/ Новости сайта / Космос / Необычная звезда-трансформер "троллила" ученых на протяжении 20 лет
04.12.2015

Необычная звезда-трансформер "троллила" ученых на протяжении 20 лет

везда IRC+10216 в созвездии Льва "троллила" ученых на протяжении 20 лет, спрятавшись от них в коконе из пыли, который скрывал ее истинный облик  от астрономов и заставлял их сомневаться в законах физики и эволюции звезд, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

"Это один из тех моментов, когда природа напоминает нам, кто здесь на самом деле хозяин. Последние 20 лет многие астрономы, и я в том числе, пытались "натянуть" скелет теорий на те пятнистые картинки, которые мы получали во время наблюдений за CW Льва", — заявил Питер Татхилл (Peter Tuthill) из университета Сиднея (Австралия).

Стюарт и его коллеги изучали звезду IRC+10216 – красный гигант в созвездии Льва, доживающий свои последние дни. Увидеть его при помощи глаз или обычных телескопов невозможно из-за крайне низкой яркости звезды, однако в инфракрасном диапазоне это светило является вторым по яркости объектом в окрестностях Солнечной системы.

Внимание астрономов уже два десятилетия привлекает то, что эта звезда, по сути, непрерывно меняется, непостижимым образом перемещаясь в стороны, меняя свою форму, размеры и очертания. Долгое время ученые пытались угадать, какое из ярких пятен, которые видны на снимках IRC+10216 различных годов, на самом деле является звездой, и сформулировать на основе этого теорию, объясняющую ее необыкновенное поведение.

Как выяснила группа Татхилла, используя снимки с телескопов Кека, VLT и даже камер сатурнианского зонда "Кассини",  на самом деле звезда "троллила" всех людей, пытавшихся увидеть ее. В  тех пятнах, которые видны на снимках, ее на самом деле нет, так как IRC+10216 скрывается под толстой "шубой" из пыли, не пропускающей ее излучение наружу.

Пятна, которые ученые считали следами звезды, на самом деле являются "дырами" в этой шубе, которые возникают в те времена, когда часть оболочек умирающей звезды выбрасывалась ею в открытый космос. Эти "чихи" умирающей звезды оставляли за собой горячие облака пыли и газа, которые светились в инфракрасном диапазоне. Именно их и видели ученые.

"Теперь мы понимаем, что все эти годы IRC+10216 просто выбрасывала клубы и потоки горячей пыли в случайные моменты времени. Все это похоже на своеобразную космическую версию теста Рошаха. Пытаясь найти структуру в этих пятнах, мы видели только свои предубеждения. Видеть зайчиков и слоников в облаках – нормальная вещь для моего 4-летнего сына, но, похоже, что "пыльная" звезда в созвездии Льва заставила всех нас строить воздушные замки", — заключает Татхилл.

agnc 04.12.2015 15:20 [Материал]