Вход / Регистрация
18.12.2024, 20:05
Загадочные каменные маски эпохи неолита
В 2014 году Музей Израиля выставил на всеобщее обозрение двенадцать масок из известняка. Это древнейшие маски, сделанные людьми эпохи так называемого докерамического неолита. Все они были найдены в Иудейской пустыне, а происходят, как показали исследования поверхности камня, из очень небольшой области радиусом около пятидесяти километров.
Творения из известняка
Каждая маска весит примерно от одного до двух килограммов, имеет овальную форму, изготовлена в виде человеческого лица с прорезями вместо глаз и отверстием для рта, окружённым тщательно изображенными зубами, а также выступающим носом. Одна из масок близка по форме к изображению черепа — она имеет широкие круглые глазницы и детально проработанную нижнюю челюсть. Все маски, за исключением одной, умещающейся на ладони, по размерам сопоставимы с человеческим лицом.
Некоторые имеют отверстия по периметру, сквозь которые, вероятно, продевались удерживающие их завязки. Известняк — лёгкий в обработке камень, но нужно учитывать, что люди, сделавшие эти маски, не имели для обработки ничего, кроме каменных орудий. А им нужно было добыть кусок известняка, довести его до необходимой толщины, выдолбить овальную выемку в нижней стороне, чтобы каменное изделие можно было надевать или хотя бы держать руками около лица, внешней стороне придать схожесть с личиной, к тому же аккуратнейшим образом вырезать отверстия, не повредив изделие.
Для инструментов того времени это была сложная работа. И резчики по камню достойны всяческих похвал. На одной маске остались следы окрашивания (полосы красного и зелёного цветов) — иными словами, после резчиков к делу приступали художники. Они расписывали маски цветными полосами, имитируя, скорее всего, татуировку. Предполагают, что маски были «портретами» умерших соплеменников, поэтому все они сохранили индивидуальность, а не изготовлены по единому образцу. Маски были вытесаны из камня около 7200-7000 годов до нашей эры.
Люди далёкого прошлого
Девять тысяч лет назад на земле, где обосновались позже иудеи, жили племена натуфийцев. Они ещё не знали керамики и не умели изготавливать посуду. Но они прекрасно обрабатывали камень, искусно вырезали по дереву, выделывали кожи, из растительных волокон и шерсти животных изготавливали ткань. В пещере Нахаль Хемар, где в 1983 году археолог Офер Бар-Йосеф обнаружил две каменные маски, были найдены и другие замечательные артефакты — плетёные верёвочные корзины, остатки циновок, деревянные наконечники стрел и деревянный серп, гипсовые бусы, головные уборы из льна и множество кремниевых изделий.
В Иерихоне археологические раскопки тоже дали обильный материал к размышлению. Жители Иерихона занимались земледелием. Они выращивали два вида пшеницы, ячмень, чечевицу, горох, конские бобы, нут. И ячмень, и пшеница были искусственно выведенными растениями. Для хранения зерна иерихонцы строили специальные зерновые ямы.
Но главным занятием оставалась обработка камня. Из каменных блоков и глиняных «подушек» они возводили стены вокруг поселения, внутри протогорода возводили круглые дома, умели штукатурить стены внутри жилищ и окрашивали их, чтобы там было приятно жить, делали дверные проёмы с дверными косяками и навешивали двери, вокруг очагов и бассейнов выкладывали каменный или глиняный пол, расписывали его узорами, иногда возводили деревянные лестницы, крышу из камыша покрывали слоем глины. В Иерихоне находят множество резных каменных и костяных артефактов — фигурок людей и животных, экспрессивно выглядящих отдельных голов, орнаментированных ручек для утвари. Все это изготовлено мастерски. Один из археологов, изучавших эту эпоху, говорил, что у натуфийцев была просто какая-то страсть к искусству.
Маски, конечно, можно рассматривать как предмет искусства. Однако в жизни древних людей маски играли несколько другую роль. В Риме, например, и гораздо позже, делали посмертные восковые маски предков, которые хранили как зеницу ока, потому что верили, что таким образом предки остаются навеки вместе с потомками. Известна даже скульптура римлянина, который держит восковые маски своих предков. Наличие коллекции таких масок было для них чем-то вроде родословного древа. Чем больше масок — тем благороднее и знатнее род. Потом на смену этим маскам пришли бюсты предков, которые чтились с таким же воодушевлением.
В древние времена в Палестине маски тоже связывали людей с их предками. Их делали и из камня, и из керамики, и из дерева, возможно, как римляне, из воска. Но за девять тысячелетий все, кроме камня, обратилось в прах. Однако в Иерихоне нашли несколько очень интересных черепов, обмазанных глиной, чтобы сохранить индивидуальные черты умерших. Внутренняя полость этих черепов была заполнена глиной. В глазницы черепов вставлены двустворчатые ракушки или ракушки каури, отчего казалось, что веки немного смежены: художники стремились придать мёртвым живой взгляд. Некоторые черепа были плотно покрыты слоем глины, оставалась лишь прорезь для глаз. Другие имели чёрную полосу на лбу, чтобы была показана черта волос. Каким-то черепам нарисовали усы. Какие-то специально деформировали, убрав нижнюю челюсть. Некоторые уподобили маскам. Другие покрыли орнаментом. В упомянутой уже пещере Нахаль Хемаль Бар-Йосеф наткнулся на целую коллекцию подобных черепов. Они получили название «отштукатуренные черепа».
