Загадочная гибель советского «Ила» в Антарктиде
Только парой фраз сообщили в программе «Время»: в районе советской антарктической станции «Молодежная» разбился экипаж Владимира ЗАВАРЗИНА. Из пяти человек экипажа в живых остался один - штурман Александр КОСТИКОВ. В канун печальной даты репортер «Экспресс газета» выслушала его рассказ о событиях недавнего прошлого.
Александр Александрович Костиков сам позвонил в редакцию и предложил встретиться - решил поделиться всем, что наболело за прошедшие годы. Попросил называть себя просто - Сан Санычем. Большой 59-летний человек, с тяжелой походкой и следами шрамов на лице. Тогда, в январе 1979-го, никто из подоспевших к рухнувшему с 30-метровой высоты ИЛ-14 людей не мог поверить, что внутри кто-то уцелел.
- В Антарктиду мы прибыли 18 декабря. В Южном полушарии стояло полярное лето: минус 35 и сшибающий с ног ветер - чтобы не снесло, передвигались, держась за веревки, натянутые между строениями. 22-го наш самолет совершил облет и вывел из ледового плена судно «Фудзима», которое везло груз на японскую станцию, - в Антарктиде принято друг другу помогать. Знали бы мы, что очень скоро помощь понадобится нам!
…Махнуть на полгода в Антарктиду 24-летнему Сашке
Костикову предложил командир экипажа, с которым он штурманом летал в
Сибири. Выпускник Московского топографического политехникума уже успел
поработать в серьезных точках. На Новой Земле участвовал в ядерных
испытаниях, вел геофизическую разведку на Шпицбергене, в Средней Азии,
на БАМе. Но услышав слова командира, Сашка засомневался - жена Наташа
ждала ребенка. А потом махнул рукой: «Еду!» - хотелось испытать себя в
экстремальных условиях, а заодно подзаработать.
Новый год встретили
дружной компанией. Сходили в баню, сели за стол. Когда через два дня
произошла катастрофа, члены комиссии все допытывались, а не был ли
экипаж пьян. Но какой там пьян - в праздник полярникам полагалась
бутылка водки на пятерых, а с нее не напьешься. В качестве культурной
программы крутили фильм «А зори здесь тихие» - мужики, оторванные от
дома, 15 раз пересматривали сцену, где девчата моются в бане.
Отоспавшись, экипаж стал собираться на задание. Предстоял 10-часовой перелет, баки были залиты под завязку.
Небо
в тот день хмурилось, но погода была вполне штатной. Все, кто в это
время оказался рядом с аэродромом, отметили: самолет долго и тяжело
разгонялся - взлетно-посадочная полоса шла в горку. Наконец оторвался, а
когда поднялся на высоту 30 метров, от земли по его курсу вырос
огромный снежно-вихревой столб. Восходящий поток воздуха был настолько
сильным, что самолет мгновенно встал ребром на крыло и рухнул.
Командир
Володя Заварзин погиб мгновенно - он ударился головой о «рог» штурвала.
Бортмеханик Виктор Шальнов упал на центральный пульт управления и
скончался в вездеходе по дороге к станции. Второго пилота Юру Козлова
бросило на колонку штурвала, он умер через несколько часов после
катастрофы. Бортрадиста Гарифа Узикаева доставили в санчасть в
критическом состоянии. Ему смяло пол-лица, свалившаяся на него
радиостанция проломила грудную клетку.
Штурмана Костикова вытащили
из искореженного салона последним - крайним, как говорят летчики. Голова
залита кровью, перебитые ноги. Все думали, тоже не жилец.
Вербовка в Новой Зеландии
О
трагическом происшествии на «Молодежной» доложили в Москву. Тут же на
экстренном заседании Политбюро было принято решение везти раненых -
Костикова и Узикаева - в Новую Зеландию. Самолет для транспортировки
предоставили американцы: «Геркулес» С-130 был оборудован полозьями для
взлета с заснеженного аэродрома и колесами для посадки в субтропиках.
Через десять часов самолет приземлился на аэродроме недалеко от
госпиталя города Данедина.
- Открываю глаза - передо мной сидит очень
полная, темнокожая женщина, - вспоминает Сан Саныч. - Я испугался и
произнес: «Я что, в Африке?»
Уход за советскими полярниками был
великолепный - содержание пострадавших в госпитале обходилось в $100 в
день. Но Узикаева спасти не удалось, Костикову же предстояло провести
там почти два месяца и выдержать пять операций. Челюсть собирали по
кусочкам, кости глазницы восстанавливали, точно пазл. В бедро одной ноги
вставили штифт, другую загипсовали.
- Что произошло на «Молодежной», я помнил смутно, - говорит Костиков.
Людям,
которые приходили к нему в госпиталь, он даже не знал, что
рассказывать. А на предложения остаться в Новой Зеландии отвечал
отказом. Ведь дома его ждала беременная жена.
Перед отъездом персонал госпиталя накупил ему в подарок детских вещей, а 22 февраля 1979 года он вернулся в Москву.
Дома
же оказалось, что о трагедии в Антарктиде вспоминать не стоит. К
Костикову пару раз приезжали члены комиссии по расследованию, выясняли
обстоятельства гибели экипажа. Но помощь не предлагали. Ему намекали:
лучше бы он навсегда остался с товарищами в Антарктиде. Недалеко от
места их гибели полярники установили обелиск из белого мрамора, а на
Донском кладбище в Москве, где захоронили капсулы с грунтом с места
трагедии, появилась стела в память об отважных покорителях Южного
полюса.
Засекреченное расследование
Комиссия
по расследованию установила: экипаж Заварзина поступил грамотно. Но что
же произошло 2 января 1979 года? Специалисты выдвинули версию: самолет
подхватил внезапно поменявший силу, скорость и направление ветер, что
бывает в местных широтах, но доподлинно ничего неизвестно. Дело
засекретили, а с Костикова взяли подписку о неразглашении. Он тогда и не
понял, что может разгласить. Только в конце 90-х, встретившись с
бывшими в те дни на «Молодежной» ребятами, услышал аббревиатуру НЛО и
рассказ о том, что его самолет столкнулся с взлетающей «тарелкой». К
тому моменту, кстати, у полярников уже появился международный термин,
обозначающий подобные происшествия: экипаж «поймала» Антарктида.
Таинственная сила, с которой довелось столкнуться членам многих
экспедиций, - разрушительная и необъяснимая.