Вход / Регистрация
18.11.2024, 07:16
Растения могут видеть, слышать и чувствовать
По мнению Джека Шульца, растения — «это просто очень медленные животные». И виной тому вовсе не непонимание фундаментальной биологии. Шульц является профессором в отделе наук о растениях в Университете Миссури в Колумбии. Он провел сорок лет, исследуя взаимодействия между растениями и насекомыми. Он знает свое дело. Вместо этого он обращает внимание на общие представления о наших братьях лиственных, которых, по его мнению, мы считаем чуть ли не мебелью. Растения борются за территорию, ищут пищу, ускользают от хищников и ловят добычу в ловушки. Они живы, как любое животное, и — как животные — они демонстрируют особенное поведение.
«Чтобы убедиться в этом, вам просто нужно снять растущее растение быстрой съемкой — тогда оно будет вести себя как животное», восторгается Оливье Хамант, изучающий растения в Университете Лиона во Франции. И действительно, ускоренная съемка показывает удивительный мир поведения растения во всей его красе.
Растения движутся вовсе не бесцельно, а значит, они должны быть осведомлены о том, что происходит вокруг них. «Для того чтобы правильно реагировать, растениям также нужны сложные устройства зондирования, настроенные на изменяющиеся условия», говорит Шульц.
«Чтобы убедиться в этом, вам просто нужно снять растущее растение быстрой съемкой — тогда оно будет вести себя как животное», восторгается Оливье Хамант, изучающий растения в Университете Лиона во Франции. И действительно, ускоренная съемка показывает удивительный мир поведения растения во всей его красе.
Растения движутся вовсе не бесцельно, а значит, они должны быть осведомлены о том, что происходит вокруг них. «Для того чтобы правильно реагировать, растениям также нужны сложные устройства зондирования, настроенные на изменяющиеся условия», говорит Шульц.
Что же чувствуют растения? Даниэль Хамовитц из Тель-Авивского университета в Израиле считает, что их чувства не так сильно отличаются от наших собственных. Когда Хамовитц решил написать книгу «Что знает растение» в 2012 году — в которой он исследовал переживания растений, отраженные в самых строгих и современных научных исследованиях, — он испытывал в некоторой степени трепет.
«Я очень беспокоился, каким может быть отклик», говорит он.
И его беспокойство не было беспричинным. Описания того, как растения видят, обоняют, чувствуют и, в самом деле, знают, эхом вторили книге «Тайная жизнь растений», которая вышла в 1973 году для поколения эпохи цветов, но содержала очень мало фактов. В частности, эта книга полностью дискредитировала идею того, что растения положительно реагируют на звуки классической музыки.
Но исследование восприятия растений с 1970-х годов прошли долгий путь, а в последние годы в области исследования растительных чувств наблюдается определенный всплеск. Задача этой работы не только продемонстрировать, что у «растений тоже есть чувства», но и задать вопросы «почему» и «как» растение чувствует свое окружение.
Коллеги Шульца по Миссури, Хайди Аппель и Рекс Кокрофт, ищут правду на тему слуха растений.
«Основной вклад нашей работы в том, чтобы найти причину, почему звук оказывает на растения влияние», говорит Аппель. Симфония Бетховена вряд ли привлечет внимание растения, но вот приближение голодной гусеницы — это уже другая история.
В своих экспериментах Аппель и Кокрофт обнаружили, что записи звуков жевания, производимых гусеницами, приводили к тому, что растения наводняют свои листья химической защитой, предназначенной для отваживания нападающих. «Мы показали, что растения реагируют на экологически релевантный звук экологически релевантным ответом», говорит Кокрофт.
Экологическая релевантность, или соответствие, очень важна. Консуэло де Морэс из Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе вместе с коллегами показали, что, помимо способности слышать приближающихся насекомых, некоторые растения могут слышать их запах или даже запахи летучих сигналов, испускаемых соседними растениями в ответ на приближение насекомых.
Еще более зловещим выглядит то, как в 2006 году было продемонстрировано, что паразитическое растение — повилика виноградной лозы — вынюхивает потенциального носителя. Затем повилика извивается в воздухе, оплетает незадачливого хозяина и высасывает из него питательные вещества.
Казалось бы, чем эти действия отличаются от наших? Растения слышат или чуют что-то, а потом действуют соответствующим образом, как и мы.
Но, конечно же, есть существенная разница. «Мы не знаем, насколько похожи механизмы восприятия запахов у растений и животных, потому что не знаем многого о механизмах у растений», говорит де Морэс.
У нас есть носы и уши. А что есть у растений?
