Вход / Регистрация
18.11.2024, 02:17
«Скифское сокровище из Феттерсфельда» оказалось жертвой богам
Более 130 лет назад в посёлке Веташков (немецкое название – Феттерсфельд, современная западная Польша) местный фермер нашёл десятки артефактов, сделанных из золота. Все они датируются VI веком до н.э. и, как считается, связаны со скифами. Однако позже место находки было утеряно, и вплоть до последнего времени археологи не знали точно, где было найдено «сокровище».
«Клад» весил около 5 килограмм. Наиболее известный артефакт из Веташкова – золотая рыба с изображениями зверей. Вероятно, это была обшивка горита (футляр для лука и стрел). В состав «клада» также входили акинак (короткий скифский меч), оформленный в зверином стиле, и рукоять другого акинака, а также другие предметы.
Сейчас большая часть находок находится в Берлинском античном собрании. Учёные предполагали, что предметы принадлежали одному из скифских вождей, который был убит во время сражения с местными жителями, носителями лужицкой археологической культуры.
Польские археологи пытались определить место находки с момента окончания Второй мировой войны. В 2001–2004 годах в районе Веташкова работала совместная экспедиция Университета кардинала Стефана Вышинского (Варшава), Института археологии и этнологии Польской академии науки и Археологической службы Саксонии. Возглавляли экспедицию профессор Збигнев Кобылиньский (Zbigniew Kobylinski) и доктор Лёуис Данель Небельсицк (Louis Daniel Nebelsick). Их поиски увенчались успехом. Результаты исследования опубликованы в книге «Finding and contextualising of the Vettersfelde / Witaszkowo Hoard».
Археологам удалось определить контекст находки с помощью архивных документов, хранящихся в берлинских музеях, и полевых исследований. «Сокровище» нашли на месте современной пашни между посёлками Веташков и Козув. В процессе раскопок исследователи раскрыли священный источник, огороженный камнями. Внутри конструкции находились сотни сосудов с омфалами («пупами») на дне.
Такие сосуды подражали древнегреческим фиалам, чашам для возлияний богам. Участники ритуалов, в которых использовались фиалы, выливали из них жидкости, считавшиеся ценными, в качестве приношений богам. На территории современной Польши чаши с омфалами до этого находили только в погребениях. В том же месте археологи нашли редкие для региона стеклянные бусины, вероятно, привезённые сюда из причерноморских степей.
Металлографический анализ золотых предметов показал, что они никогда не использовались. При этом на них есть следы огня. Участок вокруг источника был вымощен камнем и покрыт горелым слоем. Были также открыты остатки деревянного мостика, который вёл от обширного очага к источнику.
По мнению исследователей, источник был местом поклонения водным божествам. Здесь практиковали возлияния и ритуалы, связанные с огнём. Приношения богам помещали в источник. Среди таких подношений было и «сокровище из Веташкова». Археологи считают, что «клад» представлял собой дипломатический дар местным вождям.
Это несколько меняет представления об отношениях скифов и носителей лужицкой культуры. Скифы не только разрушали и грабили, но и пытались установить хорошие отношения с местным населением, чтобы сохранить контроль над торговыми маршрутами.
«Открытие позволяет отказаться от распространённых ранее представлений о том, что «сокровище из Веташкова» было военной добычей, захваченной местным населением во время битвы со скифскими захватчиками, или что это было погребение скифского вождя», – считает Збигнев Кобылиньский.
«Клад» весил около 5 килограмм. Наиболее известный артефакт из Веташкова – золотая рыба с изображениями зверей. Вероятно, это была обшивка горита (футляр для лука и стрел). В состав «клада» также входили акинак (короткий скифский меч), оформленный в зверином стиле, и рукоять другого акинака, а также другие предметы.
Сейчас большая часть находок находится в Берлинском античном собрании. Учёные предполагали, что предметы принадлежали одному из скифских вождей, который был убит во время сражения с местными жителями, носителями лужицкой археологической культуры.
Польские археологи пытались определить место находки с момента окончания Второй мировой войны. В 2001–2004 годах в районе Веташкова работала совместная экспедиция Университета кардинала Стефана Вышинского (Варшава), Института археологии и этнологии Польской академии науки и Археологической службы Саксонии. Возглавляли экспедицию профессор Збигнев Кобылиньский (Zbigniew Kobylinski) и доктор Лёуис Данель Небельсицк (Louis Daniel Nebelsick). Их поиски увенчались успехом. Результаты исследования опубликованы в книге «Finding and contextualising of the Vettersfelde / Witaszkowo Hoard».
Археологам удалось определить контекст находки с помощью архивных документов, хранящихся в берлинских музеях, и полевых исследований. «Сокровище» нашли на месте современной пашни между посёлками Веташков и Козув. В процессе раскопок исследователи раскрыли священный источник, огороженный камнями. Внутри конструкции находились сотни сосудов с омфалами («пупами») на дне.
Такие сосуды подражали древнегреческим фиалам, чашам для возлияний богам. Участники ритуалов, в которых использовались фиалы, выливали из них жидкости, считавшиеся ценными, в качестве приношений богам. На территории современной Польши чаши с омфалами до этого находили только в погребениях. В том же месте археологи нашли редкие для региона стеклянные бусины, вероятно, привезённые сюда из причерноморских степей.
Металлографический анализ золотых предметов показал, что они никогда не использовались. При этом на них есть следы огня. Участок вокруг источника был вымощен камнем и покрыт горелым слоем. Были также открыты остатки деревянного мостика, который вёл от обширного очага к источнику.
По мнению исследователей, источник был местом поклонения водным божествам. Здесь практиковали возлияния и ритуалы, связанные с огнём. Приношения богам помещали в источник. Среди таких подношений было и «сокровище из Веташкова». Археологи считают, что «клад» представлял собой дипломатический дар местным вождям.
Это несколько меняет представления об отношениях скифов и носителей лужицкой культуры. Скифы не только разрушали и грабили, но и пытались установить хорошие отношения с местным населением, чтобы сохранить контроль над торговыми маршрутами.
«Открытие позволяет отказаться от распространённых ранее представлений о том, что «сокровище из Веташкова» было военной добычей, захваченной местным населением во время битвы со скифскими захватчиками, или что это было погребение скифского вождя», – считает Збигнев Кобылиньский.