/ Новости сайта / Тайны истории / Тайну смерти Булгакова раскрыли с помощью рукописи «Мастера и Маргариты»
02.11.2016

Тайну смерти Булгакова раскрыли с помощью рукописи «Мастера и Маргариты»

Известно, что в последние годы жизни Михаил Булгаков, автор «Мастера и Маргариты», страдал от нарушения функции почек и был вынужден принимать морфий. Тщательно исследовав страницы рукописи романа, ученые обнаружили следы обезболивающего вещества. Новая работа ученых посвящена поискам в черновиках биологических маркеров заболевания, погубившего писателя.

Булгаков начал работу над «Мастером и Маргаритой» еще в 1928 году, однако первую версию романа в 1930 году уничтожил. Затем писатель вновь вернулся к нереализованному замыслу и работал над черновиками до самой смерти в 1940 году. Роман оставался незаконченным, пока жена писателя Елена Сергеевна Булгакова не доработала произведение. Полный книжный вариант «Мастера и Маргариты» был впервые опубликован только в 1969 году, поскольку цензоры и государственные чиновники препятствовали публикации романа.

Международная группа ученых во главе с профессором Пьером Джиоржио Ригетти проводила исследование рукописи Булгакова и обнаружила на ее страницах заметные следы морфия. Это вещество, считают исследователи, использовалось писателем для снятия боли, которую он испытывал из-за гипертонического нефросклероза — наследственного заболевания почек. Однако некоторые специалисты оспорили выводы авторов, указав на не полную корректность метода выделения морфина со страниц рукописи и тот факт, что морфин мог быть оставлен сотрудниками НКВД.

Чтобы подтвердить ранее полученные результаты, ученые решили выяснить, остались ли на страницах, над которыми автор работал в последние годы своей жизни, следы белковых маркеров болезни почек. Для этого исследователи проанализировали десять из 127 страниц рукописи новым методом, суть которого заключалась в применении ламинированной пленки из этилвинилацетата для захвата белковых молекул с участков бумаги, с которыми контактировал писатель.

Ранее для выделения морфина со страниц рукописи применялся метод осаждения смол, однако многие ученые считают этот подход недопустимым при исследовании ценных документов, находящихся в библиотеках и государственных хранилищах: частицы смол могут остаться среди волокон целлюлозы и нанести ущерб бумаге. Технология с применением ламинированной пленки из этилвинилацетата более безопасна: никакие частицы не остаются на страницах, однако происходит эффективный захват пептидов, поскольку гранулы немного выступают из пленки и могут адсорбировать биологический материал.

Не каждый старинный документ подходит для такого анализа. Хотя сейчас при производстве бумаги не применяют кислоту, во времена Булгакова кислотная обработка, как ошибочно считалось, продлевала срок жизни страниц. Производственные добавки применялись с 1850 года, что повышало pH изготовленной в то время бумаги. Рукописи с повышенной кислотностью, как было обнаружено в ранних научных работах, обычно лишены следов морфина и белков. Однако 127 страниц, которые были получены учеными для анализа, больше подходили для исследования, поскольку имели нейтральную кислотность. Они были серого цвета, в то время как обработанная бумага приобретает желтоватый оттенок и становится более ломкой.

Михаил Булгаков

Ученым удалось извлечь не менее трех белков, а именно периостин, N-ацетил-β-глюкозаминидазы и нефрин — эти молекулы являются биомаркерами почечных патологий. Для исследователей эта находка была ценной, поскольку возраст рукописи превышает 75 лет, и страницы не были изолированы от воздействия окружающей среды. Каждый белок был идентифицирован на основе 3-4 пептидов (аминокислотных последовательностей), что увеличивает надежность результата. Кроме того, было выявлено еще 29 генных продуктов (гидролазы, оксидоредуктазы, кальций-связывающие белки и защитные молекулы) и два белка, характерные для золотистого стафилококка. Это шаровидные грамположительные (имеют однослойную клеточную мембрану) бактерии, которые являются патогенными для человека. Они, как правило, обитают на коже, слизистой оболочке носа и дыхательных путей. Анализы показали, что выявленные белки, принадлежащие тканям Булгакова, могли участвовать в таких защитных процессах, как фагоцитоз, эндоцитоз и иммунная реакция с участием B-лимфоцитов.

Одна из страниц исследуемой рукописи

Все белковые молекулы были идентифицированы на восьми из десяти изученных страниц. Обнаружение трех белков — потенциальных биомаркеров заболевания, по мнению ученых, опровергает гипотезу, что следы морфия были оставлены сотрудниками НКВД, которые конфисковали рукописи Булгакова. Весьма маловероятно, что все они страдали от одной и той же патологии почек. Кроме того, агенты спецслужб того времени вряд ли принимали болеутоляющие средства вроде морфина, они чаще употребляли стимулирующие препараты, такие как героин или кокаин. Таким образом исследователи подтвердили свой первоначальный вывод: выявленный ими морфий принадлежал Булгакову.

Исследователи планируют продолжить работу. В их планах — биохимическое изучение предсмертной записки Маяковского. На бумаге осталось много следов, которые могут дать исследователям ответы на множество накопившихся вопросов. К сожалению, подобные исследования находятся под угрозой: директор РГБ Александр Вислый анонсировал строительство завода по нейтрализации кислотности бумаги. Когда производство будет введено в строй, оно рискует навсегда «похоронить» множество тайн, которые скрывают старинные манускрипты.

Источник:  https://lenta.ru

malipas 02.11.2016 17:47 [Материал]
все и так знали что он болел и принимал морфий....да он этого и не скрывал....

так, чисто научная статейка расфуфыреная громким именем....

или заказ церковников

интересно, про андреева и его розу мира что придумают
paranormal 02.11.2016 21:01 [Материал]
Андреев в турме писал, там наркотиков нету.
malipas 02.11.2016 21:38 [Материал]
Guest 02.11.2016 14:36 [Материал]
Ну и а в чем смысл потуг этих "ученых" - типа морфинист был конченный ? Столько времени и денег выкинуто на ветер... И что к этим рукописям кроме самого автора и нквдешников которые сидели на героине и кокаине никто больше не прикасался ? А даже если и потреблял автор морфий то что, произведение от этого теряет ценность ? Очевидно что "ученые" прожрали деньги налогоплательщиков и в качестве оправдания понесли очередную ахинею, что в принципе уже давно стало нормой.
tera 02.11.2016 15:40 [Материал]
Это очередное "окно овертона".

Должно заложить в подсознание мысль: "Ну уж если великий Булгаков, морфий потреблял... я тоже имею полное моральное право хряпнуть".
Guest 02.11.2016 19:52 [Материал]