/ Новости сайта / Наука и Технологии / Впервые получены доказательства того, что ДНК-компоненты попали на Землю из космоса
11.08.2011

11.08.11 Финансируемые НАСА исследователи обнаружили новые доказательства того, что метеориты могут быть переносчиками ДНК-компонентов, возникших в космосе.

Впервые учёные нашли строительные блоки ДНК в метеоритах в 1960-х годах, но до сих пор не было уверенности в том, сформировались ли они в космосе или попали туда уже на Земле. На этот раз удалось показать, что определённые азотистые основания действительно доставляются на нашу планету метеоритами, причём их количество и разнообразие намного выше, чем считалось. И это лишний раз показывает, что внутри астероидов и комет есть условия для создания строительных блоков основных биологических молекул.

Ранее аминокислоты обнаруживались в образцах кометы 81P/Вильда и богатых углеродом метеоритах. В новой работе ученые проанализировали образцы двенадцати таких метеоритов, девять из которых были найдены в Антарктиде. В них обнаружены аденин и гуанин, а также гипоксантин и ксантин. Первые соединяются с другими азотистыми основаниями, формируя ступеньки спиральной лестницы ДНК. Они являются частью кода, который рассказывает клеточному механизму о том, как сделать тот или иной белок. Гипоксантин и ксантин не встречаются в ДНК, но принимают участие в других биологических процессах.

Кроме того, в двух метеоритах исследователи впервые наткнулись на следовые количества трёх соединений, аналогичных азотистым основаниям, которыми земная биология почти никогда не пользуется. Это пурин, 2,6-диаминопурин и 6,8-диаминопурин. Например, 2,6-диаминопурин встречается только в вирусе-цианофаге S-2L. Это позволило учёным утверждать, что у них в руках первое серьёзное доказательство космического происхождения молекул. Действительно, отмечает руководитель группы Майкл Каллахан из Центра космических полётов им. Годдарда (США), следовало ожидать, что астероидная фабрика пребиотических материалов должна производить много вариантов азотистых оснований, не ограничиваясь биологическими, из-за широкого спектра ингредиентов и условий.

Это не единственное доказательство внеземного происхождения материала. Учёные проанализировали восемь килограммов образцов льда из Антарктиды, в котором было найдено большинство исследованных метеоритов. Азотистые основания во льду встречались намного реже, чем в метеоритах. Что ещё более важно, ни один из аналогов не был обнаружен ни во льду, ни в образцах грунта, собранных возле места падения одного из метеоритов.