Отсутствие явных центров сенсорного ввода усложняет понимание чувств растений. Это касается не всего — фоторецепторы, которые растения используют, чтобы «видеть», достаточно хорошо изучены — однако область в целом, конечно, требует дальнейшего изучения.
Со своей стороны, Аппель и Кокрофт надеются найти часть или части растения, которые отвечают на звук. Вероятными кандидатами являются механорецепторные белки, которые находятся во всех растительных клетках. Они преобразуют микродеформации, которые рождаются звуковыми волнами, в электрические или химические сигналы.
Ученые пытаются понять, могут ли растения с дефектными механорецепторами все еще реагировать на шум от насекомых. Похоже, у растений нет никакой потребности иметь нечто такое громоздкое, как ухо.
Еще одна способность, которую мы разделяем с растениями, это проприоцепция: «шестое чувство», которое позволяет (некоторым из нас) печатать вслепую, жонглировать и знать, где в пространстве находятся разные части нашего тела.
Поскольку это чувство не связано с определенным органом у животных, а скорее полагается на петлю обратной связи между механорецепторами в мышцах и мозгом, сравнение с растениями будет весьма точным. Хотя на уровне молекул подробности несколько разнятся, у растений тоже есть механорецепторы, которые обнаруживают изменения в своем окружении и отвечают на них соответствующим образом.
«Общая идея та же», говорит Хамант, который в 2016 году был соавтором обзора исследований проприоцепции. «До сих пор мы знали, что в растениях это больше связано с микротрубочками (структурными компонентами клетки), которые отвечают на растягивание и механическую деформацию».
На самом деле, исследование, опубликованное в 2015 году, выявило сходства, которые могут уходить еще глубже и затрагивать актин — ключевой компонент в мышечной ткани — как участвующий в растительной проприоцепции. «Насчет этого поддержки меньше», говорит Хамант, «но были свидетельства того, что актиновые волокна принимают участие; почти как в мышцах».
Эти результаты не единственные в своем роде. По мере исследования растительных чувств, ученые начали находить повторяющиеся схемы, намекающие на глубокие параллели с животными.
В 2014 году группа ученых Университета Лозанны в Швейцарии показала, что когда гусеница атакует растение арабидопсис, она запускает волну электрической активности. Наличие электрической сигнализации в растения — далеко не новая идея — физиолог Джон Бердон-Сандерсон предложил ее как механизм действия венериной мухоловки еще в 1874 году, но что действительно интересно, так это роль, которую играют молекулы — рецепторы глутамата.
Глутамат является наиболее важным нейромедиатором в нашей центральной нервной системе, и он играет точно такую же роль в растениях, за одним существенным отличием: у растений нет центральной нервной системы.
«Молекулярная биология и геномика говорят нам, что растения и животные состоят из удивительно ограниченного набора молекулярных «строительных блоков», которые весьма похожи», говорит Фатима Цверчкова, исследователь Университета Карлова в Праге, Чехия. Электрическая связь развивалась двумя разными способами, каждый раз используя набор строительных блоков, которые предположительно запустили раскол между животными и растениями 1,5 миллиарда лет назад.
«Эволюция привела к ряду возможных механизмов для общения, и хотя вы можете получить их по-разному, итог будет одним», говорит Хамовитц.
Осознание того, что такие сходства существуют и что растения имеют гораздо больше способностей ощущать мир, чем можно предположить по их внешнему виду, привело к возникновению ряда примечательных заявлений о «растительном интеллекте» и даже положило начало новой дисциплине. Электрическая сигнализация в растениях была одним из ключевых факторов рождения «растительной нейробиологии» (термин используют даже несмотря на отсутствие нейронов у растений), и на сегодняшний день существуют исследователи растений, которые занимаются изучением таких нерастительных областей, как память, обучение и решение проблем.
Такого рода мышление даже привело к тому, что законотворцы Швейцарии написали руководство по защите «достоинства растений» — что бы это ни значило.
И хотя многие считают такие термины, как «растительный интеллект» и «растительная нейробиология», в большей степени метафорическими, их встречают критикой. «Думаю ли я, что растения разумны? Я думаю, что растения сложные», говорит Хамовитц. А сложность не стоит путать с интеллектом.
Таким образом, хотя весьма полезно описывать растения антропоморфными терминами, существуют пределы. Опасность заключается в том, что мы можем посчитать растения низшими версиями животных, а это совсем не соответствует истине.
