Россиянам предложили игру со смертью
Однако у председателя Общества защиты прав потребителей в сфере связи и инфокоммуникаций Алексея Самохвалова подобная предоплата вызывает некоторые сомнения: "А где гарантии, что, например, через шесть или 16 лет бюро сохранится и выполнит свои обязательства? Кто защитит права потребителя, который скончался? На государственном уровне нет системы страхования таких сделок".
Тем временем похоронные конторы уверяют, что клиент может не беспокоиться: платежи предлагается заранее нотариально заверить, что исключит возможность дальнейшего "нецелевого" манипулирования с хранящимися деньгами. "Вы хотите быть уверены, что похороны пройдут в соответствии с Вашими требованиями? Посетите любой из наших офисов или позвоните по телефону ХХХ-ХХ-ХХ", – "гарантирует" реклама.
Предоплата собственных похорон в России набирает обороты. Уважающий себя гражданин считает своим долгом прикупить заранее место на кладбище, чтоб на солнце, и с мраморной загородкой, а не абы как. Затем гражданин заказывает памятник на свой вкус и цвет, на котором выбивают его портрет, имя и дату рождения, оставляя лишь место для даты смерти.
Те, кто еще не позаботился о своем "будущем", порой относится к таким вещам с мистическим испугом – ходят упорные слухи, что заказавшие себе памятник или похороны при жизни быстро умирают.
Неужели сегодня многие совсем лишились страха перед подобными приметами и суевериями? Стали меньше бояться смерти?
Психологи говорят, что как раз наоборот: "Человек, который повышенно тревожен, испытывает депрессию (а количество таких людей растет), чаще других думает о смерти. Когда он делает какие-то действия, связанные со смертью, этот страх на время отступает", – утверждает психолог Марк Сандомирский.
Таким образом, и организация собственных похорон, и выбор места на кладбище – это своего рода игрушки, которые дают людям определенную разрядку и возможность справиться хотя бы на время со своими внутренними переживаниями.
Более того, по подсчетам психологов, около 10% россиян испытывают бессознательную тягу к смерти. Такие люди тоже любят игры в собственные похороны.
"И еще одна причина распространенности предоплаты похорон – деградация семейных отношений. Россияне все больше сомневаются в том, что родственники похоронят их достойно, а не сожгут в крематории и не выкинут урну на помойку", – продолжает Сандомирский.
С точки зрения психологии, такая услуга, как предоплата собственных похорон, имеет большие перспективы: доказано, что человек, думающий о смерти, вскоре начинает думать о ней иррационально. Он, например, может начать считать себя вечным по принципу детской песни: "Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!"
Либо приходит осознание собственной смертности, но и оно лишает человека способности в полной мере включать логику и здравый смысл: "Человек в панике начинает цепляться за других людей, обращаться в похоронные конторы – пусть они сделают то, что он уже не сможет сделать сам. И в этом состоянии человек наивен и доверчив, как дитя", – объясняет психолог.