Вход / Регистрация
19.12.2024, 02:52
Знаменитые похищения знаменитых картин
Школьники, как правило, не любят предмет историю. Да и что там любить? Сплошные даты. А ведь история это не только даты сражений, революций и прочих кровавых событий. История по большому счету детектив. И зачастую связанный с культурой и искусством. Например, с похищением выдающихся предметов искусства. И таких похищений в истории человечества было не много, а очень много.
Самое древнее громкое похищение картин случилось в XV в.: триптих "Страшный суд" Ганса Мемлинга был украден пиратами. Это первая художественная работа, которую официально признали похищенной.
Все произошло в море по дороге во Флоренцию: картину везли на галере "Маттео" по маршруту Брюгге - Пиза - Константинополь. Капитан пиратского судна Пауль Бенеке был человеком со странным представлением о великодушии и подарил картину своим хозяевам в Гданьске, а те - церкви Св. Марии там же.
Несмотря на безуспешные попытки Флоренции вернуть работу, "Страшный суд" провисел в храме более пяти веков с некоторыми перерывами на "гастроли" по Европе. Сегодня его можно увидеть в местном Поморском музее.
Следующее громкое похищение связано с леонардовской "Джокондой". Эта кража из самого Лувра вызвало настоящий психоз по всей Европе. Те, кто не знал о существовании "Моны Лизы", и то о ней узнали - все газеты пестрели громкими заголовками и фотографиями картины.
Если похищение шедевра оценивалось как "удар по престижу Франции", возвращение было обставлено как триумф. При передаче картины Лувру присутствовали члены французского правительства и даже сам президент - Раймон Пуанкаре.
Хотя говорить о каких-то заслугах французских следователей или полиции не приходится - картина нашлась, но нашлась случайно.
Полиция, как и полагается, "рыла землю": перекрывала границы, задерживала и допрашивала подозрительных лиц, особенно иностранцев.
В поле ее внимания попали такие заметные фигуры, как американский миллиардер Джон Морган и испанский художник Пабло Пикассо, а итальянский поэт Гийом Аполлинер был даже арестован и препровожден в тюрьму.
Газеты шли еще дальше: они обвинили в похищении немецкого дипломата, который "постоянно крутился около Джоконды".
В общем, было много патриотических всхлипов, рвения и скандалов, но картина так и не была найдена.
Более того, через два с половиной года выяснилось, что "Джоконду" все же вывезли из Франции и она оказалась в Италии, где и была обнаружена при попытке итальянца Винченцо Перуджи продать ее флорентийскому антиквару Альфреди Гери.
По официальной версии, основанной на показаниях похитителя, он приехал в Париж на заработки с бригадой маляров, которая летом 1911 г. занималась покраской помещений Лувра.
В один из выходных, когда Лувр был закрыт для посетителей, Перуджа перенес "Мону Лизу" в служебное помещение, вынул картину из рамы и вынес ее из Лувра под рабочей блузой, а позже вывез картину в Италию. Суд приговорил "наивного итальянца" к году тюрьмы.
Очередное громкое похищение случилось уже в британском музее. Было это в 1961 г. Предыстория такова. Пенсионер Кемптон Бантон был крайне недоволен британским правительством: в 1961 г. пенсионерам надлежало платить за телевизионную лицензию, и такое положение дел Бантона совершенно не устраивало. Поэтому он решил заявить свой протест не самым обычным образом.
Придя в Британский национальный музей, Бантон разговорил охранников и выяснил, что сложные охранные системы и сигнализация отключаются ненадолго ранним утром во время уборки.
Бантон зашел в туалет и открыл окно, таким образом подготовив себе путь на завтра. На следующий день в шесть утра он пролез через открытое окно, подгадал момент, когда уборщица отключит сигнализацию, сорвал со стены портрет герцога Веллингтона кисти Франсиско Гойи и ушел тем же путем.
