Путешествие на Марс в 2019 году
Глава компании SpaceX Илон Маск заявил, что первый испытательный полет корабля, предназначенного для освоения Марса, запланирован на 2019 год. Об этом бизнесмен сказал, выступая на технологической ярмарке в Остине, штат Техас.
"Мы строим первый марсианский или межпланетный корабль, и я думаю, что он сможет совершать краткие полеты в первой половине следующего года", — заявил Маск, признав вместе с тем, что сроки, которые он называет, "иногда" сдвигаются.
SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль к Красной планете в 2022 году. Конечная цель компании Маска — высаживание на Марсе семян, чтобы создать там условия для появления человеческой колонии. Ожидается, что многоразовая ракетная система SpaceX BFR будет способна совершать межпланетные путешествия, а один полет будет стоить меньше пяти-шести миллионов долларов.
"Я думаю, что когда мы построим его (корабль. — Прим. ред.), мы сможем показать, что и другие компании и страны могут сделать то же самое. Они, конечно, не верят в это, но если мы это сделаем, то они вступят в игру", — добавил Маск.
В дальнейшем, по словам главы SpaceX, на Марсе можно будет построить стеклянные купола, электростанции и создать все условия для жизни. После появления инфраструктуры на Красной планете, по мнению Маска, "начнется предпринимательский бум, потому что Марсу понадобится все, начиная от литейных цехов и заканчивая пиццей".
Конечно, на пути к марсианским пиццериям есть некоторые трудности. Можно их даже перечислить. Мы зануды, нам несложно.
Например:
1) У планеты Марс отсутствует магнитное поле. Это не значит, что ориентироваться там приходится по солнцу. Это значит, что поверхность планеты беззащитна перед жестким радиационным солнечным излучением. Защита экипажей будущих длительных космических миссий от радиации по-прежнему остается проблемой, далекой от практического решения.
2) Атмосфера планеты Марс содержит совершенно ничтожное количество кислорода, а погода даже на экваторе антарктическая. Так что посадить там семена — столь же практично, как отправка красной машины в глубины Солнечной системы под музыку Боуи.
3) Проекты купольных поселений, предлагавшиеся на Земле последние лет пятьдесят, до сих пор нигде не реализованы (даже там, где они бы очень пригодились, например на северных приисках). При столкновении с реальностью прожекты эти порождают дикое количество проблем, решить которые пока никому на практике не удалось.
4) Нынешние запуски ракет "Фалькон" на околоземные орбиты обходятся заказчикам Маска (а заказчики — сюрприз для прихожан Церкви Коммерческого Космоса — почти сплошь государственные/оборонные структуры) примерно в 90 миллионов долларов штука. Должно произойти что-то очень интересное, чтобы корабль, покрывающий в миллион раз большее расстояние, чем "фальконы", внезапно начал стоить в 18 раз дешевле.
С другой стороны, как метко пишут комментаторы в соцсетях, "ведь худо-бедно у него получается воплощать обещанное. Я бы не был так пессимистичен. Может, не в 22 году, может, не за пять миллионов, но есть подозрения, что таки запустит."
И вот об этом действительно стоит поговорить.
Штука вся вот в чем. В реальности все, что Маском выполнено, то не прорыв, а все, что прорыв, — не выполнено.
Пока, конечно.
На самом деле, уважаемые читатели, нет никакого гиперлупа — спустя шесть лет и 200 миллионов привлеченных долларов есть только макет дизайна капсулы гиперлупа, представленный недавно в Дубае. В макете можно посидеть и сделать себяшку.
На самом деле нет и космического маскового интернета — и пока не вполне понятно, как его реализовать.
На самом деле нет и никаких копеечных ракет. Как уже было сказано выше, заказчикам масковы "фальконы" обходятся на уровне или чуть дороже российских "Союзов".
Имеются, правда, картинно самосажающиеся первые ступени "фальконов", известные как многоразовые. Но, во-первых, никто до сих пор не в курсе, как глубоко эту многоразовость приходится восстанавливать после каждого запуска. А во-вторых — никто не знает, сколько это стоит.
Имеются также электромобили от Маска и солнечные панели от Маска. Но мы никак не можем назвать их прорывными. Потому что если бы они были столь прорывны, то какого черта США недавно влупили пошлины на ввоз китайских солнечных панелей? И почему Маск только что попросил Д. Трампа поднять в десять раз пошлины также и на ввоз китайских электромобилей?
Мы, кажется, забыли еще одно совершенно реальное изделие: огнеметы для вечеринок и защиты от инопланетян.
…Но проблема не в инноваторе Маске. В конце концов, реальному научно-техническому прогрессу он никакого вреда не наносит. А своим шоу-прогрессом даже поддразнивает и воодушевляет человеческое стремление к настоящим прорывам.
А вот технологии, которые пока состоят из 3D-концептов, роликов, макетов и шоу с возвращающимися ступенями, — реальны. Причем реальны для миллионов наших современников. Причем реальны куда более, чем не сопровожденные крутым 3D суперракеты и дроны, воплощенные только в грубом железе.
Все это говорит об одной пугающей вещи.
У нас на планете выросло поколение, измеряющее реальность чего бы то ни было качеством его виртуальной презентации. Не видящее разницы между миром материальным и многочисленными воображариумами, окружающими его.
Этот вид современников дивным образом верит только тому, что видит, — но при этом напрочь лишен критического восприятия того, что ему показывают. Функция "сверять показанное с источниками/знаниями" у него отключена. Потому что сверять некогда и зачастую не с чем.