Вход / Регистрация
15.11.2024, 18:18
Загадочный артефакт: в Нюрбинском улусе ищут «чертову юрту»
На севере Нюрбинского района видели удивительный артефакт. Говорят, что
на горе на правом берегу среднего течения речки Накыыт (притока речки
Хайыныйа) стоит каменная ураса (юрта). Она полая внутри, имеет оконный
проем и проем в виде двери. Внутри урасы находится каменная мебель:
стол, стул, нарты, печь, составленная из двух стоящих вертикально
камней.
В юрте имеются и предметы кухонной утвари: на столе стоит камень, похожий на миску, внутри печки на очаге - камень, напоминающий чайник, к двери прислонен каменный топор. Об этом странном сооружении местным жителям было известно еще в начале прошлого века, из уст в уста передавали они друг другу рассказы об «абааhы балагана» (в переводе с якутского «чертова юрта»), но первые официальные упоминания о ней были в 1989 году в материалах фольклориста Георгия Федорова. Мы же узнали об этом из письма старшего научного сотрудника Музея дружбы народов в Нюрбе Виктора Борисова.
СВИДЕТЕЛИ
Есть и свидетели этого уникального места. Местный охотник Василий Кириллин еще в детстве со своим отцом бывал на месте. Но поскольку он уже умер, мы приводим его слова, записанные фольклористом Георгием Федоровым:
«В месяц сэлии (ноябрь) снег был неглубок. Юрта каменная стояла прямо передо мной. Перед юртой было ровное место, вроде двора. Посреди этого места росла большая лиственница. В лиственнице было дупло. Отец, вздохнув, прошептал:
- Это сэргэ (сэргэ – коновязь) юрты, рассказывают, что из дупла выходит ярко-красная белка и играет, это иччи (иччи - дух) этой юрты.
Вошли в юрту и увидели удивительное: два камня поставили торчком и будто смастерили вроде печки, там имелось что-то вроде очага, на нем стоял камень, похожий на чайник. Справа было маленькое окно и каменный лежак одноместный. Спереди стоял небольшой камень, похожий на стол, сбоку этого камень, похожий на олох мас (олох мас – якутское сиденье, похожее на табурет). На столе - камень, похожий на миску. Перед печкой лежал камень, похожий на топор».
По свидетельствам охотника, на столе и на очаге было много тряпок (салама), пучков конских волос. По всей видимости, это были дары других охотников или местных жителей.
Еще один охотник, по прозвищу Акана Уйбаан (Иванов Иван), рассказывал, что видел ту юрту осенью 1947 года, когда охотился на белок.
В настоящее время о существовании юрты знают только по рассказам.
Афанасий НИКИФОРОВ, глава села Хорула Нюрбинского улуса:
— Старики рассказывают, что в 40-е годы прошлого века в нашем селе жил охотник по прозвищу Быллык. Так вот его сын, охотившись, однажды набрел на это место, оно находится примерно в 300 километрах от Хорулы. Говорил, это была не то пещера, не то ураса. И там действительно была мебель каменная и утварь. Потом он договорился еще раз прийти туда с отцом, но они так и не смогли этого сделать.
КТО ЕЕ ПОСТРОИЛ?
О происхождении чертовой юрты до сих пор точно ничего неизвестно. Ученые-археологи, к которым мы обратились за разъяснениями, только разводят руками: «О бронзовых котлах — олгуйдахах мы слышали, а вот о каменных юртах – ничего». Местные жители, довольно суеверные люди, поговаривали, что, возможно, это жилище духа тайги, покровителя охоты Байаная. Отсюда и жертвоприношения.
Виктор БОРИСОВ, старший научный сотрудник Музея дружбы народов г. Нюрбы:
— Научный подход не может объяснить происхождение этой юрты. Это не может быть жилище человека доисторического периода (каменный, бронзовый, ранний железный века), так как люди того времени каменные дома не строили, жили в пещерах, землянках, возможно, в палатках из шкур животных. Юкагиры, ламуты, тунгусы, как мы знаем, жили и живут до сих пор в шатрах из оленьей кожи. Народ саха (якуты) жил в деревянных домах или берестяных юртах. Версия, что это дом так называемого чучуна, или, по западной версии, йети, неправдоподобна. Также есть мнение, что это жилье уклонистов от призыва в армию во время Великой Отечественной войны в 40-х годах. Это маловероятно, так как уклонисты (дезертиры), коих в 40-е годы в тайге Нюрбинского района и правда было немало, жили, по рассказам очевидцев, в землянках. И современный человек сам физически не может построить такой объект, смастерить каменные изделия. Может быть, этот каменный дом остался от неведомых древних цивилизаций или, может быть, это чудо природы, тогда это будет удивительным открытием.
ГОТОВИТСЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Сегодня сотрудники нюрбинского музея ведут переговоры со спонсорами для того, чтобы следующим летом отправиться в экспедицию на поиски чертовой юрты.
Это не первая попытка разыскать удивительный артефакт. В конце 80-х годов основатель музея, профессор, доктор философских наук Ксенофонт Дмитриевич Уткин уже пытался организовать поход в те места для поисков странного объекта. У него даже была карта, нарисованная Аканы Уйбаном. Вместе с ним в экспедицию были готовы пойти деятель культуры Семен Егоров и научный сотрудник музея Николай Петров. Но, к большому сожалению, сделать это не получилось. К тому же на сегодняшний день карта затерялась в архивах профессора.
Тем не менее современные искатели не унывают и даже составили примерный план поисков. Вот что пишет в своем письме Борисов:
«Поиск на вертолете этой юрты из села Хорула составит не более трех часов. Из села Хорула Нюрбинского района надо лететь к речке Куоначчаан, оттуда до речки Накыыт недалеко. Нам остается совершить поисковую экспедицию по речке Накыыт в поисках этой юрты. На физической карте речки Накыыт не существует, есть речка Накыын. Может быть, это лингвистически искаженное от «Накыыт». Речка Накыын не впадает в реку Хайыныйа (Хаанньыйа), а впадает в реку Марха. В среднем течении речки Накыын есть вахтовый поселок Накын с фабрикой компании «АЛРОСА» по добыче алмазов. Вертолеты в поселок летают из Нюрбы регулярно. От поселка Накын по речке Накыын можно пойти пешком или на лодке по речке. Место там, как рассказывают, довольно оживленное, охотники там бывают, но все-таки экспедиция должна иметь спутниковый телефон, медикаменты, ружья и достаточный запас продовольствия».
Что ж, а мы, в свою очередь, будем следить за развитием событий и, вполне возможно, примем непосредственное участие в поисках удивительного места под названием «чертова юрта».
В юрте имеются и предметы кухонной утвари: на столе стоит камень, похожий на миску, внутри печки на очаге - камень, напоминающий чайник, к двери прислонен каменный топор. Об этом странном сооружении местным жителям было известно еще в начале прошлого века, из уст в уста передавали они друг другу рассказы об «абааhы балагана» (в переводе с якутского «чертова юрта»), но первые официальные упоминания о ней были в 1989 году в материалах фольклориста Георгия Федорова. Мы же узнали об этом из письма старшего научного сотрудника Музея дружбы народов в Нюрбе Виктора Борисова.
СВИДЕТЕЛИ
Есть и свидетели этого уникального места. Местный охотник Василий Кириллин еще в детстве со своим отцом бывал на месте. Но поскольку он уже умер, мы приводим его слова, записанные фольклористом Георгием Федоровым:
«В месяц сэлии (ноябрь) снег был неглубок. Юрта каменная стояла прямо передо мной. Перед юртой было ровное место, вроде двора. Посреди этого места росла большая лиственница. В лиственнице было дупло. Отец, вздохнув, прошептал:
- Это сэргэ (сэргэ – коновязь) юрты, рассказывают, что из дупла выходит ярко-красная белка и играет, это иччи (иччи - дух) этой юрты.
Вошли в юрту и увидели удивительное: два камня поставили торчком и будто смастерили вроде печки, там имелось что-то вроде очага, на нем стоял камень, похожий на чайник. Справа было маленькое окно и каменный лежак одноместный. Спереди стоял небольшой камень, похожий на стол, сбоку этого камень, похожий на олох мас (олох мас – якутское сиденье, похожее на табурет). На столе - камень, похожий на миску. Перед печкой лежал камень, похожий на топор».
По свидетельствам охотника, на столе и на очаге было много тряпок (салама), пучков конских волос. По всей видимости, это были дары других охотников или местных жителей.
