Виа Долороза – путь скорби
Иерусалим – древняя колыбель трех мировых религий. Этот город переполнен историческими достопримечательностями и религиозными реликвиями. Одна из достопримечательностей, наиболее значимых и чтимых паломниками и туристами со всего мира, – это улица, по которой, как утверждает христианство, прошел свой последний путь Иисус Христос. Она называется Виа Долороза, что переводится с латыни как «Путь скорби», или «Крестный путь Христа». Впервые описал этот путь монах-доминиканец Рикольдо да Монтекроче, который пребывал здесь с миссионерской миссией, и было это еще в ХIII в. Окончательно маршрут скорбного пути был установлен монашеским францисканским орденом в XIV в.
Эта дорога, длина которой всего 500 метров, берет начало там, где в давние времена располагались крепостные укрепления Антония. По преданию, именно здесь прокуратор Иудеи римский военачальник Понтий Пилат произвел судилище над Иисусом и вынес ему смертный приговор. В этом месте позже была возведена медресе Аль-Омария. Но сейчас преобладает ученая гипотеза, что судебный процесс совершился в другом месте – в дворцовых апартаментах царя Ирода, который располагался на месте башни Давида, что у Яффских ворот Иерусалима. Завершился последний путь Христа на горе Голгофе, на месте современного храма Гроба Господня.
Скорбный путь Христа насчитывал четырнадцать остановок (стояний), первые девять из которых принадлежат улице Виа Долороза, а пять последних – пределам современного храма Гроба Господня. В православии принято так характеризовать эти места стояний:
1. Лифостротон – место допрашивания и судилища над Иисусом.
2. Место, где Иисус стоял перед первосвященниками, выведенный по приказу Понтия Пилата. Оно находилось под аркой, которая перекинута от монастыря «Сестры Сиона» через улицу его последнего пути. Под ней прокуратор, указывая на Иисуса, изрек: «Се человек», что в переводе звучало «Ecce Homo». Этими словами до сих пор именуют упомянутую арку. Рядом находится часовня «Бичевания», где по приказу Пилата Иисус подвергся битью кнутами со стороны воинов-римлян, надевших ему на голову терновый венец. Они насмехались над ним, называя Царем Иудейским. Возле монастыря стоит православная церковь с надписью над входом – «Заточение Христа». На этом месте была расположена преторианская темница, где пребывал в заточении Сын Божий вместе с разбойником Вараввой.
3. Место первого падения Христа, отмеченное мраморной колонной. Рядом воздвигли небольшую часовню за счет средств, собранных польскими воинами. Выше входа в часовню размещен барельеф, на котором изображен Христос под тяжестью креста.
4. Четвертое стояние – место, где Иисус встретился со своей Матерью. По небольшому переулку она торопилась, чтобы не пропустить ходу сына. Царица Елена построила на этом месте церковь, но позже она была разрушена. Сейчас здесь стоит часовенка, в глубине которой – барельеф с изображением памятной встречи.
5. Следующая остановка находилась в нескольких метрах от упомянутого переулка, а сейчас здесь стоит часовня францисканцев. Справа от ее входа есть соответствующая надпись и небольшое углубление в стене, которое, по преданию, оставила рука уставшего Спаситель, когда он опирался на стену. Именно здесь его крест поднял на свои плечи Симон Киринеянин. Ему позволено было отнести крест на Голгофу.
6. На шестом стоянии был дом Вероники, заблудшей женщины, которая отерла кровь и пот с лица Иисуса чистым полотенцем (или шелковым покрывалом), и на нем остался запечатленным лик с терновым венцом на голове. На месте дома сейчас стоит церковь, где покоится прах Вероники, причисленной к святым.
7. Второй раз Иисус упал на пересечении улицы своего последнего пути и Базарной площади, в месте, которое сейчас отмечено остатком памятной колонны.
8. Через несколько метров от Судных ворот Спасителя ожидали женщины, что печалились и плакали о нем. Место их встречи обозначено крестом над входом в православный монастырь Святого Харалампия.
9. Третье падение Иисуса произошло где-то в 15 шагах от храма Воскресения. Это место обозначено покосившейся колонной коптского монастыря.
Эти девять стояний на Скорбном пути проходят по пятницам в 15 часов францисканские монахи. Они возглавляют многочисленную процессию верующих и туристов, неся впереди крест и знамя, и склоняя головы перед жертвой Спасителя.
Последующие пять остановок Иисуса требуют отдельного освещения. Заметим, что во времена зарождения христианства эта территория называлась по-разному: Голгофа, Лобное, Крайниево место, Кальвария, Юдоль смерти. Но предназначение его оставалось единым – место казни преступников. При входе на Голгофскую гору с Христа сняли его одеяния (десятая остановка), и распяли, положив на крест (одиннадцатая). Двенадцатая – где состоялись его мучения и расставание с земной жизнью, тринадцатая станция там, где Спасителя сняли с креста, умастили ароматическими маслами, и последняя – там, где Иисуса Христа возложили в гроб, а впоследствии состоялось воскрешение.
Голгофа за свою историю повидала много разных событий, но народы всего мира знают ее как место казни, воскрешения и вознесения Спасителя. И Виа Долороза – это путь, который старается пройти каждый паломник, чтобы прикоснуться к скорбной и вечной судьбе Иисуса Христа.