/ Новости сайта / Наука и Технологии / Генетики установили происхождение жителей Океании
15.04.2021

Генетики установили происхождение жителей Океании

Оценка: 0.0    683 0 Наука и Технологии

Опубликованы результаты первого масштабного исследования, позволяющего установить генетические корни жителей южной части Тихого океана и восстановить историю их расселения. Статья размещена в журнале Nature.

Французские генетики из Института Пастера, Коллеж де Франс и Национального центра научных исследований (CNRS) в сотрудничестве с коллегами из Китая, Германии, Швеции, Швейцарии и Тайваня провели полногеномное секвенирование ДНК 317 человек из 20 популяций Тайваня, Филиппин, архипелага Бисмарка, Соломоновых островов, островов Санта-Крус и Вануату.

Результаты показали, что Homo sapiens распространились в Ближней Океании, включающей Папуа-Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка и Соломоновы острова, 45-40 тысяч лет назад. Это полностью согласуется с археологическими данными. Но за этим первоначальным расселением, как установили авторы исследования, последовала длительная пауза, выразившаяся в генетической изоляции между островами.

Вторая волна расселения, когда сапиенсы заселили Дальнюю Океанию — Микронезию, острова Санта-Крус, Вануату, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, а также Полинезию, — началась значительно позже, всего пять тысяч лет назад, когда группа людей покинула Тайвань. Эта так называемая австронезийская экспансия прошла через Филиппины, Индонезию и территории Ближней Океании, где имели место эпизоды смешения с местным населением.

При этом авторы ставят под сомнение существующую теорию о том, австронезийская экспансия была очень быстрой.

"Наш анализ показывает, что люди покинули Тайвань более пяти тысяч лет назад, а смешение австронезийских пришельцев и населения Ближней Океании началось только две тысячи лет спустя. Таким образом, экспансия из Тайваня заняла некоторое время и, возможно, включала фазу созревания на Филиппинах или в Индонезии", — приводятся в пресс-релизе Института Пастера слова одного из руководителей исследования Этьена Патена (Etienne Patin) из отдела эволюционной генетики человека.

В геномах всех жителей южной части Тихого океана исследователи обнаружили около 2,5 процентов генов неандертальцев и до трех процентов генов денисовцев. Это говорит о том, что по мере расселения сапиенсы встречались с группами архаичных людей и скрещивались с ними. От неандертальцев современные жители Океании унаследовали полезные мутации, улучшившие их способность адаптироваться к условиям окружающей среде, а от денисовцев — мутации, связанные с регуляцией иммунного ответа, включая устойчивость к вирусным инфекциям.

При этом, если наследие неандертальцев оказалось примерно одинаковым среди всех изученных популяций, то количество генов денисовцев сильно различается — от нуля на Тайване и Филиппинах до 3,2 процента на Папуа-Новой Гвинее и Вануату. Анализ показал, что смешение с денисовцами происходило в течение как минимум четырех независимых событий, каждое из которых нашло свое отражение в геноме.

Это, по мнению ученых, свидетельствует о том, что денисовцы, на самом деле, были очень разнообразной группой. Такой вывод невозможно было сделать ранее на основании единственного генома, полученного из образца фаланги пальца денисовского человека, найденного в Сибири.

"Одна из удивительных сторон этого анализа состоит в том, что, изучая три процента архаичного наследия, присутствующего в геномах современного человека, можно "воскресить" геномы денисовцев и показать, что они обладают высоким уровнем генетического разнообразия", — отмечает второй руководитель исследования профессор Луис Кинтана-Мурси (Lluis Quintana-Murci), заведующий кафедрой геномики и эволюции человека в Коллеж де Франс и руководитель отдела эволюционной генетики человека Инстиута Пастера.

Авторы надеются, что описание геномов человеческих популяций Океании поможет лучше понять генетические причины заболеваний, которыми страдают жители региона.