Чан Чан — крупнейший глинобитный город мира
Центр города покрывает территорию приблизительно в 6 км2. Остальная часть комплекса – древние, плохо сохранившиеся сооружения: остатки дорог, каналов, стен, кладбищ. В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, позднее город включили в Красный список объектов Всемирного наследия, как архитектурный памятник, находящихся под угрозой уничтожения.
С языка чиму, согласно транскрипциям, составленным испанскими хронистами, Чан-Чан переводится как «Большое солнце» или «Сверкающее солнце». Таким образом, практически не возникает сомнений, что название города, так или иначе, связано со светилом.
Чан Чан – столица могущественного и богатого, технически развитого царства Чимор культуры Чиму (1100 — 1470 года). Город был построен во второй половине IX века, и особенно процветал с XIII по XV столетие. Максимальное количество жителей составляло свыше 30 000, а по некоторым данным, в период максимального расцвета, в городе иогло жить до 100000 человек.
Столица чиму состояла изначально из девяти автономных округов, каждый из которых управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти правители почитались как короли. Каждый округ имел собственные места захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических изделий и с десятками скелетов молодых женщин.
Когда в конце XV века (1470 год) пришли завоеватели-инки, они не могли взять Чан-Чан военным путем. Поэтому нападающие соорудили дамбу для того, чтобы повернуть реку, на которой стоял Чан-Чан, в другом направлении. Лишь нехватка воды заставила осажденных сдаться инкам. После завоевания инками город стал терять свое значение. Однако разрушили и разграбили его не инки, которые больше стремились к расширению своей империи Тауантинсуйю, чем к богатству. Разрушение пришло, когда империей инков завладели испанцы. От всей культуры чиму после этого мало что осталось. Сегодня сохранились лишь огромные площади с обветшалыми домами из самана и руины культовых сооружений.
Дворец Тсшуди или Центральный Дом – самый известный из глинобитных дворцов города Чан Чан, был возведен, примерно, в 1400 году. Другие названия цитадели – Ник Ан, т.к. комплекс был посвящен богу моря Ни, что отчетливо прослеживается в украшениях морской тематики. Дворец Тсшуди являет собой яркий пример архитектурного стиля чиму. Важной достопримечательностью и отличительной особенностью дворца является церемониальный бассейн, расположенный в центральной части и сохранившийся до наших дней. Этот впечатляющий резервуар, видимо, был сценой церемоний, связанных с водой и плодородием.
До сих пор здесь можно обнаружить два стиля дизайна резьбы: животные – птицы, рыбы и мелкие млекопитающие; графика – стилизованное изображение тех же самых животных. Все резные фигуры были покрашены в желтые или черные цвета. Резные фигурки в Чане Чане изображают крабов, черепах и сети для ловли различных морских животных. Чан Чан, в отличие от большинства других прибрежных руин в Перу, расположен близко к Тихому океану.
В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, город постепенно разрушается. Причины — ежегодные бури, которые все сильнее видоизменяют пустынные прибрежные территории; повышение уровня грунтовых вод; влияние климатической аномалии Эль-Ниньо, а также нелегальные поселения на территории археологического комплекса, разрастание города Трухильо. Из-за продолжающегося разрушения, Чан-Чан был включен в Красный список объектов Всемирного наследия, как объект, находящихся под угрозой уничтожения. В наши дни ученые разных стран борются за сохранение города.
В последние годы к усиленной эрозии древнего города приводит климатический феномен Эль-Ниньо. Десятилетиями в этой местности едва бывали осадки, однако вместе с переменой климата ежегодные бури становятся все сильнее и видоизменяют пустынные прибрежные территории. Лучше всего сохранился район Чуди, названный в честь швейцарского исследователя Иоганна Якоба фон Чуди. Этот район постепенно восстанавливается и открыт для посещения туристов. Здесь можно увидеть некоторые праздничные залы с роскошными орнаментами. До 1998 года саманные сооружения покрывали специальной глазурью, защищавшей их от осадков. Однако с тех пор феномен Эль-Ниньо стал настолько силен, что необходимо было построить стальные леса, чтобы древние сооружения не размыло.
В 2014 году завершены работы по строительству защитных навесов над построенным из необожженного кирпича (адобы) древним доинкским городом Чан-Чан. Об этом заявило Министерство культуры Перу. Работы над USD 60.000 проектом были начаты в начале декабря прошлого года, было задействовано 70 рабочих.
Здания древнего города, расположенного недалеко от прибрежного города Трухильо, построены из самана (необожженного кирпича) и поэтому постоянно подвергаются разрушительному воздействию сильных дождей, приносимых тёплым океанским течением Эль-Ниньо.
И хотя в этом году Эль-Ниньо не ожидается, всё же даже небольшие осадки могут оказать воздействие на стены с изящным резным орнаментом. «Всё спланировано так, чтобы свести к минимуму риск повреждения от дождей, — сообщил глава проекта Хенри Гайосо. – В расчет приняты возможные воздействия до, во время и после дождей. Это гарантирует сохранность археологического комплекса».
Работы включили в себя очистку дренажной системы и установку защитных навесов над стенами комплекса.
Напомним, Чан-Чан был внесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия в 1986 году. Город был столицей царства Чиму, контролировавшего территорию северного побережья Перу с 900 гг. вплоть до покорения армией инков под командованием Тупака Инки Юпанки в конце XV века. В период своего расцвета, Чан-Чан был самым крупным городом доколумбовой Америки и самым крупным городом из необожженного кирпича во всем мире.
В то же время, следует отметить, что на текущий момент Чан-Чан включён ЮНЕСКО в список мест, которым грозит опасность и не только от воздействия дождей, но также от эрозии почв и людей, которые вторгаются на соседние с городищем территории с целью занятия сельским хозяйством, строительством домов и организации свалок.
Для поднятия самосознания у граждан страны и воспитания гордости за наследие Перу, Министерство культуры организовывает в Трухильо летние программы по ремеслу и искусству для детей, где будут задействованы мотивы доколумбовых городов севера страны.