Вход / Регистрация
18.12.2024, 21:55
/ Новости сайта / Наука и Технологии / На шельфе Охотского моря пробурена самая протяженная скважина в мире
На шельфе Охотского моря пробурена самая протяженная скважина в мире
ОАО «НК «Роснефть» в составе консорциума проекта «Сахалин-1» завершила бурение самой протяженной скважины в мире — ею стала скважина O-14 на месторождении Чайво. Протяженность скважины составила 13,5 тыс. м, она превзошла на полкилометра предыдущую скважину-рекордсменку Z-40, также работающую на проекте «Сахалин-1».
Суммарно на бурение новой скважины «Роснефти» (ведет бурение и добычу на Чайво с 2005 года) понадобилось 156 дней, при этом 12 034 м скважины пробурено горизонтально. Скважиной с самой протяженной горизонтальным участком остается Z-40, также работающая на «Сахалине-1»: ее горизонтальный участок составляет 12,13 тыс. м — максимальный показатель по миру.
— Эта скважина — продолжение успешной реализации нашего выдающегося проекта, — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. — Выражаю признательность нашим партнерам — компании ExxonMobil, благодаря использованию технологий бурения которой стало возможно это достижение.
Как отметили в компании, пробурить скважину глубже практически невозможно — О-14 близка к лимиту технических возможностей мировых технологий бурения.
За счет технологии Fast Drill компании ExxonMobil обеспечена высокая скорость бурения. Реализовать задачи такой сложности целесообразно консорциумам. Необходимо объединение усилий в плане новейших технологий бурения и финансовых ресурсов , пояснил «Известиям» заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин РГУ имени Губкина Александр Оганов. Для «Роснефти», являющейся ведущим недропользователем на российском шельфе, этот опыт очень важен.
Таким образом, с учетом новой рекордно длинной скважины консорциумом «Сахалин-1» пробурено 9 из 10 самых протяженных в мире скважин. С начала реализации программы буровых работ в 2003 году на Сахалине было установлено несколько мировых рекордов по бурению горизонтальных скважин — в апреле 2013 была пробурена скважина Z-43, длинна которой по стволу составила 12,45 тыс. м, а в июне того же года — скважина Z-42 с большой глубиной по стволу, составившей 12,7 тыс. м.
Извлекаемые запасы трех месторождений проекта составляют 236 млн т нефти и 487 млрд куб. м газа. С начала реализации проекта добыто 70 млн т нефти и 16 млрд куб. м газа. С момента начала эксплуатации проект «Сахалин-1» уже обеспечил поступления в размере $11 млрд в федеральный и региональные бюджеты в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа. В ходе реализации проекта «Сахалин-1» уже более $2,2 млрд инвестировано в защиту дикой природы и среды обитания, а также в рациональное землепользование. Кроме того, благотворительные поступления от проекта «Сахалин-1» направлены на развитие образования, здравоохранения, искусства, поддержку молодежи и коренных народов Севера.
Структура добычи и экспорта
Начальной стадией реализации проекта «Сахалин-1» предусматривалось освоение месторождения Чайво, которое началось в октябре 2005 года с использованием временного технологического комплекса. В настоящее время ведутся работы по увеличению объемов добычи углеводородов на месторождении Чайво — здесь пробурены и ведут добычу 17 скважин.
Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была вскрыта в 2009 году с помощью наземной буровой установки «Ястреб». Она является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли. Эта установка специально спроектирована для бурения с берега скважин на морские эксплуатационные объекты в рамках проекта «Сахалин-1».
Добыча нефти и газа на Чайво также ведется с морской платформы «Орлан». Эта сталебетонная конструкция используется для разработки юго-западной части основного эксплуатационного объекта месторождения Чайво. Установка платформы «Орлан» была завершена в июле 2005 году, а буровые работы начаты в декабре того же года.
Для увеличения объема добычи в действующих скважинах в настоящее время с платформы «Орлан» ведется бурение многоствольных скважин.
Второе месторождение группы — Одопту — начало поставки нефти и газа с девяти пробуренных скважин в 2010 году, оно находится примерно в 70 км к северу от буровой площадки Чайво и в 9 км от северо-восточного побережья Сахалина вблизи залива Пильтун. Буровые работы были начаты в мае 2009 года, после модернизации и передислокации буровой установки «Ястреб» с месторождения Чайво. Программа буровых работ на Одопту была успешно завершена в 2011 году, здесь пробурено девять горизонтальных скважин и установлено несколько мировых рекордов по бурению.