«Мы, изучающие растения, с удовольствием говорим о сходствах и различиях между растительным и животным образом жизни, когда представляем результаты исследования широкой публике», говорит Цверчкова. Но и она считает, что зависимость от животных метафор при описании растений приводит к проблемам. «Хочется избегать таких метафор, чтобы избежать обычно бесплодных дискуссий о том, больно ли морковке, если ее укусить».
Растения в высшей степени приспособлены для выполнения того, что они делают. У них может не быть нервной системы, мозга и других сложных функций, но они превосходят нас в других сферах. К примеру, хоть у них нет глаз, растения вроде арабидопсиса обладают по меньшей мере 11 типами фоторецепторов, в то время как мы — всего 4. Это значит, что их зрение сложнее нашего. У растений другие приоритеты, и их сенсорные системы это отражают. Как отмечает Хамовитц в своей книге, «свет для растения — это не только сигнал; свет — это пища».
Поэтому хоть растения и сталкиваются с такими же проблемами, как животные, их сенсорные способности сформированы их основными отличиями. «Укорененность растений — тот факт, что они не двигаются, — означает, что им нужно быть куда более осведомленными о своей среде, чем мне или вам», говорит Хамовитц.
Чтобы в полной мере оценить, как растения воспринимают мир, важно изменить парадигму отношения к растениям. Опасность в том, что если люди будут сравнивать растения с животными, они упустят ценность первых. Растения нужно признать интересными, экзотическими и удивительными живыми существами, а не предметами мебели. И в меньшей степени — источником человеческого питания и биотоплива. Такое отношение пошло бы на пользу всем. Генетика, электрофизиология и открытие транспозонов — лишь несколько примеров областей, которые начались с исследований растений, и все они оказались поворотными для биологии в некоторой степени.
С другой стороны, осознание того, что у нас может быть кое-что общее с растениями, может стать возможностью признать, что мы в большей степени растения, чем думали, так же, как растения в большей степени животные, чем мы думали.
«Возможно, мы более механистические, чем привыкли считать», заключает Хамовитц. По его мнению, эти сходства должны намекать на удивительную сложность растений, а также на общие факторы, которые соединяют всю жизнь на Земле. И тогда мы начнем ценить единство в биологии.
 
Источник: http://hi-news.ru/
Комментарии 19
+1
Мамонт
13.01.2017 18:16
[Материал]
А это не Создатель так создал....изучай тему эйцехоре.
Создатель пытается всё исправить..... Когда он создал мир совершенным, пришёл Другой и внёс свои изменения....якобы для свободы воли людей. Типа без такой свободы выбора между добром и злом люди не будут "как боги" совершенны, ибо не знают разницы. И Творец согласился, чтобы люди сами, по своей свободной воле, выбрали добро и совершенный мир. Но тот, Другой, делает всё, чтобы запутать людей. Чтобы они не понимали, что есть добро и что зло. Он хочет доказать, что люди неспособны стать подобными Богу, что они несовершенное творение Творца.......он просто Ему завидует. И весь мир в физическом плане был изменен эйцехоре, чтобы ничто не могло питаться первоначальной энергией Творца, но чтобы даже сама жизнь уже несла в себе залог страдания и зла |
0
Мамонт
14.01.2017 00:53
[Материал]
Ну для эзотериков можно ситуацию рассказать иначе
Взять небезизвестный фильм "Игры Богов". Его концепция такова.... Есть множество безсмертных сущностей, монад(они же искры Творца) и некое пространство где они существуют. В нём нет времени и нет никаких изменений. Это некий духовный мир, сотворённый Единым Творцом по определённым правилам и законам, вечный и неизменный. И вот искрам-монадам там "скучно". Они не могут проявить себя и познать себя. Поэтому каждая монада пытается сотворить что-то...свой Мир, подобно Единому Творцу. Но так как все монады отличаются приобретённым опытом и умением, то и имеют разную степень могущества и способности сотворить нечто совершенное и грандиозное. Естественно, что все творения монад временны....тоесть все сотворенные миры имеют начало и конец. К примеру одна из могущественных монад сотворяет свой прекрасный мир, со всеми законами и пространством-временем- измерениями и видами материй.... и приглашает других монад (не столь могущественных и не способных сотворить себе целый Мир самостоятельно) поселиться в нём. И жить там, получая опыты творения в малом и наслаждаясь Игрой и познанием своих и чужих возможностей.... Вот так появляется новый временный Мир, его Творец, и его обитатели. Мир может быть очень огромным и содержать неисчислимое количество галактик и Вселенных. Мир имеет свои законы и правила взаимодействия всего, определённые монадой - Творцом этого Мира. Чтобы искры-монады, неспособные к такому творению своего Мира, могли тем не менее прийти и жить в таком Мире, получая свои опыты...