Затем Бантон отправил несколько писем с просьбой предоставить выкуп за картину в размере 140 тысяч фунтов стерлингов, чтобы на вырученные деньги можно было оплатить телевизионную лицензию всем бедствующим пенсионерам Британии.
На его беду, Скотланд-Ярд посчитал это шуткой и не обратил на письма никакого внимания, так что Бантону пришлось написать письмо в газету Daily Mirror с указаниями, где находится картина, а самому сдаться в участок.
На суде Бантон ловко ушел от наказания, заявив, что его нельзя обвинить в краже, т.к. он всего лишь "позаимствовал" картину, заведомо зная, что вернет ее через какое-то время.
Тем не менее его осудили за кражу рамы (ее так и не нашли, скорее всего, Бантон ее впопыхах потерял) и приговорили к трем месяцам тюрьмы. Похищение получилось несколько курьезным...
Зато следующее - одно из самых серьезных и крупных за всю историю если не мира, то Соединенных штатов. Случилась эта история 18 марта 1990 г. в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Двое воров, переодетых в местных полицейских, прошли в музей под предлогом того, что им поступил вызов о беспорядках в здании.
Воры сковали охранников наручниками, заклеили им рот скотчем и заперли в хранилище, а затем спокойно вынесли из пять картин Дега, три работы Рембрандта (одна из которых - "Шторм в Галилейском море", единственный морской пейзаж великого голландского художника), одну работу Мане ("У Тортони") и одну - Вермеера ("Концерт"), а также всякие мелочи вроде римских статуэток.
Похищение это знаменито не только своими масштабами, но и тем, что произведения искусства до сих пор не найдены. Правда, следы указывают на то, что шедевры могут находиться в Коннектикуте или Филадельфии.
Что примечательно, полотно Тициана "Европа" похитители не тронули, а она между тем была самой ценной работой в коллекции музея. Сумма ущерба составила 300 млн.долл.
Следующие кражи - ибо их было не одна, а две - так же в своем роде знамениты. Знаменита и работа художника, которая была похищена. В том числе как раз тем, что крали ее два раза.
Это вызывающий неоднозначное впечатление "Крик" Эдварда Мунка. Как известно, версий "Крика" три, и каждая стоит примерно по 120 млн.долл.
Две из версий крали дважды. В 1994 г. воры, используя приставную лестницу и молоток, без труда сняли со стены Национального музея в Осло работу, оставив вместо нее ехидную записку "Спасибо за плохую охрану". Картину нашли спустя три месяца, и двое подозреваемых были арестованы.
Спустя ровно десять лет другая авторская копия "Крика" была похищена из Музея Мунка, тоже в Осло. В этот раз все развивалось по классическому сценарию вооруженного ограбления.
Эту картину не могли найти два года, а когда нашли, оказалось, что при похищении она пострадала - слегка обгорела.
Не менее известна и кража, случившаяся 22 декабря 2000 г. в Шведском национальном музее. Над этим похищением работала скоординированная команда. Для начала грабители заминировали несколько автомобилей вокруг музея.
Когда бомбы сдетонировали, полиция подтянулась для расследования. Под шумок трое вооруженных автоматом и пистолетом мужчин проникли в музей.
Один из них взял на мушку охранников и посетителей, в то время как двое других сняли со стен работы Ренуара "Юная парижанка", "Беседа с садовником" и автопортрет.
Музей стоит у воды, поэтому грабители скрылись на моторной лодке, пригнанной прямо к входу. Все похищение напоминало сцену из боевика: уходя, бандиты даже рассыпали за собой гвозди, чтобы замедлить преследование.
Спустя год "Парижанка" всплыла при облаве на наркопритон, а две другие картины до сих пор не найдены. Сумма ущерба составила 30 млн.долл.
В феврале 2006 г. в музее Шакара-ду-Сеу в Рио-де-Жанейро, Бразилия, случилось не менее громкое похищение.