В январе этого года буровой платформой «Беркут» получена товарная нефть с третьего месторождения — Аркутун-Даги, оно расположено примерно в 25 км от северо-восточного побережья Сахалина, к востоку от месторождения Чайво. Предусматривается, что пиковый уровень добычи на этом месторождении составит 4,5 млн т нефти в год.
С трех месторождений нефть поступает на береговой комплекс подготовки Чайво, это ядро инфраструктуры проекта «Сахалин-1». Этот объект предназначен для подготовки товарной нефти, которая отгружается через терминал в Де-Кастри, и природного газа, который поставляется потребителям на Дальнем Востоке России либо закачивается в пласт для поддержания пластового давления. Комплекс рассчитан на подготовку до 32,5 тыс. т нефти в сутки. В результате выполнения проекта реконструкции берегового комплекса Чайво в 2012 году мощности объекта по подготовке газа были увеличены с 24 млн до 32,5 млн куб. м в сутки.
Система же экспорта нефти проекта «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 года после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км для транспортировки нефти с комплекса Чайво через Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри, расположенному на территории Хабаровского края. Первые танкеры начали нагружать в сентябре 2006 года, к настоящему времени отгружено около 712 танкеров. Нефть поставляется на международный рынок потребителям в Японии, Южной Корее и других странах, каждый член консорциума «Сахалин-1» осуществляет продажу нефти от собственного имени. Основными покупателями нефти являются близлежащие Япония и Южная Корея, партии также идут в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Таиланд и т.д.
Нефть, добываемую на проекте «Сахалин-1», «Роснефть» и ее партнеры продают под маркой «Сокол» — имя дано по названию выносного одноточечного причала «Сокол» на терминале, с которого нефть отгружают в танкера в порту Де-Кастри в Хабаровском крае. Первый танкер с терминала в Де-Кастри отправился 21 ноября 2014 года. В январе в состав нефти «Сокол» первый раз включена нефть месторождения Аркутун-Даги, только что введенного в эксплуатацию проектом «Сахалин-1». Высокое качество нефти Аркутун-Даги соответствует качеству нефти других месторождений проекта, и его освоение позволит увеличить объемы поставок сорта «Сокол» с сохранением его рыночных позиций.
Будущими планами реализации проекта предусматривается расширение разработки ресурсов природного газа месторождения Чайво. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов, отмечают в компании.
Суммарно на бурение новой скважины «Роснефти» (ведет бурение и добычу на Чайво с 2005 года) понадобилось 156 дней, при этом 12 034 м скважины пробурено горизонтально. Скважиной с самой протяженной горизонтальным участком остается Z-40, также работающая на «Сахалине-1»: ее горизонтальный участок составляет 12,13 тыс. м — максимальный показатель по миру.
— Эта скважина — продолжение успешной реализации нашего выдающегося проекта, — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. — Выражаю признательность нашим партнерам — компании ExxonMobil, благодаря использованию технологий бурения которой стало возможно это достижение.
Как отметили в компании, пробурить скважину глубже практически невозможно — О-14 близка к лимиту технических возможностей мировых технологий бурения.
За счет технологии Fast Drill компании ExxonMobil обеспечена высокая скорость бурения. Реализовать задачи такой сложности целесообразно консорциумам. Необходимо объединение усилий в плане новейших технологий бурения и финансовых ресурсов , пояснил «Известиям» заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин РГУ имени Губкина Александр Оганов. Для «Роснефти», являющейся ведущим недропользователем на российском шельфе, этот опыт очень важен.
Таким образом, с учетом новой рекордно длинной скважины консорциумом «Сахалин-1» пробурено 9 из 10 самых протяженных в мире скважин. С начала реализации программы буровых работ в 2003 году на Сахалине было установлено несколько мировых рекордов по бурению горизонтальных скважин — в апреле 2013 была пробурена скважина Z-43, длинна которой по стволу составила 12,45 тыс. м, а в июне того же года — скважина Z-42 с большой глубиной по стволу, составившей 12,7 тыс. м.