Еще один охотник, по прозвищу Акана Уйбаан (Иванов Иван), рассказывал, что видел ту юрту осенью 1947 года, когда охотился на белок.
В настоящее время о существовании юрты знают только по рассказам.
Афанасий НИКИФОРОВ, глава села Хорула Нюрбинского улуса:
— Старики рассказывают, что в 40-е годы прошлого века в нашем селе жил охотник по прозвищу Быллык. Так вот его сын, охотившись, однажды набрел на это место, оно находится примерно в 300 километрах от Хорулы. Говорил, это была не то пещера, не то ураса. И там действительно была мебель каменная и утварь. Потом он договорился еще раз прийти туда с отцом, но они так и не смогли этого сделать.
КТО ЕЕ ПОСТРОИЛ?
О происхождении чертовой юрты до сих пор точно ничего неизвестно. Ученые-археологи, к которым мы обратились за разъяснениями, только разводят руками: «О бронзовых котлах — олгуйдахах мы слышали, а вот о каменных юртах – ничего». Местные жители, довольно суеверные люди, поговаривали, что, возможно, это жилище духа тайги, покровителя охоты Байаная. Отсюда и жертвоприношения.
Виктор БОРИСОВ, старший научный сотрудник Музея дружбы народов г. Нюрбы:
— Научный подход не может объяснить происхождение этой юрты. Это не может быть жилище человека доисторического периода (каменный, бронзовый, ранний железный века), так как люди того времени каменные дома не строили, жили в пещерах, землянках, возможно, в палатках из шкур животных. Юкагиры, ламуты, тунгусы, как мы знаем, жили и живут до сих пор в шатрах из оленьей кожи. Народ саха (якуты) жил в деревянных домах или берестяных юртах. Версия, что это дом так называемого чучуна, или, по западной версии, йети, неправдоподобна. Также есть мнение, что это жилье уклонистов от призыва в армию во время Великой Отечественной войны в 40-х годах. Это маловероятно, так как уклонисты (дезертиры), коих в 40-е годы в тайге Нюрбинского района и правда было немало, жили, по рассказам очевидцев, в землянках. И современный человек сам физически не может построить такой объект, смастерить каменные изделия. Может быть, этот каменный дом остался от неведомых древних цивилизаций или, может быть, это чудо природы, тогда это будет удивительным открытием.
ГОТОВИТСЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Сегодня сотрудники нюрбинского музея ведут переговоры со спонсорами для того, чтобы следующим летом отправиться в экспедицию на поиски чертовой юрты.
Это не первая попытка разыскать удивительный артефакт. В конце 80-х годов основатель музея, профессор, доктор философских наук Ксенофонт Дмитриевич Уткин уже пытался организовать поход в те места для поисков странного объекта. У него даже была карта, нарисованная Аканы Уйбаном. Вместе с ним в экспедицию были готовы пойти деятель культуры Семен Егоров и научный сотрудник музея Николай Петров. Но, к большому сожалению, сделать это не получилось. К тому же на сегодняшний день карта затерялась в архивах профессора.
Тем не менее современные искатели не унывают и даже составили примерный план поисков. Вот что пишет в своем письме Борисов:
«Поиск на вертолете этой юрты из села Хорула составит не более трех часов. Из села Хорула Нюрбинского района надо лететь к речке Куоначчаан, оттуда до речки Накыыт недалеко. Нам остается совершить поисковую экспедицию по речке Накыыт в поисках этой юрты. На физической карте речки Накыыт не существует, есть речка Накыын. Может быть, это лингвистически искаженное от «Накыыт». Речка Накыын не впадает в реку Хайыныйа (Хаанньыйа), а впадает в реку Марха. В среднем течении речки Накыын есть вахтовый поселок Накын с фабрикой компании «АЛРОСА» по добыче алмазов. Вертолеты в поселок летают из Нюрбы регулярно. От поселка Накын по речке Накыын можно пойти пешком или на лодке по речке. Место там, как рассказывают, довольно оживленное, охотники там бывают, но все-таки экспедиция должна иметь спутниковый телефон, медикаменты, ружья и достаточный запас продовольствия».
Что ж, а мы, в свою очередь, будем следить за развитием событий и, вполне возможно, примем непосредственное участие в поисках удивительного места под названием «чертова юрта».
 
Источник: http://uhhan.ru