Воры наверняка были из международной банды и четко продумали план похищения - ведь как еще объяснить тот факт, что они прекрасно знали, что брать, и тот факт, что ограбление произошло, пока на улице, где находится музей, проходил карнавал?
Схема похищения была стандартная: маски, оружие, ручная граната, угрозы, рука на чеке - все происходило быстро, полиция не смогла прибыть вовремя к месту преступления, и похитители были таковы. Они смогли раствориться в толпе, и карнавал "протанцевал" художественные шедевры с собой.
Были украдены "Танец" Пабло Пикассо, "Люксембургский сад" Анри Матисса, "Морской пейзаж" Клода Моне и "Два балкона" Сальвадора Дали. Картина Дали, кстати, - единственная в Латинской Америке, которая находилась в открытом доступе.
Во время нападения преступники также ограбили туристов: одну новозеландскую пару и двоих австралийских студенток. Один из охранников пытался помешать грабителям, но получил удар в лицо, второго оглушили, когда он пытался отобрать у грабителя картину Пикассо. Сумма ущерба составила 45 млн.долл. Работы так и не были найдены.
Следующее знаменитое похищение случилось 10 февраля 2008 г. из Собрания Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе. Это было одно из самых крупных и стремительных ограблений всех времен и народов.
В тот день трое мужчин в лыжных масках ворвались в музей. Один из них, как в фильмах для бандитов, вытащил пистолет (его удалось пронести, т.к. двери в музее были слишком узкими для установки металлодетектора и его в музее попросту не было) и велел всем лечь на пол и не двигаться.
За три минуты двое его приспешников сняли со стены четыре картины: "Мальчик в красном жилете" Поля Сезанна, "Маковое поле близ Ветёя" Клода Моне, "Людовик Лепик и его дочь" Эдгара Дега и "Цветущие каштановые ветви" Винсента Ван Гога.
Затем они так же стремительно выбежали из музея и скрылись на белой припаркованной поблизости машине. Картины были оценены в 165 млн.долл. Моне и Ван Гога нашли через десять дней в брошенной машине, а работу Сезанна - лишь в 2012 г. в Сербии. Дега же по-прежнему не найден.
8 сентября 2011 г. был ограблен уже не музей, а частный дом в Хьюстоне, США. Грабитель в маске, вооруженный крупнокалиберной полуавтоматической винтовкой, выбив дверь, ворвался в дом женщины, которая в тот момент смотрела телевизор, и потребовал снять со стены работу Ренуара, а в мешок - точь-в-точь как в фильмах про ограбления - кинуть все драгоценности и деньги. Хозяйка повиновалась. После этого вор скрылся.
Картина так и не была найдена, т.к. описание грабителя было весьма примерным: молодой человек от 18 до 26 лет, ростом около 170, в лыжной маске. Как полагает полиция, вору просто повезло, красть именно шедевр Ренуара он не планировал. Ущерб составил 1 млн.долл.
19 июня 2012 г. была лихо ограблена галерея "Венера над Манхэттеном", США. Лысеющий мужчина в клетчатой рубашке просто зашел в галерею около 16 часов, просто положил работу "Афиша Дон Хуана Тенорио" Сальвадора Дали в черную сумку и просто вышел. Он пробыл в галерее 14 минут.
Несмотря на то, что все это было заснято на камеры слежения и эти кадры впоследствии передавались по телевидению по всему миру, никто не смог опознать мужчину - так заурядно он выглядел.
Впрочем, через месяц галерея получила анонимное письмо: "Ваша картина уже едет к вам", к которому прилагался номер отслеживания почтового отправления из Европы. Картина была успешно возвращена на свое место, а личность преступника установлена лишь недавно: им оказался 29-летний грек Фивос Иставриоглу, глупо себя выдавший: в Греции он украл из супермаркета бутылку сока, его поймали, сняли отпечатки пальцев - и они оказались теми же, что на посылке с картиной.
