Климатологи оценили риски глобальных неурожаев
Статистика показывает, что нарастающие изменения климата увеличивают частоту погодных экстремумов — потопов, «волн жары», засух и так далее. Франциска Гауп (Franziska Gaupp) и ее коллеги из Великобритании и Австрии рассмотрели, как эти изменения могут отразиться на урожайности ключевых сельскохозяйственных растений, дающих человечеству львиную долю калорий: пшеницы, маиса (кукурузы), сои и риса.
Ученые смоделировали влияние, которое рост температуры и изменения водного режима могут оказать на производство в ключевых «житницах» мира в США, Аргентине, Европе, России, Китае, Индии, Австралии, Индонезии и Бразилии. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Nature Climate Change. Авторы использовали данные о влиянии различных условий на урожайность в этих регионах в периоды 1967-1990 годов и 1991-2012-х.
Оказалось, рис, благодаря сверхактивной искусственной ирригации, практически не страдает от нехватки воды и редко перегревается выше комфортного для себя уровня. Зато важным фактором его роста оказалось загрязнение воздуха: у экватора, в Индии и Индонезии, растение страдает от ожогов. Поэтому большее количество пыли в воздухе снижает его яркость и даже способствует урожайности риса. В Китае же все наоборот: солнце здесь для риса достаточно мягкое, и загрязненный воздух снижает его производительность.
Однако пшеница, кукуруза и соя страдают и от повышения температуры, и от экстремумов влажности — как в периоды затяжных, затапливающих дождей, так и во время долгой засухи. По расчетам ученых, риски неурожая в глобальных «житницах» растут. Например, среднее количество выращивающих пшеницу регионов, страдающих от неурожая, выросло с 3,4 в год за 1967-1990-е до четырех в год между 1991-м и 2012-м.
Вероятность того, что из-за погоды неурожай случится одновременно во всех «пшеничных» регионах выросла за те же периоды с 0,3 до 1,2 процента. Для кукурузы эти цифры составили 0,8 и 1,1 процента, для сои — 1,2 и 2,0 процента соответственно.