Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:23
Древние тайны индийских храмов
В Индии десятки тысяч храмов. И некоторые из них очень необычны. Например, в храме Витала в городе Хампи (штат Карнатака) есть 56 гранитных колонн, которые подпирают каменную крышу зала без внешних стен и издают при ударе по ним рукой или каким-либо лёгким предметом звуки, похожие на барабан, духовые или струнные инструменты. Музыкальные звуки также издают некоторые колонны в грандиозном храме Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад). Для того чтобы получить звуковой эффект, достаточно нажать на них рукой.
Странные колонны
В Халебиде (штат Карнатака), в одном из храмов XII столетия, высится несколько колонн из Мыльного камня. Они примечательны тем, что на их грубо обработанной поверхности проступают зеркально отполированные полосы. Возле одной из колонн всегда толпятся посетители. Там в зеркальной поверхности смотрящий видит своё двойное отображение: одно — прямое, другое — перевёрнутое вверх ногами. Вероятно, неизвестный мастер обладал секретом особой полировки камня. Она и давала столь необычный оптический эффект. В некоторых храмах среди десятков колонн не найдёшь двух одинаковых, ибо каждая из них соревнуется с соседней в красоте и сложности резных орнаментов.
Но ещё более уникальны пещерные храмы Индии. Так, в центральной части страны, в штате Махараштра, после нескольких веков забвения в XIX столетии был открыт комплекс пещерных монастырей Аджанта, один из величайших памятников буддизма.
Аджанта создавалась буддийскими монахами в течение девяти столетий, начиная со II века до нашей эры. Первым исследователем пещерного города-монастыря был английский археолог Джеймс Фергюсон, представивший в 1843 году научный отчёт Королевскому азиатскому обществу.
Тогда стало известно, что из 29 пещер 24 являются собственно монастырями, а пять — храмами, многие из которых уходят вглубь скальной породы на 100 футов (более 30 метров). По мнению учёного, на создание грандиозного архитектурного комплекса ушло труда больше, чем на постройку пирамиды Хеопса. В самом деле, невозможно не удивляться тому, какие неимоверные труд, мастерство и терпение были затрачены на создание разукрашенных резьбой и скульптурами монолитных сооружений в наитвердейшем базальте.
Светящиеся фрески
Пещеры Аджанты представляют собой уникальную картинную галерею. Росписи занимают все свободное пространство: стены, потолки и даже колонны. Содержание фресок также весьма разнообразно. В них все, что волновало людей далёких веков: от простодушной легенды о том, как слон, попав в неволю, растрогал сердце раджи, до изображения вручения верительных грамот персидским послом повелителю княжества Ватапи.
Однако остаётся загадкой — как художники могли рисовать в полутьме пещер? Да ещё и делать это так исключительно хорошо! Если бы они пользовались искусственным освещением (свечами или факелами), на стенах неминуемо остались бы следы копоти, но их нет. Есть предположение, что мастера пользовались светом, отражённым с помощью металлических зеркал.
Удивляет и прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей и влажный климат. Всё это говорит о том, что древние художники прекрасно владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для окраски грунт они готовили из двух слоёв. Для связки использовали пчелиный воск, патоку, камень. Удивительно также и то, что часть росписей исполнена светящимися красками!
Доктор искусствоведения и лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семён Тюляев рассказывал, как во время осмотра пещер начала VI века в Аджанте проводник, приведший группу экскурсантов к изображениям женских полуобнажённых фигур, сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от входа совсем не доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из неё выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и произошло. Живопись Аджанты, хотя она и создана монахами, никак нельзя назвать религиозной. Напротив, она обладает жизненной достоверностью, пластикой и обаянием.
Равный Парфенону
Впрочем, Аджанта — не единственное место в Индии, где сохранились пещерные монастыри и храмовые комплексы. В 30 милях от Аджанты была обнаружена Элуру (Эллора) — группа из 34 индуистских храмов, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.