Все они принадлежали взрослым мужчинам. Со стороны лица черепа были раскрашены, с нижней, теменной стороны, была нанесена решётка из материала, который сначала приняли за асфальт. Однако в ходе изучения вещества выяснили, что это вовсе не асфальт, а древний клей, искусственный коллаген. Его изготавливали из вываренных шкур животных, добавляя растительные компоненты. Древним клеем были покрыты не только нижние стороны черепов, но и плетёные корзинки, деревянные изделия.
Среди исследователей нет единого мнения, для чего черепа отделяли от тела, набивали глиной, раскрашивали и потом дополнительно обрабатывали коллагеном. Некоторые специалисты полагают, что клей должен был предохранить от дождя. Учитывая, что клей на черепах превратился в асфальт, дождь в этом регионе — явление крайне редкое. Вероятно, так было не только сегодня, но и тысячелетия назад.
Поговорить с вечностью
Натуфийцы, живущие в домах, хоронили своих мёртвых прямо под полом жилища, очевидно, исходя из принципа, что предок не должен покидать своих родичей даже после смерти. Предок под полом был чем-то вроде оберега, который не позволит дому разрушиться. Какие манипуляции со своими «подпольными» предками проводили натуфийцы, мы не знаем. Как не знаем доподлинно, какие ритуалы проводили люди в масках. Понятно лишь, что эти ритуалы были тесно связаны с культом предков. Очевидно, в них использовали не только маски и, может быть, не только головы предков, но и фигурки зверей, людей, которые могли символизировать силы, способные защитить от беды или увеличить возможность удачи. Назначение одной фигурки точно известно: схематично вылепленная из глины (либо вырезанная из камня или кости) женщина с большой грудью и толстыми ляжками (так называемая палеолитическая Венера) символизировала плодовитость и плодородие.
Некоторые исследователи полагают, что ритуальные действия с масками, фигурками и черепами были обращены к богам, другие — что ритуалы связаны с сезонными работами и плодородием, третьи — что ритуалы имели сугубо магическую подоплёку, проводили их шаманы с помощниками. Именно они надевали маски, исполняли ритуальные танцы, пели ритуальные песни и взывали к предкам, чтобы те позаботились о своих потомках, послали им хороший урожай и избавили от несчастий и болезней.
Творения из известняка
Каждая маска весит примерно от одного до двух килограммов, имеет овальную форму, изготовлена в виде человеческого лица с прорезями вместо глаз и отверстием для рта, окружённым тщательно изображенными зубами, а также выступающим носом. Одна из масок близка по форме к изображению черепа — она имеет широкие круглые глазницы и детально проработанную нижнюю челюсть. Все маски, за исключением одной, умещающейся на ладони, по размерам сопоставимы с человеческим лицом.
Некоторые имеют отверстия по периметру, сквозь которые, вероятно, продевались удерживающие их завязки. Известняк — лёгкий в обработке камень, но нужно учитывать, что люди, сделавшие эти маски, не имели для обработки ничего, кроме каменных орудий. А им нужно было добыть кусок известняка, довести его до необходимой толщины, выдолбить овальную выемку в нижней стороне, чтобы каменное изделие можно было надевать или хотя бы держать руками около лица, внешней стороне придать схожесть с личиной, к тому же аккуратнейшим образом вырезать отверстия, не повредив изделие.
Для инструментов того времени это была сложная работа. И резчики по камню достойны всяческих похвал. На одной маске остались следы окрашивания (полосы красного и зелёного цветов) — иными словами, после резчиков к делу приступали художники. Они расписывали маски цветными полосами, имитируя, скорее всего, татуировку. Предполагают, что маски были «портретами» умерших соплеменников, поэтому все они сохранили индивидуальность, а не изготовлены по единому образцу. Маски были вытесаны из камня около 7200-7000 годов до нашей эры.
Люди далёкого прошлого
Девять тысяч лет назад на земле, где обосновались позже иудеи, жили племена натуфийцев. Они ещё не знали керамики и не умели изготавливать посуду. Но они прекрасно обрабатывали камень, искусно вырезали по дереву, выделывали кожи, из растительных волокон и шерсти животных изготавливали ткань. В пещере Нахаль Хемар, где в 1983 году археолог Офер Бар-Йосеф обнаружил две каменные маски, были найдены и другие замечательные артефакты — плетёные верёвочные корзины, остатки циновок, деревянные наконечники стрел и деревянный серп, гипсовые бусы, головные уборы из льна и множество кремниевых изделий.