Самое древнее громкое похищение картин случилось в XV в.: триптих "Страшный суд" Ганса Мемлинга был украден пиратами. Это первая художественная работа, которую официально признали похищенной.
Все произошло в море по дороге во Флоренцию: картину везли на галере "Маттео" по маршруту Брюгге - Пиза - Константинополь. Капитан пиратского судна Пауль Бенеке был человеком со странным представлением о великодушии и подарил картину своим хозяевам в Гданьске, а те - церкви Св. Марии там же.
Несмотря на безуспешные попытки Флоренции вернуть работу, "Страшный суд" провисел в храме более пяти веков с некоторыми перерывами на "гастроли" по Европе. Сегодня его можно увидеть в местном Поморском музее.
Следующее громкое похищение связано с леонардовской "Джокондой". Эта кража из самого Лувра вызвало настоящий психоз по всей Европе. Те, кто не знал о существовании "Моны Лизы", и то о ней узнали - все газеты пестрели громкими заголовками и фотографиями картины.
Если похищение шедевра оценивалось как "удар по престижу Франции", возвращение было обставлено как триумф. При передаче картины Лувру присутствовали члены французского правительства и даже сам президент - Раймон Пуанкаре.
Хотя говорить о каких-то заслугах французских следователей или полиции не приходится - картина нашлась, но нашлась случайно.
Полиция, как и полагается, "рыла землю": перекрывала границы, задерживала и допрашивала подозрительных лиц, особенно иностранцев.
В поле ее внимания попали такие заметные фигуры, как американский миллиардер Джон Морган и испанский художник Пабло Пикассо, а итальянский поэт Гийом Аполлинер был даже арестован и препровожден в тюрьму.
Газеты шли еще дальше: они обвинили в похищении немецкого дипломата, который "постоянно крутился около Джоконды".
В общем, было много патриотических всхлипов, рвения и скандалов, но картина так и не была найдена.
Более того, через два с половиной года выяснилось, что "Джоконду" все же вывезли из Франции и она оказалась в Италии, где и была обнаружена при попытке итальянца Винченцо Перуджи продать ее флорентийскому антиквару Альфреди Гери.
По официальной версии, основанной на показаниях похитителя, он приехал в Париж на заработки с бригадой маляров, которая летом 1911 г. занималась покраской помещений Лувра.
В один из выходных, когда Лувр был закрыт для посетителей, Перуджа перенес "Мону Лизу" в служебное помещение, вынул картину из рамы и вынес ее из Лувра под рабочей блузой, а позже вывез картину в Италию. Суд приговорил "наивного итальянца" к году тюрьмы.
Очередное громкое похищение случилось уже в британском музее. Было это в 1961 г. Предыстория такова. Пенсионер Кемптон Бантон был крайне недоволен британским правительством: в 1961 г. пенсионерам надлежало платить за телевизионную лицензию, и такое положение дел Бантона совершенно не устраивало. Поэтому он решил заявить свой протест не самым обычным образом.
Придя в Британский национальный музей, Бантон разговорил охранников и выяснил, что сложные охранные системы и сигнализация отключаются ненадолго ранним утром во время уборки.
Бантон зашел в туалет и открыл окно, таким образом подготовив себе путь на завтра. На следующий день в шесть утра он пролез через открытое окно, подгадал момент, когда уборщица отключит сигнализацию, сорвал со стены портрет герцога Веллингтона кисти Франсиско Гойи и ушел тем же путем.
Затем Бантон отправил несколько писем с просьбой предоставить выкуп за картину в размере 140 тысяч фунтов стерлингов, чтобы на вырученные деньги можно было оплатить телевизионную лицензию всем бедствующим пенсионерам Британии.
На его беду, Скотланд-Ярд посчитал это шуткой и не обратил на письма никакого внимания, так что Бантону пришлось написать письмо в газету Daily Mirror с указаниями, где находится картина, а самому сдаться в участок.