Творец создаёт им подходящие тела и формы, которые они могли бы одушевлять и управлять ими...таким образом живя в его Мире. Что удивительного, что и в этом Мире есть Творец, который сотворил и сам Мир и правила по которым всё в нём существует? Здесь всё сотворено Им и принадлежит Ему. Назовём его Бог. Это объясняет происхождение самого Мира и его законов. Монады не способные творить или управлять сложными телами, просто из-за отсутствия опыта, воплощаются в этом Мире в более простые тела. Например минералы. А более могущественные и опытные, воплощаются в растительном, животном и человеческом телах. Бог же следит, чтобы всем было хорошо, ибо это его Мир и он не хочет его разрушать, иначе зачем было создавать.... Поэтому в каждом Мире Бог - есть благо. Но чтобы игра была интересной, игроки должны обладать свободой воли и выбора. Иначе получится полная предопределённость. И тут уже кто во что горазд. В зависимости от уровня сознательности и понимания, каждая монада пользуется своей свободой выбора... Вот так и в нашем Мире, все сознательные игроки поделились на тех, кто помогает Богу поддерживать добро и порядок, и на тех, кто не способен создать свой Мир, но завидует Богу и хочет навести беСпорядок в Мире Бога. Добро и Зло. Движущая сила Игры.... Так что не так уж и глупо утверждение, что "на Небесах" славят Бога и поют ему непрестанно хвалу и благодарность за этот чудесный созданный Мир и всё, что в нём есть.... Ну а Противник злобствует и строит козни, пытаясь совратить побольше людей и других существ от гармонии и добра в беСпорядок и страдания.... |
0
Мамонт
14.01.2017 18:28
[Материал]
Не думай так о Творце нашего Мира. Поверь, он хочет только добра всем искрам.
Страдания только там, где Сатана вмешивается в устроенный Богом порядок. Но если ты искренне (тоесть искрой-монадой) примешь сторону Бога и начнёшь менять себя в соответствии с этим выбором, то получишь помощь сразу же, а не в "конце времён". Вокруг сонмы безтелесных существ, только ждущих твоего выбора, чтобы помочь тебе или поживиться тобой....в зависимости от выбора. Так что результат не замедлит. Просто выбери свою сторону и будешь включён в иерархию Света или Тьмы. Если внутри тебя есть Тьма и желание причинять страдания другим, то ты примкнёшь к Тьме. Временно получишь материальные блага, а затем страдания по карме (таковы законы этого Мира). Но закон Тьмы "используй других и живи за их счёт". Там никто никого не прощает....расплатишься больше чем накупил Если выберешь искрой сторону Бога, то сам захочешь делать Мир лучше и чище каждый день, избавить мир от зла и страданий. Это не служение Кому-то, это следование собственному убеждению...вместе с другими соратниками и братьями по выбору. То, что Бог победит в конце концов, это очевидно...этот Мир создан им и он имеет здесь всю власть. Тех, кто выберет Его сторону, Он защитит от всего....остальные будут страдать...много....пока не пройдут все нижние плотности материальности и не потеряют свою личность окончательно и навсегда. Тогда их монады будут выброшены из этого Мира навсегда вовне. И потом видимо будут пробовать свои силы в других Мирах с самого нуля...биллионы лет воплощений в разных галактиках и планетах от атома до минерала, растения, животного...и т.д. (см Д. Андреева) Те же, кто будут восходить с Богом, в конце станут подобны Ему и покинув этот Мир, смогут имея этот опыт, создавать свои подобные Миры. Станут намного могущественнее и получат безценный опыт. Бог никого не заставляет, свободный выбор каждого...таковы правила Игры. Если у тебя есть сомнения по этому вопросу, поделись. Это самый важный вопрос, который каждый должен решить втечение своей короткой жизни. И идти придётся самому...на ощупь. Здесь разные поводыри не помощники |
-1
Мамонт
14.01.2017 01:18
[Материал]
И кстати, Бог терпит в своём Мире существование Противника, только для возможности проявления свободы выбора для людей и всех других существ.
Чтобы все монады могли получить опыт добра и зла и получить различение и возможность добровольно прийти к Богу, и его гармонии в Мире без страданий и зла. |
0
malipas
14.01.2017 19:57
[Материал]
Тэтан (англ. Thetan) — саентологический термин, подразумевающий непосредственно личность, духовное существо. Это не разум и не тело, а тот, кто осознаёт, что он осознаёт, то есть индивидуальность, которой является сам человек. Родственен понятиям дух, душа в традиционных религиях[1].
