Вход / Регистрация
26.12.2024, 20:22
Франция и Турция вошли в политический клинч.
03.01.12 Турции пришлось отозвать своего дипломатического представителя из Франции после того, как нижняя палата последней приняла законопроект о криминализации отрицания геноцида армян.
Этот законопроект направлен на уголовную ответственность за отрицание «геноцида» армян, который, соответственно, натолкнулся на жесткую реакцию Турции, что нанесло существенный урон двусторонним отношениям.
Так на какие политические и дипломатические результаты рассчитывала Франция, проводя эту законодательную инициативу?
Как один из вариантов эксперты называют желание Франции перевести текущую напряженность в отношениях между двумя странами в тотальный кризис с тем, чтобы нанести удар по экономике Турции. Делается это из-за нежелания правительства Николя Саркози видеть Турцию в Европейском Союзе. Франция не желает, чтобы турки имели право голоса в учреждениях Союза, но в то же время не против совместного участия в военной и экономической сферах и вопросах безопасности на Балканах, Кавказе, Ближнем Востоке и Центральной Азии. Непонятно, конечно, зачем Турции совместные проекты с Европой без членства в ЕС.
Кроме того, Франция не может не понимать, что протестующая против нового закона Турция примет коммерческие меры против нее, например прекратит военные закупки и начнет оказывать давление на французские образовательные институции в Турции.
Кроме того, Турция вполне может помешать членству Франции в многосторонних организациях, таких как НАТО и Европейский Совет. И хотя Франция будет вести себя аналогично, есть все предпосылки считать, что в такой борьбе убытки Турции будут значительно больше, чем во Франции.
Хотя, если обратиться к вопросам геополитического характера, придется признать, что Турция допустила ряд некорректных ошибок в прошлом. Примером одной из них могут служить слова Гокхана Басика, доцента кафедры международных отношений из стамбульского университета Фатих: «Для турок армянский вопрос является чем-то вроде «палестинского дела» для арабов. Поэтому, за незначительными исключениями, турецкий способ обращения к армянскому вопросу является очень мелодраматическим». Йылмаз Ихсан, профессор политических наук университета Фатих, считает, что реакция Турции на законопроект о геноциде является преувеличенной. По его мнению, «турецкие СМИ и оппозиция пытаются извлечь выгоду из этого процесса. Наконец, законопроект — это не окончательный вердикт по научной проблеме, и каждый может видеть, Франция работает не на моральное превосходство, а для беззастенчивой внутренней и международной выгоды. Почему в таком случае следует серьезно относиться к Саркозиленду?
Возможно, правительство Турции считает, что сотрудничество с Францией можно заменить соглашениями с рядом других стран: в самом деле, на карте Евразии найдется немало стран, которые будут рады перемене во французско-турецких отношениях.
Конечно, турецкое правительство должно было отреагировать на законодательные инициативы Франции. Но некоторые решения, по мнению экспертов, все же были довольно несдержанными. Турция должна разработать более сложные долгосрочные стратегии, вместо того чтобы в срочном порядке начать «распространение информации о французских зверствах». Ведь, пытаясь защищаться, Турция обвиняет Францию в геноциде алжирцев. Следующим действием Франции вполне может стать обвинение Турции в геноциде курдов. Ведь геноцид — это не что иное, как убийство людей исключительно по их национальной принадлежности. Даже официальная турецкая версия принимает тот факт, что несколько сотен тысяч армян были убиты или умерли из-за ужасных условий во время насильственной депортации. Какой бы ни была причина решения о депортации этих людей, но в конечном итоге главной обязанностью государства является защита невинных граждан, против которых не было вынесено ни одного приговора суда.
Собственно, непонятно, почему турки и другие мусульмане, когда речь заходит о зверствах (прошлых и современных), всегда все отрицают и пытаются искажать историю? Сегодня президент Турции Реджеп Эрдоган стал среди мусульман едва не национальным героем. И принесет ли это ему в ближайшее время еще и экономические дивиденды? Между тем он медленно, но неуклонно превращает Турцию из светской в исламистскую державу.
Сейчас в Западной Европе строят тысячи мечетей, исламисты навязывают европейцам Рождество без алкоголя, в Австрии осуждают женщину, которая якобы насмехалась над исламом, а в Швейцарии лоббируют изменение флага, потому что крест на нем якобы является оскорбительным для мусульман. Все это вполне укладывается в концепцию ненависти к Западу, которую своими действиями расширяет Реджеп Эрдоган. И если все это — европейский выбор, то очень трудно понять, на чем он основан.
Интересно по этому вопросу мнение Берил Дедеоглу, профессора международных отношений из Галатасарайського университета. Она, в частности, отмечает, что «это не наше дело поучать Францию, поскольку это — страна, в которой достаточно мыслителей, политиков и ученых. Кроме того, мы находимся в стране, не имеющей блестящих достижений в правах и свободах человека, что делает особенно трудным для нас быть убедительными, критикуя такие страны, как Франция. Это не приемлемо, если мы хотим смело рассматривать каждый этап нашей собственной истории».
В любом случае, чтобы решить проблему, Турция должна сесть за круглый стол с Арменией. Тем более что «геноцид» не является прибыльной темой для Армении. Обе стороны только выиграли бы, если бы удалось продвинуться в вопросе армянского геноцида. Для Армении это означало бы ослабление экономической изоляции, возможность ее выхода к морю и привлечение новых торговых партнеров. Одновременно Турция лишилась бы раздражающего фактора в отношениях с США и в переговорах с ЕС.
www
Этот законопроект направлен на уголовную ответственность за отрицание «геноцида» армян, который, соответственно, натолкнулся на жесткую реакцию Турции, что нанесло существенный урон двусторонним отношениям.