На суде Бантон ловко ушел от наказания, заявив, что его нельзя обвинить в краже, т.к. он всего лишь "позаимствовал" картину, заведомо зная, что вернет ее через какое-то время.
Тем не менее его осудили за кражу рамы (ее так и не нашли, скорее всего, Бантон ее впопыхах потерял) и приговорили к трем месяцам тюрьмы. Похищение получилось несколько курьезным...
Зато следующее - одно из самых серьезных и крупных за всю историю если не мира, то Соединенных штатов. Случилась эта история 18 марта 1990 г. в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Двое воров, переодетых в местных полицейских, прошли в музей под предлогом того, что им поступил вызов о беспорядках в здании.
Воры сковали охранников наручниками, заклеили им рот скотчем и заперли в хранилище, а затем спокойно вынесли из пять картин Дега, три работы Рембрандта (одна из которых - "Шторм в Галилейском море", единственный морской пейзаж великого голландского художника), одну работу Мане ("У Тортони") и одну - Вермеера ("Концерт"), а также всякие мелочи вроде римских статуэток.
Похищение это знаменито не только своими масштабами, но и тем, что произведения искусства до сих пор не найдены. Правда, следы указывают на то, что шедевры могут находиться в Коннектикуте или Филадельфии.
Что примечательно, полотно Тициана "Европа" похитители не тронули, а она между тем была самой ценной работой в коллекции музея. Сумма ущерба составила 300 млн.долл.
Следующие кражи - ибо их было не одна, а две - так же в своем роде знамениты. Знаменита и работа художника, которая была похищена. В том числе как раз тем, что крали ее два раза.
Это вызывающий неоднозначное впечатление "Крик" Эдварда Мунка. Как известно, версий "Крика" три, и каждая стоит примерно по 120 млн.долл.
Две из версий крали дважды. В 1994 г. воры, используя приставную лестницу и молоток, без труда сняли со стены Национального музея в Осло работу, оставив вместо нее ехидную записку "Спасибо за плохую охрану". Картину нашли спустя три месяца, и двое подозреваемых были арестованы.
Спустя ровно десять лет другая авторская копия "Крика" была похищена из Музея Мунка, тоже в Осло. В этот раз все развивалось по классическому сценарию вооруженного ограбления.
Эту картину не могли найти два года, а когда нашли, оказалось, что при похищении она пострадала - слегка обгорела.
Не менее известна и кража, случившаяся 22 декабря 2000 г. в Шведском национальном музее. Над этим похищением работала скоординированная команда. Для начала грабители заминировали несколько автомобилей вокруг музея.
Когда бомбы сдетонировали, полиция подтянулась для расследования. Под шумок трое вооруженных автоматом и пистолетом мужчин проникли в музей.
Один из них взял на мушку охранников и посетителей, в то время как двое других сняли со стен работы Ренуара "Юная парижанка", "Беседа с садовником" и автопортрет.
Музей стоит у воды, поэтому грабители скрылись на моторной лодке, пригнанной прямо к входу. Все похищение напоминало сцену из боевика: уходя, бандиты даже рассыпали за собой гвозди, чтобы замедлить преследование.
Спустя год "Парижанка" всплыла при облаве на наркопритон, а две другие картины до сих пор не найдены. Сумма ущерба составила 30 млн.долл.
В феврале 2006 г. в музее Шакара-ду-Сеу в Рио-де-Жанейро, Бразилия, случилось не менее громкое похищение.
Воры наверняка были из международной банды и четко продумали план похищения - ведь как еще объяснить тот факт, что они прекрасно знали, что брать, и тот факт, что ограбление произошло, пока на улице, где находится музей, проходил карнавал?
Схема похищения была стандартная: маски, оружие, ручная граната, угрозы, рука на чеке - все происходило быстро, полиция не смогла прибыть вовремя к месту преступления, и похитители были таковы. Они смогли раствориться в толпе, и карнавал "протанцевал" художественные шедевры с собой.
