/ Новости сайта / Космос / Обнаружена чёрная дыра промежуточных масс
07.11.2013

Обнаружена чёрная дыра промежуточных масс

Впервые астрономы уверенно говорят о подобной находке, причём есть подозрения, что они наткнулись на следы сразу нескольких таких тел. Ну а главное в том, что ЧД средних масс может быть очень, очень много.

Международная научная группа, возглавляемая Питером Джонкером (Peter Jonker) из Голландской организации космических исследований, заявила, что зарегистрировала редчайшее событие — разрушение звезды, находящейся у чёрной дыры (ЧД) промежуточных масс. Такая ЧД — чрезвычайно трудный для обнаружения объект, который должен заполнять пропасть между ЧД звёздных масс и их сверхмассивными родственниками, весящими до 20 млрд солнц.

Хотя сценарий обнаружения ЧД средних масс при «отъёме» ими вещества у звёзд-соседей уже рассматривался теоретиками и в случае Hyper-Luminous X-ray Source 1 привёл к предположению о наличии там такого объекта, новые наблюдения пока являются самой основательной заявкой на обнаружение ЧД-середнячка. (Иллюстрация NASA.)

Астрономы, использовавшие космический рентгеновский телескоп «Чандра», принадлежащий НАСА, выявили странную активность в рентгеновском диапазоне в близлежащей галактике М86. Это эллиптическое образование, которое располагается в полусотне миллионов световых лет от нас в созвездии Девы, наполнено в основном небольшими звёздами (меньше Солнца), одна из которых может быть жертвой ЧД промежуточных масс. Сигналы показали присутствие двух слабых импульсов рентгеновского излучения, которые разделяли 4 000 с. Однако следующий импульс, ещё через 4 000 с, был в 100 раз мощнее предшественника, вслед за чем его интенсивность постепенно упала до прежних величин.

Именно так теоретики описывали и описывают характерный признак разрыва на куски белого карлика близлежащей чёрной дырой средней массы.

Дело в том, что упомянутые 4 000 с укладываются в диапазон, который требуется для вещества белого карлика, вырванного из него ЧД, чтобы сделать один оборот вокруг дыры, если её масса будет равна примерно 10 тысячам солнечных. Это где-то в тысячу раз больше «веса» ЧД звёздных масс и в 100 тысяч раз меньше сверхмассивной ЧД, так что можно с уверенностью сказать, что столь долго разыскивавшийся «средний брат» этого семейства наконец-то найден, хотя и по косвенным признакам (как и его старшие родственники).

Это значительное достижение, поскольку отыскать нечто подобное очень сложно: чёрная дыра средней массы поглощает не так бурно, как сверхмассивные ЧД, ведь аккреционный диск невелик, не всегда содержит много вещества, а потому его трудно обнаружить по характерному свечению в рентгеновском диапазоне. Однако объекту в М 86 повезло: он принялся «обедать» белым карликом, а начальная плотность его вещества достигает 2 млн т/см³, так что поглощение (с неизбежным раздёргиванием на части) сопровождается довольно эффектным разогревом аккреционного диска и рентгеновским излучением, с головой «выдавшим» его исследователям:

«Это, возможно, лишь верхушка айсберга, поскольку мы обнаружили ещё несколько рентгеновских вспышек столь же необычного типа, — рассказывает Питер Джонкер. — Поскольку для обычной ЧД средних масс шансы поймать и разорвать на части звезду не очень высоки, то, что мы всё же нашли такие сигналы, намекает на множественность ЧД промежуточных масс».

Механизм обнаружения таких ЧД основывается на том, что вращение компактного скопления вещества вокруг ЧД напрямую связано с её массой и размером горизонта событий, узнав которые можно надёжно отнести дыру к той или иной «весовой категории». (Иллюстрация Stephan Rosswog.)

Открытие важно ещё и потому, что отсутствие «среднего звена» между малыми и большими ЧД повергало в недоумение исследователей ранней Вселенной, которые задавались резонным вопросом: из чего же выросли СМЧД, если между ними и их меньшими братьями столь колоссальный разрыв по массе? Если ЧД-середнячков действительно много, то этот вопрос можно считать снятым с повестки дня.

Отчёт об исследовании принят к публикации в Astrophysical Journal, а его препринт доступен здесь.

Подготовлено по материалам Техасского технологического университета.

Sly 07.11.2013 23:01 [Материал]
Обычный космический пылесос. Система от служила своё, теперь прибираются.