСе. Один из них сказал, что статую, скорее всего, захватили боевики ХАМАСа, а с ними разговаривать бесполезно.
Вадимофф подчеркивает, что целью фильма не является критика ХАМАСа. «Мы пытались заставить людей вспомнить, что такое сектор Газа, и каким он может стать снова – перекрестком цивилизаций в одном из самых красивых мест в мире».
Находка стала сенсацией, об Аполлоне из Газы писали газеты всего мира, но через месяц он исчез. Статую конфисковал ХАМАС и отправил на один из своих складов.
В мае 2018 швейцарский режиссер-документалист Николас Вадимофф и его партнерша Беатрис Гуэльпа приехали в Газу, чтобы выяснить, каково происхождение статуи и ее судьба. Их фильм «Аполлон из Газы» будет показан 14 декабря в тель-авивской «Синематеке» в рамках кинофестиваля «48 миллиметров».
На первый взгляд, фильм рассказывает увлекательную историю античной статуи. Но по замыслу авторов, статуя – не что иное, как аллегория всего, что происходит в Газе.
Это третий фильм Вадимоффа об Израиле и Палестине. Первый, «L’Accord» (2005), был посвящен Женевской инициативе. Второй, «Айшин» (араб., «жизнь») снят в 2009 году и повествует о жизни Газы после очереднй войны.
В новом фильме Вадимофф пытается обойти политику стороной. Он рассказывает о Газе, не знакомой израильтянам. Ни боевиков ХАМАСа, ни демонстраций, ни блокады, ни картин бедственного положения мирных жителей. Вместо этого Вадимофф знакомит зрителей с торговцами древностями, коллекционерами произведений искусства, археологами и студентами, которые изучают древнюю историю Газы и гордятся ею. Для всех них статуя – это шанс оказаться в другой реальности.
«Мне так нравится эта статуя и ее история, что я предложил бы каждому палестинцу в мире пожертвовать один доллар, – говорит молодой человек на улице. – Так мы сможем вознаградить того, кто ее нашел и кто ее хранит в Газе».
«Для меня статуя Аполлона – это раненый, который нуждается в срочной помощи, – говорит женщина-археолог из Газы. – То, что случилось с ним, никуда не годится».
Все интервью в фильме сняты инкогнито. Вадимофф объяснил, что это сделано с двоякой целью – придать их высказываниям аллегорический характер, и не подвергать этих людей опасности.
«Статуя – прекрасная метафора сложившейся в Газе ситуации, – говорит он. – Она так красива, что в Газе сложно найти для нее достойное место».
Аполлон из Газы отличается от большинства статуй греческих богов. Во-первых, он отлит из бронзы, что встречается относительно редко: большинство бронзовых статуй были переплавлены и использованы для изготовления оружия. Во-вторых, в правом глазу у него сохранился черный камень, придающий ему несколько смущенный взгляд, нехарактерный для статуй богов эллинистической эпохи.
«Он выглядит так, будто чего-то стыдится, – говорит Вадимофф. – Хотел бы гордиться, да ситуация не позволяет».
Непонятно, является ли статуя подлинной. В эллинскую эпоху Газа была важным городом, так что не исключено, что в ней был храм Аполлона. Но на статуе нет никаких признаков того, что она долгое время пролежала под водой. Она не покрыта водорослями и не обросла кораллами, что характерно для статуй, которые столетиями находились на дне моря.
В фильме высказываются различные предположения. Возможно, статую доставили из Египта по одному из тоннелей ХАМАСа и спрятали под водой. Возможно, это просто подделка. «Небольшую бронзовую статую, которая будет выглядеть, как настоящая, можно изготовить за несколько часов, – говорит местный торговец древностями, – но в Газе нет столько бронзы, чтобы изготовить такого Аполлона».
Родственники рыбака, которые вытащили статую из моря, отломали от нее кусок, чтобы выяснить, не сделана ли она из золота. Потом они пытались продать Аполлона на eBay за 500 тысяч долларов, но сняли предложение. Затем вели переговоры с возможными покупателями, также безуспешно. А потом статую забрал ХАМАС, и больше ее никто не видел.
Жители Газы, с которыми разговаривает Вадимофф, сравнительно свободно высказываются о ХАМАСе. Один из них сказал, что статую, скорее всего, захватили боевики ХАМАСа, а с ними разговаривать бесполезно.
Вадимофф подчеркивает, что целью фильма не является критика ХАМАСа. «Мы пытались заставить людей вспомнить, что такое сектор Газа, и каким он может стать снова – перекрестком цивилизаций в одном из самых красивых мест в мире».