Так на какие политические и дипломатические результаты рассчитывала Франция, проводя эту законодательную инициативу?
Как один из вариантов эксперты называют желание Франции перевести текущую напряженность в отношениях между двумя странами в тотальный кризис с тем, чтобы нанести удар по экономике Турции. Делается это из-за нежелания правительства Николя Саркози видеть Турцию в Европейском Союзе. Франция не желает, чтобы турки имели право голоса в учреждениях Союза, но в то же время не против совместного участия в военной и экономической сферах и вопросах безопасности на Балканах, Кавказе, Ближнем Востоке и Центральной Азии. Непонятно, конечно, зачем Турции совместные проекты с Европой без членства в ЕС.
Кроме того, Франция не может не понимать, что протестующая против нового закона Турция примет коммерческие меры против нее, например прекратит военные закупки и начнет оказывать давление на французские образовательные институции в Турции.
Кроме того, Турция вполне может помешать членству Франции в многосторонних организациях, таких как НАТО и Европейский Совет. И хотя Франция будет вести себя аналогично, есть все предпосылки считать, что в такой борьбе убытки Турции будут значительно больше, чем во Франции.
Хотя, если обратиться к вопросам геополитического характера, придется признать, что Турция допустила ряд некорректных ошибок в прошлом. Примером одной из них могут служить слова Гокхана Басика, доцента кафедры международных отношений из стамбульского университета Фатих: «Для турок армянский вопрос является чем-то вроде «палестинского дела» для арабов. Поэтому, за незначительными исключениями, турецкий способ обращения к армянскому вопросу является очень мелодраматическим». Йылмаз Ихсан, профессор политических наук университета Фатих, считает, что реакция Турции на законопроект о геноциде является преувеличенной. По его мнению, «турецкие СМИ и оппозиция пытаются извлечь выгоду из этого процесса. Наконец, законопроект — это не окончательный вердикт по научной проблеме, и каждый может видеть, Франция работает не на моральное превосходство, а для беззастенчивой внутренней и международной выгоды. Почему в таком случае следует серьезно относиться к Саркозиленду?
Возможно, правительство Турции считает, что сотрудничество с Францией можно заменить соглашениями с рядом других стран: в самом деле, на карте Евразии найдется немало стран, которые будут рады перемене во французско-турецких отношениях.
Конечно, турецкое правительство должно было отреагировать на законодательные инициативы Франции. Но некоторые решения, по мнению экспертов, все же были довольно несдержанными. Турция должна разработать более сложные долгосрочные стратегии, вместо того чтобы в срочном порядке начать «распространение информации о французских зверствах». Ведь, пытаясь защищаться, Турция обвиняет Францию в геноциде алжирцев. Следующим действием Франции вполне может стать обвинение Турции в геноциде курдов. Ведь геноцид — это не что иное, как убийство людей исключительно по их национальной принадлежности. Даже официальная турецкая версия принимает тот факт, что несколько сотен тысяч армян были убиты или умерли из-за ужасных условий во время насильственной депортации. Какой бы ни была причина решения о депортации этих людей, но в конечном итоге главной обязанностью государства является защита невинных граждан, против которых не было вынесено ни одного приговора суда.
Собственно, непонятно, почему турки и другие мусульмане, когда речь заходит о зверствах (прошлых и современных), всегда все отрицают и пытаются искажать историю? Сегодня президент Турции Реджеп Эрдоган стал среди мусульман едва не национальным героем. И принесет ли это ему в ближайшее время еще и экономические дивиденды? Между тем он медленно, но неуклонно превращает Турцию из светской в исламистскую державу.
Сейчас в Западной Европе строят тысячи мечетей, исламисты навязывают европейцам Рождество без алкоголя, в Австрии осуждают женщину, которая якобы насмехалась над исламом, а в Швейцарии лоббируют изменение флага, потому что крест на нем якобы является оскорбительным для мусульман. Все это вполне укладывается в концепцию ненависти к Западу, которую своими действиями расширяет Реджеп Эрдоган. И если все это — европейский выбор, то очень трудно понять, на чем он основан.
Интересно по этому вопросу мнение Берил Дедеоглу, профессора международных отношений из Галатасарайського университета. Она, в частности, отмечает, что «это не наше дело поучать Францию, поскольку это — страна, в которой достаточно мыслителей, политиков и ученых. Кроме того, мы находимся в стране, не имеющей блестящих достижений в правах и свободах человека, что делает особенно трудным для нас быть убедительными, критикуя такие страны, как Франция. Это не приемлемо, если мы хотим смело рассматривать каждый этап нашей собственной истории».
В любом случае, чтобы решить проблему, Турция должна сесть за круглый стол с Арменией. Тем более что «геноцид» не является прибыльной темой для Армении. Обе стороны только выиграли бы, если бы удалось продвинуться в вопросе армянского геноцида. Для Армении это означало бы ослабление экономической изоляции, возможность ее выхода к морю и привлечение новых торговых партнеров. Одновременно Турция лишилась бы раздражающего фактора в отношениях с США и в переговорах с ЕС.
www