Как американцы советские подлодки воровали
Когда советская субмарина K-129 затонула в 2400 километрах к северо-западу от Оаху в марте 1968 года, мало кто надеялся когда-нибудь поднять её со дна, или извлечь тела 98 человек экипажа, погибших на её борту. И хотя множество попыток Советского Союза определить месторасположение обломков провалились, ЦРУ удалось их обнаружить. В 1974 году агентство начало готовиться к подъёму останков подводной лодки. А это было отнюдь непростой задачей.
Во-первых, это был разгар холодной войны — если бы Советы узнали, что собираются предпринять США, это легко могло бы привести к международному конфликту. Во-вторых, K-129 лежала на глубине пяти километров – а это было намного глубже того уровня, на котором когда-либо прежде проводились спасательные операции. Так что ЦРУ было необходимо не только разработать новый метод извлечения лодки с большой глубины – ему требовалось проделать это в обстановке строжайшей секретности. И именно в этот момент на сцене появилась добывающая баржа Хьюз.
Баржа Хьюз, HMB-1, представляла собой погружаемую баржу размером с футбольное поле – 100 метров в длину, 30 метров в ширину, и 30 метров в высоту. Она обладала полностью складной крышей, гигантским внутренним бассейном, и специализированным краном, который получил имя Клешня. Она стала центральным элементом так называемого «Project Azorian» — одной из самых сложных и дорогих операций, которую когда-либо предпринимали обе стороны в ходе холодной войны, и обошедшейся тогда в 800 миллионов долларов – что составляет по сегодняшнему курсу 3.2 миллиарда.
Под видом глубоководной добычи магния, HMB-1 должна была быть
отбуксирована на место катастрофы, а затем опуститься на стабилизирующие
колонны, вбитые в дно океана. Затем HMB-1 с помощью вспомогательного
судна «Glomar Explorer» должна была извлечь субмарину и поместить её в
свой внутренний бассейн, вдали от глаз Советских спутников, а затем
отбуксировать её в некий неизвестный порт, пишет http://gearmix.ru
После успешного подъёма K-129, HMB-1 была законсервирована на судоверфи Сан-Франциско до 1982 года, когда её уникальные возможности вновь оказались востребованы – на этот раз в качестве плавучего дома для экспериментального стелс-судна Lockheed «Sea Shadow». Однако это продолжалось лишь до 1986 года, когда Флот США закрыл программу, и снова законсервировал HMB-1 — а заодно и Sea Shadow — на следующие 27 лет.
И вот в прошлом году ВМС США объявили о своих планах утилизировать Sea Shadow, вместе с HMB-1, в силу их непригодности для коммерческого использования. Однако HMB нашла себе новую жизнь в компании «Bay Ship & Yacht Company», которая выкупила гигантское судно за 2.5 миллиона долларов, и теперь использует его как плавучий сухой док. По крайней мере – такова официальная история.