Волна-убийца перевернула лодку с пограничниками
24 января пограничный сторожевой корабль задержал в российских территориальных водах браконьерское судно "Астор" под флагом Республики Сьерра-Леоне. После того, как оба корабля встали на якорь примерно в 600 метрах от берега Южно-Курильска (остров Кунашир, Южные Курилы), военные отправили на досмотр задержанного судна лодку с семью пограничниками. По дороге лодка приняла на борт еще троих сотрудников южнокурильской зональной госморинспекции погрануправления ФСБ РФ по Сахалинской области. Однако вскоре связь с лодкой неожиданно пропала. Как утверждают пограничники, ее перевернуло волной, и все десять пассажиров лодки утонули.
"Около 22:00 местного времени в бухте Южно-Курильская в пяти кабельтовых юго-западнее населенного пункта Южно-Курильск при доставке осмотровой группы пограничного управления ФСБ по Сахалинской области в сложных гидрометеоусловиях произошло опрокидывание бортового плавсредства, на котором находилось десять человек", - сообщил Interfax-Russia.ru сотрудник пресс-службы Сахалинского погрануправления береговой охраны (СПУБО) ФСБ России Алексей Мельников.
По его словам, к настоящему времени удалось обнаружить и опознать тела четырех погибших пограничников. Сейчас все они находятся в морге Южно-Сахалинска. Еще шестерых сотрудников Сахалинского пограничного управления ФСБ РФ найти не удалось.
"В районе происшествия организованы поисково-спасательные мероприятия на море и с воздуха. В поисках задействовано восемь кораблей и судов, а также два вертолета. Для проведения разбирательства в Южно-Курильске работает комиссия во главе с заместителем руководителя пограничной службы ФСБ России", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.
Планировалось, что к поискам пропавших пограничников также присоединяться и водолазы, однако непогода все еще мешает им погрузиться в воду.
Что касается задержанного судна "Астор", то его дальнейшая судьба пока остается неизвестной, как и тот факт, удалось ли пограничникам все-таки провести его досмотр. Впрочем, как пишет "Комсомольская правда", в тот вечер к браконьерам отправилась не одна, а две лодки с пограничниками. Притом, одна из них все-таки добралась до задержанного судна. В Сахалинском же погрануправлении береговой охраны (СПУБО) ФСБ России эту информацию никак не комментируют.
Также остается непонятным, почему пограничники, зная о возможных рисках, решили отправиться на досмотр ночью. Как пишут некоторые СМИ, досмотр подозреваемых в первые же часы проводился для того, чтобы не дать экипажу возможности избавиться от браконьерского улова. Однако так ли это на самом деле, остается только гадать.
Немало вопросов вызывают и разные данные о погоде в районе происшествия в момент ЧП. Если в пограничной службе заявляли о сложных гидрометеоусловиях, то в Южно-Курильской районной администрации, напротив, сообщили, что в момент происшествия шторма на море не было. В связи с этим есть мнение, что пограничников могла погубить так называемая аномальная волна (она же - "волна-убийца"), которая загадочным образом возникает в спокойную погоду и способна в считанные секунды уничтожить даже крупный корабль или буровую платформу.
До недавнего времени волны-убийцы считались исключительно выдумками моряков. Однако сегодня, вооружившись космическими снимками, подтверждающими их существование, ученые вплотную занялись изучением природы этого загадочного явления.
"Дело в том, что океан представляет собой связанную нелинейную систему - достаточно огромную, энергия океана - она колоссальная, и при этом было выяснено, что возможны такие случаи, когда эта энергия концентрируется в определенной точке, вот в этой волне-убийце", - рассказал "Пятому каналу" научный руководитель Научного центра по изучению волн-убийц Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН Роман Шамин.
Как подчеркивают океанологи, волны-убийцы не следует путать с цунами. Последние почти всегда являются следствием подводного землетрясения, а появление волны-убийц не зависит ни от геологической активности, ни от конкретной точки, ни от погоды.
Как считают ученые, пережить такую волну легче небольшим судам, нежели огромным лайнерам. Не менее опасны волны-убийцы и для плавучих нефте- и газодобывающих платформ – особенно во время транспортировки.
Впрочем, обвинять в смерти пограничников именно волну-убийцу спешат далеко не все. Не исключено, что причиной трагедии мог стать банальный перегруз или неисправность плавсредства.
Как бы то ни было, выяснить истинные причины трагедии у острова Кунашир и поставить точку в этом пока что темном деле предстоит следствию.
По факту гибели сотрудников пограничного управления ФСБ России следственный отдел СКР по гарнизону Горячие Ключи, дислоцированный в Сахалинской области, возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц), сообщила пресс-служба СКР.
Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, - это лишение свободы на срок до 7 лет.
Последний крупный инцидент в районе Южных Курил произошел в ноябре 2012 года, когда в 40 км от Южных Курил, у Кунашира, затонула шхуна "Дзинпо маару", занимавшаяся ловом морских ежей.
При маневрировании это судно захлестнула волна. "Дзинпо маару" начало тонуть, и капитан успел подать сигнал бедствия аварийным радиобуем. Проходящее мимо судно "Янто Маару" спасло 14 членов экипажа шхуны и передало моряков сотрудникам пограничной службы ФСБ России.
Рыболовецкая шхуна "Дзинпо Маару" принадлежало ЗАО "Научно-производственный морской экологический центр "Посейдон" (порт приписки - Холмск Сахалинской области).
Ранее, 28 октября 2012 года, в Охотском море затонул сухогруз "Амурская" с девятью моряками и 700 тонн золотосодержащей руды на борту.
Обнаружить затонувший сухогруз спасателям удалось не сразу. Через две недели безрезультатных поисков предполагаемое место кораблекрушения указал самолет-амфибия Бе-200 МЧС РФ, облетавший акваторию Охотского моря. На борту судна водолазы нашли тело неизвестного мужчины, личность которого до сих пор не установлена. По данным следствия, погибший не был включен в судовую роль сухогруза, и, возможно, был пассажиром затонувшего сухогруза. Тела пропавших моряков спасатели так и не обнаружили.
Комментарии 3
0
сшекщут
27.01.2014 20:10
[Материал]
Спасательная лодка обнаружившая спасжилет (при поиске ) - перевернулась... 3 в воде. 2 - нормально -1 - с переохлаждением...
Вот так вот... Спасатели - и без гидрокостюмов! У погранцов спасжилетов-то не хватает... чего уж говорить про гидрокостюмы... --- Лодка была - одна (1 плавсредство) |
0
сшекщут
27.01.2014 16:28
[Материал]
Много вопросов:
5 кабельтовых - это гораздо более 600м (точнее 925м)! Нестыковка... Почему послали всех на 1 плавсредстве в такие погодные условия да ещё и ночью? Логичнее всего разделить группу на 2 части и вперёд! (одна страхует другую во всех смыслах) Назначат виновным командира который отдал приказ... ребят жаль... Температура воды +1+2гр - шансов 0... Спасжилет - только чтоб найти можно было труп ... |