Учёные требуют закрыть кафедру теологии в МИФИ
В Интернете начался сбор подписей за закрытие в МИФИ кафедры теологии и прекращение финансирования религиозной деятельности из средств образовательных учреждений. За эту инициативу проголосовали более 1 тыс. человек.
Ранее аналогичное обращение, размещенное в научной газете "Троицкий вариант", подписал 91 академик и член-корреспондент РАН.
"Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст.14) и со здравым смыслом", - отмечается в документе.
Авторы письма подчеркивают, что в других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах или являются данью традиции, "поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа". Появление такой структуры в современном политехническом вузе нелепо и противоречит мировой практике.
"Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии. Ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы", - считают ученые. Необходимые гуманитарные знания, по их мнению, студенты успешно получают в рамках курсов философии и социологии.
Ученые отмечают, что открытие кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ" - знаковое событие, отражающее общую тенденцию клерикализации общества.
О клерикализации МИФИ стали говорить в связи с именем ректора Михаила Стриханова. Среди его инициатив было открытие в вузе храма, где проходят молебны на начало сессии, замена памятника-символа МИФИ "Путник" поклонным крестом и встречи студентов со священнослужителями.
В октябре 2012г. с целью "сотрудничества православного богословия и современной науки" в МИФИ была открыта кафедра теологии. Руководит ею глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион. Священник заявил, что физикам-ядерщикам, как и всем образованным людям, необходимо иметь представление "о религиозной традиции, христианской мысли и культуре".
Между тем из-за новых веяний вуз покидают ученые. Физик Антон Буслов в своем блоге подробно рассказал, об уходе из МИФИ "в знак протеста против процесса открытия в структуре НИЯУ "МИФИ" религиозных подразделений". Он считает, что его родной вуз "пал жертвой политики".
А.Буслов подготовил заявление в прокуратуру с просьбой выяснить, "на какие средства установлен религиозный символ, в какой мере законно то, что его устанавливал университет силами своих сотрудников в рабочее время, насколько законно отменять занятия и принуждать студентов идти на встречу с патриархом, выделять помещения государственного вуза под создание храма".
После этого ректор потребовал увольнения сотрудников, подписавших этот документ, а поддержавшим антиклерикальные инициативы студентам угрожали "веселой сессией".
"Науке и религии трудно жить под одной крышей, если их туда поместил не естественный исторический процесс, а желание ректора заработать политические очки", - резюмировал уволившийся физик.
"Не тратьте свою молодость на
неинтересные вещи. Не превращайте процесс обучения в формальность. Не
поступайте в МИФИ - такого вуза в стране больше нет", - обратился к
абитуриентам А.Буслов.
Комментарии 101
1 2 3 4 »
0
malipas
10.06.2013 20:28
[Материал]
...Митрополит Иларион, который возглавит процесс приобщения будущих физиков-бунтарей к Богу, напомнил, что в советские годы теологический компонент был изъят из системы светского образования. С его точки зрения, это серьезное упущение. «Именно благодаря отсутствию этого компонента в СССР и появились Нобелевские лауреаты по физике», - парируют оппоненты.
«Зачастую даже блестяще эрудированные люди проявляют поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии, и с этим пора покончить», - заявляет митрополит. « А заодно и покончить с наукой, не вписывающейся в религиозные постулаты», - заключают противники. Необходимо отметить, что изучение теологических дисциплин в МИФИ предполагается на добровольной основе. «Это только пока», - отвечают студенты в блогосфере. – «Сначала был крест, потом храм, теперь кафедра, а затем учебный процесс нам заменят на крестные ходы и всенощные бдения». Что ждет «МИФИческих студентов»? «Скоро студенты будут сдавать богословие, а зачет не поставят, если не отречешься от бозона Хиггса и квантовой механики!» - с горечью пишет один из выпускников университета на форуме МИФИ. «Ещё год-два - и мне стыдно будет сказать в приличном обществе о том, что я закончил МИФИ!!!» - признается его коллега. «Предлагаю также открыть кафедры толкинизма, уринотерапии и ворожбы» - выдвигает инициативу еще один радикальный физик. «Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем несравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая», - цитирует будущее светило науки героя писателей-фантастов братьев Стругацких. Самые смелые и вовсе задаются вопросом: а чем, собственно, кафедра теологии в физическом университете отличается от песен и плясок в храме Христа Спасителя?... ...- Я много раз читал лекции в МИФИ, - рассказал АиФ.ru священник отец Андрей Кураев, - аудитория там думающая, колючая, не допускающая никакой пропаганды, но готовая взглянуть на мир под другим углом. И я думаю, что курс христианской философии молодым физикам не повредит. Что касается кафедры вообще то, как я понимаю, она будет выполнять задачу образовательную, а не заниматься подготовкой физиков-священников. Главное, чтобы был сохранен принцип добровольности в получении таких знаний. В противовес мнению священника, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Борис Штерн считает инициативу МИФИ «скатыванием в Средневековье». «Это позорное решение, от которого волосы встают дыбом. Теология основана на вере, наука — на исследовании. Религия противоречит научному подходу и никак его не дополняет», - отметил ученый.... http://www.aif.ru/society/article/56201 |
0
PudRa
10.06.2013 18:48
[Материал]
В данной ситуации я на стороне ученых. Тоже подписала бы письмо об удалении такой кафедры. Дело , впрочем, не в кафедре. А в том, что церковь стала очень ретиво прибирать все в свои руки. теоретически Культура состоит из трех составляющих: науки, религии и искусства. То есть , имеем научное миропонимание, религиозное миропонимание и очень субъективное отражение реальности через искусство. Среди этих трех должен быть паритет без перекосов. В 20 веке был перекос в сторону науки. Сейчас маятник качнулся назад. Но... Церковь и религиозное миропонимание - не одно и то же.