Извлекаемые запасы трех месторождений проекта составляют 236 млн т нефти и 487 млрд куб. м газа. С начала реализации проекта добыто 70 млн т нефти и 16 млрд куб. м газа. С момента начала эксплуатации проект «Сахалин-1» уже обеспечил поступления в размере $11 млрд в федеральный и региональные бюджеты в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа. В ходе реализации проекта «Сахалин-1» уже более $2,2 млрд инвестировано в защиту дикой природы и среды обитания, а также в рациональное землепользование. Кроме того, благотворительные поступления от проекта «Сахалин-1» направлены на развитие образования, здравоохранения, искусства, поддержку молодежи и коренных народов Севера.
Структура добычи и экспорта
Начальной стадией реализации проекта «Сахалин-1» предусматривалось освоение месторождения Чайво, которое началось в октябре 2005 года с использованием временного технологического комплекса. В настоящее время ведутся работы по увеличению объемов добычи углеводородов на месторождении Чайво — здесь пробурены и ведут добычу 17 скважин.
Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была вскрыта в 2009 году с помощью наземной буровой установки «Ястреб». Она является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли. Эта установка специально спроектирована для бурения с берега скважин на морские эксплуатационные объекты в рамках проекта «Сахалин-1».
Добыча нефти и газа на Чайво также ведется с морской платформы «Орлан». Эта сталебетонная конструкция используется для разработки юго-западной части основного эксплуатационного объекта месторождения Чайво. Установка платформы «Орлан» была завершена в июле 2005 году, а буровые работы начаты в декабре того же года.
Для увеличения объема добычи в действующих скважинах в настоящее время с платформы «Орлан» ведется бурение многоствольных скважин.
Второе месторождение группы — Одопту — начало поставки нефти и газа с девяти пробуренных скважин в 2010 году, оно находится примерно в 70 км к северу от буровой площадки Чайво и в 9 км от северо-восточного побережья Сахалина вблизи залива Пильтун. Буровые работы были начаты в мае 2009 года, после модернизации и передислокации буровой установки «Ястреб» с месторождения Чайво. Программа буровых работ на Одопту была успешно завершена в 2011 году, здесь пробурено девять горизонтальных скважин и установлено несколько мировых рекордов по бурению.
В январе этого года буровой платформой «Беркут» получена товарная нефть с третьего месторождения — Аркутун-Даги, оно расположено примерно в 25 км от северо-восточного побережья Сахалина, к востоку от месторождения Чайво. Предусматривается, что пиковый уровень добычи на этом месторождении составит 4,5 млн т нефти в год.
С трех месторождений нефть поступает на береговой комплекс подготовки Чайво, это ядро инфраструктуры проекта «Сахалин-1». Этот объект предназначен для подготовки товарной нефти, которая отгружается через терминал в Де-Кастри, и природного газа, который поставляется потребителям на Дальнем Востоке России либо закачивается в пласт для поддержания пластового давления. Комплекс рассчитан на подготовку до 32,5 тыс. т нефти в сутки. В результате выполнения проекта реконструкции берегового комплекса Чайво в 2012 году мощности объекта по подготовке газа были увеличены с 24 млн до 32,5 млн куб. м в сутки.
Система же экспорта нефти проекта «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 года после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км для транспортировки нефти с комплекса Чайво через Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри, расположенному на территории Хабаровского края. Первые танкеры начали нагружать в сентябре 2006 года, к настоящему времени отгружено около 712 танкеров. Нефть поставляется на международный рынок потребителям в Японии, Южной Корее и других странах, каждый член консорциума «Сахалин-1» осуществляет продажу нефти от собственного имени. Основными покупателями нефти являются близлежащие Япония и Южная Корея, партии также идут в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Таиланд и т.д.
Нефть, добываемую на проекте «Сахалин-1», «Роснефть» и ее партнеры продают под маркой «Сокол» — имя дано по названию выносного одноточечного причала «Сокол» на терминале, с которого нефть отгружают в танкера в порту Де-Кастри в Хабаровском крае. Первый танкер с терминала в Де-Кастри отправился 21 ноября 2014 года. В январе в состав нефти «Сокол» первый раз включена нефть месторождения Аркутун-Даги, только что введенного в эксплуатацию проектом «Сахалин-1». Высокое качество нефти Аркутун-Даги соответствует качеству нефти других месторождений проекта, и его освоение позволит увеличить объемы поставок сорта «Сокол» с сохранением его рыночных позиций.
Будущими планами реализации проекта предусматривается расширение разработки ресурсов природного газа месторождения Чайво. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов, отмечают в компании.