В Иерихоне археологические раскопки тоже дали обильный материал к размышлению. Жители Иерихона занимались земледелием. Они выращивали два вида пшеницы, ячмень, чечевицу, горох, конские бобы, нут. И ячмень, и пшеница были искусственно выведенными растениями. Для хранения зерна иерихонцы строили специальные зерновые ямы.
Но главным занятием оставалась обработка камня. Из каменных блоков и глиняных «подушек» они возводили стены вокруг поселения, внутри протогорода возводили круглые дома, умели штукатурить стены внутри жилищ и окрашивали их, чтобы там было приятно жить, делали дверные проёмы с дверными косяками и навешивали двери, вокруг очагов и бассейнов выкладывали каменный или глиняный пол, расписывали его узорами, иногда возводили деревянные лестницы, крышу из камыша покрывали слоем глины. В Иерихоне находят множество резных каменных и костяных артефактов — фигурок людей и животных, экспрессивно выглядящих отдельных голов, орнаментированных ручек для утвари. Все это изготовлено мастерски. Один из археологов, изучавших эту эпоху, говорил, что у натуфийцев была просто какая-то страсть к искусству.
Маски, конечно, можно рассматривать как предмет искусства. Однако в жизни древних людей маски играли несколько другую роль. В Риме, например, и гораздо позже, делали посмертные восковые маски предков, которые хранили как зеницу ока, потому что верили, что таким образом предки остаются навеки вместе с потомками. Известна даже скульптура римлянина, который держит восковые маски своих предков. Наличие коллекции таких масок было для них чем-то вроде родословного древа. Чем больше масок — тем благороднее и знатнее род. Потом на смену этим маскам пришли бюсты предков, которые чтились с таким же воодушевлением.
В древние времена в Палестине маски тоже связывали людей с их предками. Их делали и из камня, и из керамики, и из дерева, возможно, как римляне, из воска. Но за девять тысячелетий все, кроме камня, обратилось в прах. Однако в Иерихоне нашли несколько очень интересных черепов, обмазанных глиной, чтобы сохранить индивидуальные черты умерших. Внутренняя полость этих черепов была заполнена глиной. В глазницы черепов вставлены двустворчатые ракушки или ракушки каури, отчего казалось, что веки немного смежены: художники стремились придать мёртвым живой взгляд. Некоторые черепа были плотно покрыты слоем глины, оставалась лишь прорезь для глаз. Другие имели чёрную полосу на лбу, чтобы была показана черта волос. Каким-то черепам нарисовали усы. Какие-то специально деформировали, убрав нижнюю челюсть. Некоторые уподобили маскам. Другие покрыли орнаментом. В упомянутой уже пещере Нахаль Хемаль Бар-Йосеф наткнулся на целую коллекцию подобных черепов. Они получили название «отштукатуренные черепа».
Все они принадлежали взрослым мужчинам. Со стороны лица черепа были раскрашены, с нижней, теменной стороны, была нанесена решётка из материала, который сначала приняли за асфальт. Однако в ходе изучения вещества выяснили, что это вовсе не асфальт, а древний клей, искусственный коллаген. Его изготавливали из вываренных шкур животных, добавляя растительные компоненты. Древним клеем были покрыты не только нижние стороны черепов, но и плетёные корзинки, деревянные изделия.
Среди исследователей нет единого мнения, для чего черепа отделяли от тела, набивали глиной, раскрашивали и потом дополнительно обрабатывали коллагеном. Некоторые специалисты полагают, что клей должен был предохранить от дождя. Учитывая, что клей на черепах превратился в асфальт, дождь в этом регионе — явление крайне редкое. Вероятно, так было не только сегодня, но и тысячелетия назад.
Поговорить с вечностью
Натуфийцы, живущие в домах, хоронили своих мёртвых прямо под полом жилища, очевидно, исходя из принципа, что предок не должен покидать своих родичей даже после смерти. Предок под полом был чем-то вроде оберега, который не позволит дому разрушиться. Какие манипуляции со своими «подпольными» предками проводили натуфийцы, мы не знаем. Как не знаем доподлинно, какие ритуалы проводили люди в масках. Понятно лишь, что эти ритуалы были тесно связаны с культом предков. Очевидно, в них использовали не только маски и, может быть, не только головы предков, но и фигурки зверей, людей, которые могли символизировать силы, способные защитить от беды или увеличить возможность удачи. Назначение одной фигурки точно известно: схематично вылепленная из глины (либо вырезанная из камня или кости) женщина с большой грудью и толстыми ляжками (так называемая палеолитическая Венера) символизировала плодовитость и плодородие.
Некоторые исследователи полагают, что ритуальные действия с масками, фигурками и черепами были обращены к богам, другие — что ритуалы связаны с сезонными работами и плодородием, третьи — что ритуалы имели сугубо магическую подоплёку, проводили их шаманы с помощниками. Именно они надевали маски, исполняли ритуальные танцы, пели ритуальные песни и взывали к предкам, чтобы те позаботились о своих потомках, послали им хороший урожай и избавили от несчастий и болезней.