Были украдены "Танец" Пабло Пикассо, "Люксембургский сад" Анри Матисса, "Морской пейзаж" Клода Моне и "Два балкона" Сальвадора Дали. Картина Дали, кстати, - единственная в Латинской Америке, которая находилась в открытом доступе.
Во время нападения преступники также ограбили туристов: одну новозеландскую пару и двоих австралийских студенток. Один из охранников пытался помешать грабителям, но получил удар в лицо, второго оглушили, когда он пытался отобрать у грабителя картину Пикассо. Сумма ущерба составила 45 млн.долл. Работы так и не были найдены.
Следующее знаменитое похищение случилось 10 февраля 2008 г. из Собрания Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе. Это было одно из самых крупных и стремительных ограблений всех времен и народов.
В тот день трое мужчин в лыжных масках ворвались в музей. Один из них, как в фильмах для бандитов, вытащил пистолет (его удалось пронести, т.к. двери в музее были слишком узкими для установки металлодетектора и его в музее попросту не было) и велел всем лечь на пол и не двигаться.
За три минуты двое его приспешников сняли со стены четыре картины: "Мальчик в красном жилете" Поля Сезанна, "Маковое поле близ Ветёя" Клода Моне, "Людовик Лепик и его дочь" Эдгара Дега и "Цветущие каштановые ветви" Винсента Ван Гога.
Затем они так же стремительно выбежали из музея и скрылись на белой припаркованной поблизости машине. Картины были оценены в 165 млн.долл. Моне и Ван Гога нашли через десять дней в брошенной машине, а работу Сезанна - лишь в 2012 г. в Сербии. Дега же по-прежнему не найден.
8 сентября 2011 г. был ограблен уже не музей, а частный дом в Хьюстоне, США. Грабитель в маске, вооруженный крупнокалиберной полуавтоматической винтовкой, выбив дверь, ворвался в дом женщины, которая в тот момент смотрела телевизор, и потребовал снять со стены работу Ренуара, а в мешок - точь-в-точь как в фильмах про ограбления - кинуть все драгоценности и деньги. Хозяйка повиновалась. После этого вор скрылся.
Картина так и не была найдена, т.к. описание грабителя было весьма примерным: молодой человек от 18 до 26 лет, ростом около 170, в лыжной маске. Как полагает полиция, вору просто повезло, красть именно шедевр Ренуара он не планировал. Ущерб составил 1 млн.долл.
19 июня 2012 г. была лихо ограблена галерея "Венера над Манхэттеном", США. Лысеющий мужчина в клетчатой рубашке просто зашел в галерею около 16 часов, просто положил работу "Афиша Дон Хуана Тенорио" Сальвадора Дали в черную сумку и просто вышел. Он пробыл в галерее 14 минут.
Несмотря на то, что все это было заснято на камеры слежения и эти кадры впоследствии передавались по телевидению по всему миру, никто не смог опознать мужчину - так заурядно он выглядел.
Впрочем, через месяц галерея получила анонимное письмо: "Ваша картина уже едет к вам", к которому прилагался номер отслеживания почтового отправления из Европы. Картина была успешно возвращена на свое место, а личность преступника установлена лишь недавно: им оказался 29-летний грек Фивос Иставриоглу, глупо себя выдавший: в Греции он украл из супермаркета бутылку сока, его поймали, сняли отпечатки пальцев - и они оказались теми же, что на посылке с картиной.
 
Комментарии 2
0
ClausTrafobia
26.02.2015 18:15
[Материал]
Музей стоит у воды, поэтому грабители скрылись на моторной лодке, пригнанной прямо к входу. Все похищение напоминало сцену из боевика: уходя, бандиты даже рассыпали за собой гвозди, чтобы замедлить преследование
Гвозди в воду? |