Важнейшее свидетельство об эпохе правления Нармера, объединившего
Египет, изучается только сейчас, хотя обнаружили его более ста лет
назад.
Продолжается изучение древнейших изображений фараона, высеченных на камнях близ берега Нила в Верхнем Египте.
Резьбу впервые обнаружили в 1890-х годах, но её систематическое исследование началось только в 2008-м. Рисунки интерпретируются как торжественная процессия во главе с царём, на голове которого красуется хеджет — корона правителей Верхнего Египта.

| Присмотритесь:
на палубе верхнего корабля стоит человек в короне. (Здесь и ниже фото
Stan Hendrickx, John Coleman Darnell, Maria Carmela Gatto.) |
Изображения
датируются 3200–3100 годами до н. э., пишут эксперты в журнале
Antiquity. «Это конец преистории и начало истории», — поясняет руководитель группы
Мария Гатто из Йельского университета (США).
Первым, кто зарисовал изображения на скалах у деревни Наг-эль-Хамдулаб, был великий британец
Арчибальд Сейс. Но об открытии так и не было объявлено, и опубликованной оказалась лишь часть рисунков. В 1960-х египетский археолог
Лабиб Хабачи
сфотографировал резьбу. Эти фотографии всплыли только в 2008 году,
когда группа г-жи Гатто приступала к поискам этого места, опасаясь, что
изображения уже погибли. Действительно, за полвека некоторые из них
подверглись осквернению, но в целом всё в относительном порядке.
По естественному амфитеатру скал разбросано семь сцен. Многие из них
изображают лодки в сопровождении пленников. Один из самых крупных
рисунков живописует пять судов, и на одном замечены фараон, человек с
опахалом и два знаменосца. Знаки сокола и быка на лодке говорят о
царском статусе её пассажира, который подчёркивается и четырьмя мужскими
фигурами с верёвками, с помощью которых они, скорее всего, тянут
корабль вверх по Нилу.
Судя по иероглифам, перед зрителем «следующие по воде» — скорее всего,
за богом Гором, воплощением которого выступал царь. Во время
периодической прогулки через весь Египет фараон укреплял свою власть и
собирал налоги. Получается, это самые древние изображения не только
фараона, но и налоговой кампании.
В других местах вырезаны сцены, на которых люди и собаки пасут скот, а
также группа животных, два из которых напоминают фантастических
полульвов. Есть там и вполне обычные страусы, горный козёл и бык. Ещё
одно изображение демонстрирует варку и дегустацию пива, отсылая,
возможно, к какому-то празднику.
Стиль
резьбы и иероглифов, а также само место позволяют датировать рисунки 3200–3100 годами до н. э., то есть правлением
Нармера
— первого фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет. Судя по
символам власти, картины относятся к тому периоду его царствования,
когда он ещё не выступил в роли удачливого завоевателя. Авторы
предполагают, что Нармер первым делом урегулировал ситуацию на юге, а уж
потом двинулся на север.
Теперь перед исследователями стоит задача защитить этот важнейший,
уникальный памятник и от воздействия окружающей среды, и от последствий
политических потрясений в стране.

| Недавно сцена номер семь была испорчена, но многое ещё видно. |
| У
кого-то чесались руки уничтожить изображения животных. Но двух
непонятных (вероятно, мифологических) зверей справа вандалы не тронули. |
| Здесь
уже почти ничего не видно (спасибо современным дикарям), однако глаз
археологов уловил пленников и лучников, сопровождающих лодки. |
| Две фигуры справа интерпретируются как пленники. |
| Собака взобралась на быка. Справа виднеется фигурка пастуха. |
Подготовлено по материалам
LiveScience.