/ Новости сайта / Космос / Астрономы нашли планету где год длится 1100 дней
26.12.2015

Астрономы нашли планету где год длится 1100 дней

Планетологи обнаружили у двойной звезды KOI-2939 в созвездии Лебедя планету, удаленную от светила на рекордно далекое расстояние — год на ней длится 1100 дней, что делает ее самым далеким «татуином» из всех известных экзопланет такого рода.

Сегодня существует два основных метода поиска планет за пределами Солнечной системы — так называемый транзитный метод, используемый телескопом «Кеплер» и его наследником TESS, и более старый метод лучевых скоростей, который используется наземным спектрометром HARPS. Первый прием считается более быстрым, а второй — более надежным.

И у той и другой методики есть один общий недостаток — они крайне плохо приспособлены, хотя и по абсолютно разным причинам, для поиска планет, находящихся на большом расстоянии от светила или пар светил. По этой причине открытие планет на большом расстоянии от звезд, в особенности крупных экзомиров или планет у двойных светил, всегда становится большим событием в астрономии.

Уильям Боруцки (William Borucki), бывший руководитель проекта «Кеплер» из Центра НАСА имени Эймса, и его коллеги нашли первый в истории планетологии юпитероподобный «Татуин» — планету KOI-2939b, вращающуюся вокруг двух светил — расположенный примерно в 1,5 раза дальше, чем Марс от Солнца, изучая данные, собранные «Кеплером» до его поломки.

Открытие этой планеты, как рассказывают ученые, было настоящим чудом — благодаря тому, что год на ней длится 1100 дней, она всего два раза «заслонила» своей тенью диски звезд KOI-2939, солнцеподобных желтых субкарликов, совершающих оборот друг вокруг друга за 11 дней. Это дало ученым крайне мало снимков и данных для того, чтобы убедиться, что перед ними стоит планета, а не пятно на светилах или какой-то другой объект.

По своим свойствам данная планета напоминает Юпитер — ее диаметр примерно равен юпитерианскому, а масса — примерно в 1,5 раза больше, чем у него. Он находится от светил примерно в 1,5 раза дальше, чем Марс от Солнца, и находится почти посередине так называемой «зоны жизни» — «бублика» орбит, где вода на поверхности планет может существовать в жидком виде. Таким образом, спутники KOI-2939b, если они существуют, могут таить в себе жизнь.

Подобные параметры удивили ученых, так как ни один из известных им «татуинов» не обладал столь внушительными размерами и не находился так далеко от звезд. Некоторые планетологи вообще считали, что столь большие планеты не могут существовать, так как их орбита будет нестабильной и они будут неизбежно «катапультированы» за пределы звездной системы.

Что интересно, «татуины» до сих пор остаются редкостью — с момента открытия первой такой планеты, найденной Боруцким и его коллегами в 2011 году, было открыто всего 10 «татуинов» в восьми звездных системах. KOI-2939b стала одиннадцатой планетой такого рода, и первым «двойником Юпитера» среди них.

Редкость столь далеких «татуинов», как отмечают ученые, может объясняться тем, что они становятся видимыми для «Кеплера» лишь очень короткое время, когда их орбита, периодически «качающаяся» в результате гравитационных взаимодействий со звездами, почти идеально накладывается на диск светила, если смотреть на них с Земли. К примеру, KOI-2939b станет невидимой для нас примерно через 160 лет, заключают планетологи.

Анубис 26.12.2015 12:09 [Материал]