Термин и концепция введена основателем саентологии Л. Рон Хаббардом, который обозначил греческой буквой тэта (Θ) «источник жизни и саму жизнь, мысль». Согласно саентологическому учению, тэтаны создали материальную вселенную и свет в основном для собственного удовольствия[2]. Вселенная, как полагают саентологи, не имеет самостоятельного бытия, но она есть только потому, что большинство тэтанов согласны с её существованием[3]. Саентологи считают, что тэтаны впали в немилость, когда начали отождествлять себя со своим созданием, а не со своим исходным состоянием духовной чистоты[2]. В конечном счёте, они потеряли память о своей истинной природе, а также связанные с ними духовные и творческие силы и стали ощущать себя лишь воплощенными в человеческом теле существами[3][4]. |
0
Мамонт
14.01.2017 20:27
[Материал]
Ты ведь тоже "тэтан". Создай что-нибудь...если тэтаны создали эту Вселенную
Но правда в том, что все монады (термин по Лейбницу) различны по своему могуществу. Что возможно Зевсу, того не может бык. И если монады обитают в не ими созданном мире, то должны быть благодарны тому, кто создал этот Мир и позволяет им получать в нём опыт и "развлекаться" и совершенствоваться. Саентологи считают, что тэтаны впали в немилость, когда начали отождествлять себя со своим созданием Перед кем же они впали в немилость?...если они и есть создатели этого Мира? ....или не они? |
-1
malipas
14.01.2017 21:02
[Материал]
издержки демократии
немного из саентологических изысков ...существовали бестелесные энергии, плававшие во вселенской пустоте. В книге под названием The Factors (1953) основатель Саентологии Л. Рон Хаббард описывает возникновение «тэты», или энергии, которая, согласно саентологическим писаниям, творит саму жизнь. «В начале было решение, и решение было быть», — пишет он. С того момента эта жизненная энергия начала быть, но вокруг не было ничего. Со временем ей захотелось того, на что можно посмотреть, поэтому она сформировала перспективу, тем самым создав измерение. Каким-то образом существовали и другие формы жизни — они тоже начали формировать свои перспективы. Обнаружив существование друг друга, они решили сотрудничать как комитет и создать вселенную, именуемую «Вселенной Тэта». Заскучав, они создали «Вселенную МЭПВ», где МЭПВ означает «материя, энергия, пространство, время». Вселенная МЭПВ — это и есть вселенная, в которой мы сегодня живем.... ...Однажды этот комитет начал вызывать к себе тэтанов и без всяких объяснений отправлять их в ссылку во вселенную МЭПВ. Изгнанные тэтаны, которым было слишком стыдно сопротивляться, подчинились этому решению и ушли. Однако в изгнании им стало скучно. Поэтому они начали создавать жизнь на планетах и заставляли сотворенные ими тела воевать с другими телами, сотворенными другими тэтанами (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 40: Game/Goals). Расстроенные поражениями, некоторые тетаны научили свои тела, как захватить в плен других тэтанов, но не поняли, что тем самым научили свои тела, как захватить в плен самих себя. В некоторых случаях плотские тела воспротивились, но в других случаях и те, и другие тэтаны оказались в ловушке (History of Man, 1952). Для того, чтобы ловить тэтанов в ловушку, использовались разные методы, но их общим знаменателем было любопытство. Внимание тэтана привлекал некий столб, излучавший какую-то энергию, и тэтан прилипал к нему. Или же тэтан оказывался в коробке, пытаясь понять, кто находится в ней. Ловушки использовали энергетические лучи, исходившие от тэтанов. Эти лучи содержат особую волну, с помощью которой взаимодействуют с объектами материальной вселенной (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 32: Flows, Dispersals; Lecture 33: Anatomy of the Genetic Entity.) И хотя самого тэтана поймать в ловушку нельзя, для этого можно воспользоваться энергией, с помощью которой он взаимодействует со вселенной. Потерпев поражение, тэтаны отождествили себя с телами, которые сотворили, — роботами, куклами, насекомыми и плотскими телами. Тела кукол и есть те «серые человечки», о которых все говорят. Со временем тэтаны обнаружили, что плотские тела имели преимущество перед другими видами тел, потому что были способны испытывать телесные удовольствия. Именно ради физических удовольствий тэтаны со временем оказались в плену плотских тел — ведь им это так нравилось (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 9: Anatomy of Processing – Energy, Phenomena/Sensation).... |