Вход / Регистрация
04.11.2024, 21:16
На краю истории: первые изображения египетского фараона
Важнейшее свидетельство об эпохе правления Нармера, объединившего
Египет, изучается только сейчас, хотя обнаружили его более ста лет
назад.
Изображения датируются 3200–3100 годами до н. э., пишут эксперты в журнале Antiquity. «Это конец преистории и начало истории», — поясняет руководитель группы Мария Гатто из Йельского университета (США).
Первым, кто зарисовал изображения на скалах у деревни Наг-эль-Хамдулаб, был великий британец Арчибальд Сейс. Но об открытии так и не было объявлено, и опубликованной оказалась лишь часть рисунков. В 1960-х египетский археолог Лабиб Хабачи сфотографировал резьбу. Эти фотографии всплыли только в 2008 году, когда группа г-жи Гатто приступала к поискам этого места, опасаясь, что изображения уже погибли. Действительно, за полвека некоторые из них подверглись осквернению, но в целом всё в относительном порядке.
По естественному амфитеатру скал разбросано семь сцен. Многие из них изображают лодки в сопровождении пленников. Один из самых крупных рисунков живописует пять судов, и на одном замечены фараон, человек с опахалом и два знаменосца. Знаки сокола и быка на лодке говорят о царском статусе её пассажира, который подчёркивается и четырьмя мужскими фигурами с верёвками, с помощью которых они, скорее всего, тянут корабль вверх по Нилу.
Судя по иероглифам, перед зрителем «следующие по воде» — скорее всего, за богом Гором, воплощением которого выступал царь. Во время периодической прогулки через весь Египет фараон укреплял свою власть и собирал налоги. Получается, это самые древние изображения не только фараона, но и налоговой кампании.
В других местах вырезаны сцены, на которых люди и собаки пасут скот, а также группа животных, два из которых напоминают фантастических полульвов. Есть там и вполне обычные страусы, горный козёл и бык. Ещё одно изображение демонстрирует варку и дегустацию пива, отсылая, возможно, к какому-то празднику.
Стиль резьбы и иероглифов, а также само место позволяют датировать рисунки 3200–3100 годами до н. э., то есть правлением Нармера — первого фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет. Судя по символам власти, картины относятся к тому периоду его царствования, когда он ещё не выступил в роли удачливого завоевателя. Авторы предполагают, что Нармер первым делом урегулировал ситуацию на юге, а уж потом двинулся на север.
Теперь перед исследователями стоит задача защитить этот важнейший, уникальный памятник и от воздействия окружающей среды, и от последствий политических потрясений в стране.
Подготовлено по материалам LiveScience.
Продолжается изучение древнейших изображений фараона, высеченных на камнях близ берега Нила в Верхнем Египте.
Резьбу впервые обнаружили в 1890-х годах, но её систематическое исследование началось только в 2008-м. Рисунки интерпретируются как торжественная процессия во главе с царём, на голове которого красуется хеджет — корона правителей Верхнего Египта.
Присмотритесь: на палубе верхнего корабля стоит человек в короне. (Здесь и ниже фото Stan Hendrickx, John Coleman Darnell, Maria Carmela Gatto.) |
Изображения датируются 3200–3100 годами до н. э., пишут эксперты в журнале Antiquity. «Это конец преистории и начало истории», — поясняет руководитель группы Мария Гатто из Йельского университета (США).
Первым, кто зарисовал изображения на скалах у деревни Наг-эль-Хамдулаб, был великий британец Арчибальд Сейс. Но об открытии так и не было объявлено, и опубликованной оказалась лишь часть рисунков. В 1960-х египетский археолог Лабиб Хабачи сфотографировал резьбу. Эти фотографии всплыли только в 2008 году, когда группа г-жи Гатто приступала к поискам этого места, опасаясь, что изображения уже погибли. Действительно, за полвека некоторые из них подверглись осквернению, но в целом всё в относительном порядке.
По естественному амфитеатру скал разбросано семь сцен. Многие из них изображают лодки в сопровождении пленников. Один из самых крупных рисунков живописует пять судов, и на одном замечены фараон, человек с опахалом и два знаменосца. Знаки сокола и быка на лодке говорят о царском статусе её пассажира, который подчёркивается и четырьмя мужскими фигурами с верёвками, с помощью которых они, скорее всего, тянут корабль вверх по Нилу.
Судя по иероглифам, перед зрителем «следующие по воде» — скорее всего, за богом Гором, воплощением которого выступал царь. Во время периодической прогулки через весь Египет фараон укреплял свою власть и собирал налоги. Получается, это самые древние изображения не только фараона, но и налоговой кампании.
В других местах вырезаны сцены, на которых люди и собаки пасут скот, а также группа животных, два из которых напоминают фантастических полульвов. Есть там и вполне обычные страусы, горный козёл и бык. Ещё одно изображение демонстрирует варку и дегустацию пива, отсылая, возможно, к какому-то празднику.
Стиль резьбы и иероглифов, а также само место позволяют датировать рисунки 3200–3100 годами до н. э., то есть правлением Нармера — первого фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет. Судя по символам власти, картины относятся к тому периоду его царствования, когда он ещё не выступил в роли удачливого завоевателя. Авторы предполагают, что Нармер первым делом урегулировал ситуацию на юге, а уж потом двинулся на север.
Теперь перед исследователями стоит задача защитить этот важнейший, уникальный памятник и от воздействия окружающей среды, и от последствий политических потрясений в стране.
Недавно сцена номер семь была испорчена, но многое ещё видно. |
У кого-то чесались руки уничтожить изображения животных. Но двух непонятных (вероятно, мифологических) зверей справа вандалы не тронули. |
Здесь уже почти ничего не видно (спасибо современным дикарям), однако глаз археологов уловил пленников и лучников, сопровождающих лодки. |
Две фигуры справа интерпретируются как пленники. |
Пастухи и скот. |
Собака взобралась на быка. Справа виднеется фигурка пастуха. |
Подготовлено по материалам LiveScience.
 
Источник: http://science.compulenta.ru