Вход / Регистрация
22.11.2024, 03:16
Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.
Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.
В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.
Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.
Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".
И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.
Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.
Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"
Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.
Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".
Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.
По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.
Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...
Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".
К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.
Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.
Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...
Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."
Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?
В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.
Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.
Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".
И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.
Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.
Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"
Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.
Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".
Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.
По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.
Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...
Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".
К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.
Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.
Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...
Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."
Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?
 
Комментарии 8
0
AG
24.01.2014 21:42
[Материал]
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...
|
0
Alexei2012
24.01.2014 14:50
[Материал]
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage |
0
andreygolovan
24.01.2014 14:00
[Материал]
Благодаря достижениям современной науки, мы знаем, что видим только часть окружающего нас мира.
Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем. |