Вход / Регистрация
18.11.2024, 09:20
Русские на Кольском полуострове появились раньше, чем считалось
Археологические раскопки и данные радиоуглеродных исследований подтвердили, что русские поселенцы начали активно осваивать Кольский полуостров на несколько веков раньше, чем полагают сейчас ученые.
"Нам предстоит найти величайшую святыню Севера — захоронение 116 мучеников, монахов, которые погибли во время злодейского нападения шведских подданных. Печенгская обитель, основанная преподобным Трифоном в начале XVI века, была нашим важнейшим форпостом на северо-западе Европы.
Разорение монастыря произошло зимой 1589 года, перед самым Рождеством — отряд разбойников неожиданно напал на обитель, уничтожил многочисленные постройки и церкви, вырезав всю монастырскую братию во главе с игуменом Гурием. Эти страдальцы уже в наши дни были прославлены как преподобномученики. В 2003 году Святейший патриарх Алексий II по нашему ходатайству принял решение об их прославлении в лике святых", — рассказывает правящий архиерей Североморской епархии епископ Митрофан.
Раскопки ученые-археологи совместно с представителями Североморской епархии планируют начать в этом году. Работы будут проводиться на территории Трифонов Печенгского монастыря в Мурманской области, в 50 км от российско-норвежской границы. В ходе работ ученые и насельники монастыря надеются обнаружить останки 116 монахов-мучеников, живших в обители в XVI веке.
Владыка Митрофан говорит, что предварительные исследования на этих монастырских территориях уже велись и приблизительно известно место, где могут располагаться останки.
Новые страницы лопарской истории
Также Североморская епархия в будущем планирует начать раскопки в Борисоглебском скиту Трифонов Печенгского монастыря, находящегося на самой границе с Норвегией на реке Паз. Эти работы, как надеется владыка Митрофан, должны дать новый материал не только историкам церкви, но также исследователям истории коренного населения Кольского полуострова.
"Это исследование, безусловно, позволит нам не только получить важные факты из церковной истории края, но также вскрыть новые пласты лопарской (саамской) культуры, поскольку Пазрецкий погост всегда был чисто лопарским поселением. Основатель Трифонов Печенгского монастыря преподобный Трифон в русле своей просветительской миссии на Кольском Севере активно крестил в реке Паз местных саамов, и, вне сомнений, наши раскопки приведут к новым интересным открытиям, дополняющим наши знания о жизни и культуре древних саамов", — подытожил владыка Митрофан.
Североморская епархия и исследования истории Севера
Епископ Митрофан занимается историей и археологией Кольского полуострова уже более 20 лет. Результатом исследований, которые владыка провел совместно с историками и археологами СЗФО, стал трехтомник "История Кольского севера в Средние века", который представили в 2017 году в Санкт-Петербургском отделении Русского географического общества как научному сообществу, так и всем интересующимся историей Крайнего Севера Европы.
В своем труде автор настаивает на том, что заселение Кольского полуострова русскими поселенцами начало происходить не в конце Средневековья, как иногда утверждается, а много ранее, и первые новгородские поселения возникли на этой территории не позднее XIV века.
"Мы с археологом Карельского университета Марком Шахновичем сумели обнаружить венцы первого православного храма, построенного на Кольском полуострове. Радиоуглеродный анализ сгоревших бревен показал, что это здание Никольской церкви в Варзуге было основано около 1325 года. То есть уже в начале XIV века на Кольском поморье шло строительство церквей", — отметил владыка.
"Надо понимать, что строительство храмов знаменует собой весьма высокую степень развитости поморских поселений на берегах Кольского полуострова. Храм не может возникнуть на пустом месте, сначала появляются временные поселения, растет количество потенциальных прихожан, которые обращаются к Новгородскому архиерею с просьбой прислать священника и т. д. То есть Варзуга к началу XIV века уже представляла собой состоявшееся, развитое поселение, и, следовательно, освоение Кольского Севера российским людом началось много раньше", — подытоживает епископ Митрофан.
"Нам предстоит найти величайшую святыню Севера — захоронение 116 мучеников, монахов, которые погибли во время злодейского нападения шведских подданных. Печенгская обитель, основанная преподобным Трифоном в начале XVI века, была нашим важнейшим форпостом на северо-западе Европы.
Разорение монастыря произошло зимой 1589 года, перед самым Рождеством — отряд разбойников неожиданно напал на обитель, уничтожил многочисленные постройки и церкви, вырезав всю монастырскую братию во главе с игуменом Гурием. Эти страдальцы уже в наши дни были прославлены как преподобномученики. В 2003 году Святейший патриарх Алексий II по нашему ходатайству принял решение об их прославлении в лике святых", — рассказывает правящий архиерей Североморской епархии епископ Митрофан.
Раскопки ученые-археологи совместно с представителями Североморской епархии планируют начать в этом году. Работы будут проводиться на территории Трифонов Печенгского монастыря в Мурманской области, в 50 км от российско-норвежской границы. В ходе работ ученые и насельники монастыря надеются обнаружить останки 116 монахов-мучеников, живших в обители в XVI веке.
Владыка Митрофан говорит, что предварительные исследования на этих монастырских территориях уже велись и приблизительно известно место, где могут располагаться останки.
Новые страницы лопарской истории
Также Североморская епархия в будущем планирует начать раскопки в Борисоглебском скиту Трифонов Печенгского монастыря, находящегося на самой границе с Норвегией на реке Паз. Эти работы, как надеется владыка Митрофан, должны дать новый материал не только историкам церкви, но также исследователям истории коренного населения Кольского полуострова.
"Это исследование, безусловно, позволит нам не только получить важные факты из церковной истории края, но также вскрыть новые пласты лопарской (саамской) культуры, поскольку Пазрецкий погост всегда был чисто лопарским поселением. Основатель Трифонов Печенгского монастыря преподобный Трифон в русле своей просветительской миссии на Кольском Севере активно крестил в реке Паз местных саамов, и, вне сомнений, наши раскопки приведут к новым интересным открытиям, дополняющим наши знания о жизни и культуре древних саамов", — подытожил владыка Митрофан.
Североморская епархия и исследования истории Севера
Епископ Митрофан занимается историей и археологией Кольского полуострова уже более 20 лет. Результатом исследований, которые владыка провел совместно с историками и археологами СЗФО, стал трехтомник "История Кольского севера в Средние века", который представили в 2017 году в Санкт-Петербургском отделении Русского географического общества как научному сообществу, так и всем интересующимся историей Крайнего Севера Европы.
В своем труде автор настаивает на том, что заселение Кольского полуострова русскими поселенцами начало происходить не в конце Средневековья, как иногда утверждается, а много ранее, и первые новгородские поселения возникли на этой территории не позднее XIV века.
"Мы с археологом Карельского университета Марком Шахновичем сумели обнаружить венцы первого православного храма, построенного на Кольском полуострове. Радиоуглеродный анализ сгоревших бревен показал, что это здание Никольской церкви в Варзуге было основано около 1325 года. То есть уже в начале XIV века на Кольском поморье шло строительство церквей", — отметил владыка.
"Надо понимать, что строительство храмов знаменует собой весьма высокую степень развитости поморских поселений на берегах Кольского полуострова. Храм не может возникнуть на пустом месте, сначала появляются временные поселения, растет количество потенциальных прихожан, которые обращаются к Новгородскому архиерею с просьбой прислать священника и т. д. То есть Варзуга к началу XIV века уже представляла собой состоявшееся, развитое поселение, и, следовательно, освоение Кольского Севера российским людом началось много раньше", — подытоживает епископ Митрофан.
 
Источник: http://tass.ru/