Самое значительное и невероятное сооружение Элуру — храм Кайласанатха. Высеченный в VIII веке из цельной скалы, он имеет 80 метров в длину, 50 — в ширину, 40 — в высоту. Этот величественный храм почти равен Парфенону с афинского Акрополя по площади и в полтора раза выше его. Однако для его сооружения потребовалось меньше труда, поскольку не возникала проблема транспортировки строительных материалов. Не было и необходимости в строительных лесах: храм высекали, начав с вершины скалы и постепенно продвигаясь к её подножию.
Башни, галереи, мостики, гигантские слоны, подпирающие площадки, статуи бога Шивы и демонов, разъярённых быков и танцующих девушек — все это вырезано из одной монолитной скалы. Кроме всего прочего, стены Элуру украшены живописью, и, по мнению некоторых исследователей, ряд рисунков изображает не что иное, как… воздушные корабли древних индийцев.
Они же полагают, что эти рисунки являются иллюстрациями великого эпоса «Рамаяна», в котором, как известно, немало места уделено воздушным сражениям богов и героев. Так, в части седьмой рассказывается о том, как великий бог Брахма подарил герою Кубере чудесную колесницу Пушпаку. Она была украшена колоннами и арками, с лестницами и террасами и могла превосходно летать по воздуху. Злодей Ра-вана, брат Куберы, отобрал Пушпаку и с её помощью не только участвовал в «звёздных войнах», но и неоднократно опускался в подводное царство.
Великолепный пещерный комплекс был создан в самом начале нашей эры в Карли (неподалёку от Мумбаи). В огромном зале главного храма — два ряда колонн, буддийская ступа и множество различных каменных скульптур. Свет попадает внутрь через особые отверстия с деревянными решётками. По фасаду располагается большое количество рельефов. Весь комплекс сделан в монолите скалы и поражает своей величественностью. Над главным храмом находятся ещё два выдолбленных в скале яруса. На каждом из них широкие галереи с резными колоннами, с которых можно войти в большие залы и коридоры, ещё практически не исследованные.
Ещё один уникальный древний пещерный комплекс высечен в гранитной горе острова Элефанта, расположенного в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона, отсюда его название. Храмы высечены руками индуистских монахов в VI-VII веках и посвящены Шиве. Но порой создаётся впечатление, что они построены циклопами.
Повсюду воспроизведены многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги Шивы, величайшего божества — творца всего видимого и невидимого. В центре одного скального храма расположен главный алтарь Шивы — священный лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.
Странные колонны
В Халебиде (штат Карнатака), в одном из храмов XII столетия, высится несколько колонн из Мыльного камня. Они примечательны тем, что на их грубо обработанной поверхности проступают зеркально отполированные полосы. Возле одной из колонн всегда толпятся посетители. Там в зеркальной поверхности смотрящий видит своё двойное отображение: одно — прямое, другое — перевёрнутое вверх ногами. Вероятно, неизвестный мастер обладал секретом особой полировки камня. Она и давала столь необычный оптический эффект. В некоторых храмах среди десятков колонн не найдёшь двух одинаковых, ибо каждая из них соревнуется с соседней в красоте и сложности резных орнаментов.
Но ещё более уникальны пещерные храмы Индии. Так, в центральной части страны, в штате Махараштра, после нескольких веков забвения в XIX столетии был открыт комплекс пещерных монастырей Аджанта, один из величайших памятников буддизма.
Аджанта создавалась буддийскими монахами в течение девяти столетий, начиная со II века до нашей эры. Первым исследователем пещерного города-монастыря был английский археолог Джеймс Фергюсон, представивший в 1843 году научный отчёт Королевскому азиатскому обществу.
Тогда стало известно, что из 29 пещер 24 являются собственно монастырями, а пять — храмами, многие из которых уходят вглубь скальной породы на 100 футов (более 30 метров). По мнению учёного, на создание грандиозного архитектурного комплекса ушло труда больше, чем на постройку пирамиды Хеопса. В самом деле, невозможно не удивляться тому, какие неимоверные труд, мастерство и терпение были затрачены на создание разукрашенных резьбой и скульптурами монолитных сооружений в наитвердейшем базальте.