РПЦ сейчас - это аппарат управления людьми, формирование с детства рабской покорности правящему классу. Ключевое слово здесь - рабской. И это не имеет ничего общего с духовностью. Нельзя РПЦ допускать в школы и садики тем более, а также в вузы. Чтобы понять место религии в нашей жизни хватит и философии. |
0
allbud
10.06.2013 19:52
[Материал]
философии чего?
Полина, Вы меня извините, но Вы даже не знаете сути тех слов которыми оперируете. потому как философия наука изучающая принципы организации Мира вообще. Поэтому есть философия материализма (во времена СССР в ВУЗах учили философию Марксизма-Ленинизма), есть философия экономических моделей развития общества, философия социальных взаимотношений... есть и философия религии (религиозная философия), которая в рамках теологии не изучается... ну если учат теологию. Есть - и для МИФИ (а МИФИ не только ВУЗ, а и научно-исследовательский центр с мощной исследовательской базой включая ускоритель элементных частиц) это особо важно - философия мироздания. при регистрации какого-то неизвестного явления методами инструментальной науке при эксперименте необходимо правильно оценить - что это - и выстроить теорию... а иначе это будет просто циферки в протоколе испытаний. теология - же систематизирует религиозные писания... В том числе на данном сайте часто происходят отсылки к легендам, пророчествам и прочим древним текстам. Люди писавшие эти тексты описывают в них некие события - для того что бы дать научное (материалистическое) описание описанным в этих текстах мифических событий необходимо знать религиозную философию того времени - миропредставление. а без систематизации такого рода текстов - без теологии это сложно сделать... |
0
lita
11.06.2013 00:22
[Материал]
Извините, что вмешалась в разговор.Вы, 75 allbud, пишите, что в философии есть направления, в том числе и философия религии. Теология же стоит обособленно, надо полагать потому, что она основана на божественных откровениях, ниспосланных через избранных людей.
Для ума современного человека этот довод не выглядит убедительным как предмет для дальнейшего изучения. Как ни украшай смысловую суть теологии, она сформирована субъективным восприятием действительности, поэтому не может стать концептуальным явлением, которое характерно для любой другой науки. А если уж совсем лично, мне, чтобы понять что-то из теологии, не запомнить- понять!-приходится искать базовые соответствия в эл.магнетизме,в топологии,в биологии,в теории эволюции, в астрофизике и т.д. Истина отражается во всём, поэтому если нет отражений, то это навязчивый плод чьего-то воображения, попросту подсовываемый "червяк". Получается двойная работа-тогда зачем пялиться на палец, указывающий на Луну, если можно сразу посмотреть на небо и увидеть Луну? Я противник вмешательства в чувственную основу человека любых шизоидных теорий. |
0
allbud
11.06.2013 01:06
[Материал]
Марина, Вы ведь сейчас не о теологии говорите. Не о понимании теологии, а понимании святых писаний. А теология и есть наука о святых писаниях. И причем абсолютно светская наука. Да часто кафедры теологии возглавляют либо священники, либо миряне с церковными титулами. Но это только лишь по причине того, что часто теологи лучше знают предмет религиозных воззрений на мироздание чем священники и церковь это признает...
И это не шизоидная теория. Теология как наука вообще самостоятельно не выдвигает ни каких теорий, а лишь изучает религиозное мировоззрение и философию богословия. |
0
lita
11.06.2013 01:59
[Материал]
ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. theologia, от theos — бог и logos — слово, учение), — совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога в формах умозрения, основанная на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах.
Я,извините за настойчивость, не могу понять как наука может опираться на "принимаемые за сакральные" тексты. Принимаемые людьми, которые думают, что эти тексты сакральные.Без видимых на то причин. Наука, как таковая, вообще против статической Вселенной, её теории носят временный характер, это характерно для неё, это залог развития, поскольку демонстрирует жизненность. Привносятся новые эксперименты, иногда теория опровергается, что тоже является достижением науки-никто не протаскивает догмы сквозь столетия, не говоря уже о тысячелетиях.Конечной целью науки является создание единой теории, которая охватывала бы все уровни Вселенной. В теологии же наоборот: Бог есть априори, а всё остальное следует подогнать под это утверждение. Это не наука, это вера, и это образное представление за пределами знаний. Есть переживаемый опыт, но его нельзя обосновать, поскольку он за пределами эксперимента. |