Светящиеся фрески
Пещеры Аджанты представляют собой уникальную картинную галерею. Росписи занимают все свободное пространство: стены, потолки и даже колонны. Содержание фресок также весьма разнообразно. В них все, что волновало людей далёких веков: от простодушной легенды о том, как слон, попав в неволю, растрогал сердце раджи, до изображения вручения верительных грамот персидским послом повелителю княжества Ватапи.
Однако остаётся загадкой — как художники могли рисовать в полутьме пещер? Да ещё и делать это так исключительно хорошо! Если бы они пользовались искусственным освещением (свечами или факелами), на стенах неминуемо остались бы следы копоти, но их нет. Есть предположение, что мастера пользовались светом, отражённым с помощью металлических зеркал.
Удивляет и прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей и влажный климат. Всё это говорит о том, что древние художники прекрасно владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для окраски грунт они готовили из двух слоёв. Для связки использовали пчелиный воск, патоку, камень. Удивительно также и то, что часть росписей исполнена светящимися красками!
Доктор искусствоведения и лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семён Тюляев рассказывал, как во время осмотра пещер начала VI века в Аджанте проводник, приведший группу экскурсантов к изображениям женских полуобнажённых фигур, сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от входа совсем не доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из неё выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и произошло. Живопись Аджанты, хотя она и создана монахами, никак нельзя назвать религиозной. Напротив, она обладает жизненной достоверностью, пластикой и обаянием.
Равный Парфенону
Впрочем, Аджанта — не единственное место в Индии, где сохранились пещерные монастыри и храмовые комплексы. В 30 милях от Аджанты была обнаружена Элуру (Эллора) — группа из 34 индуистских храмов, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.
Самое значительное и невероятное сооружение Элуру — храм Кайласанатха. Высеченный в VIII веке из цельной скалы, он имеет 80 метров в длину, 50 — в ширину, 40 — в высоту. Этот величественный храм почти равен Парфенону с афинского Акрополя по площади и в полтора раза выше его. Однако для его сооружения потребовалось меньше труда, поскольку не возникала проблема транспортировки строительных материалов. Не было и необходимости в строительных лесах: храм высекали, начав с вершины скалы и постепенно продвигаясь к её подножию.
Башни, галереи, мостики, гигантские слоны, подпирающие площадки, статуи бога Шивы и демонов, разъярённых быков и танцующих девушек — все это вырезано из одной монолитной скалы. Кроме всего прочего, стены Элуру украшены живописью, и, по мнению некоторых исследователей, ряд рисунков изображает не что иное, как… воздушные корабли древних индийцев.
Они же полагают, что эти рисунки являются иллюстрациями великого эпоса «Рамаяна», в котором, как известно, немало места уделено воздушным сражениям богов и героев. Так, в части седьмой рассказывается о том, как великий бог Брахма подарил герою Кубере чудесную колесницу Пушпаку. Она была украшена колоннами и арками, с лестницами и террасами и могла превосходно летать по воздуху. Злодей Ра-вана, брат Куберы, отобрал Пушпаку и с её помощью не только участвовал в «звёздных войнах», но и неоднократно опускался в подводное царство.
Великолепный пещерный комплекс был создан в самом начале нашей эры в Карли (неподалёку от Мумбаи). В огромном зале главного храма — два ряда колонн, буддийская ступа и множество различных каменных скульптур. Свет попадает внутрь через особые отверстия с деревянными решётками. По фасаду располагается большое количество рельефов. Весь комплекс сделан в монолите скалы и поражает своей величественностью. Над главным храмом находятся ещё два выдолбленных в скале яруса. На каждом из них широкие галереи с резными колоннами, с которых можно войти в большие залы и коридоры, ещё практически не исследованные.
Ещё один уникальный древний пещерный комплекс высечен в гранитной горе острова Элефанта, расположенного в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона, отсюда его название. Храмы высечены руками индуистских монахов в VI-VII веках и посвящены Шиве. Но порой создаётся впечатление, что они построены циклопами.
Повсюду воспроизведены многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги Шивы, величайшего божества — творца всего видимого и невидимого. В центре одного скального храма расположен главный алтарь Шивы — священный лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.